Дорогу осилит тот, кто ее строит... и ремонтирует

 

Вчера, сегодня, завтра

Вилюйский тракт известен, по некоторым данным, с середины XVII века, но до сих пор не стал дорогой в полном смысле этого слова. Хотя в конце прошлого года автодорогу «Вилюй», строящуюся от автомобильной дороги М-53 «Байкал» через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, постановлением правительства РФ включили в перечень федеральных дорог, работы там еще очень много. Достаточно сказать, что на федеральной магистрали общей протяженностью на территории Якутии и Иркутской области 2850 километров, из которых 2030 - с твердым покрытием, 820 километров - автозимник, до сих пор нет более двух десятков мостовых сооружений. Переправы через Вилюй есть только в четырех местах - на реках Марха, Большая Тира и Нижняя Тунгуска, в двух - только ледовые.

Между тем, значение этой трассы для республики трудно переоценить. Дорога «Вилюй» (Якутск - Вилюйск - Мирный) - единственный транспортный стержень юго-западной части республики, представляет собой наиболее короткий наземный путь к федеральным автомобильным дорогам «Лена» (Невер - Томмот - Якутск) и «Колыма» (Якутск - Магадан). В зоне вокруг «Вилюя» живет треть населения Республики Саха (Якутия). Но главное – на обширной территории, прилегающей к трассе, разведаны богатые месторождения алмазов, промышленные запасы углеводородного сырья: нефти, газа, газового конденсата.

Нефть из этих месторождений планируется поставлять по экспортному трубопроводу «Восточная Сибирь - Тихий Океан».

«Восточная Сибирь - Тихий океан» + «Вилюй»

По предварительным подсчетам, разведка и разработка месторождений потребуют поставки до четырех миллионов тонн грузов и ежегодно миллион тонн - для обеспечения их эксплуатации. На реку Вилюй, как выяснилось в последние годы, надеяться нельзя. Поэтому и встала необходимость приведения в порядок автодороги «Вилюй», потому и придали ей статус федеральной, чтобы, как говорится в распоряжении правительства России, добиться ее «надлежащего содержания». Для того и было создано федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй», которое возглавил Петр Андреевич Галаев.

Километры дорог и мостов

Сегодня общая протяженность участка автомобильной дороги от поселка Верхнемарково Иркутской области до столицы Республики Саха (Якутия) Якутска, закрепленного в оперативном управлении за ФГУ Упрдор «Вилюй», составляет 2117,5 километра, в том числе автозимник от поселка Верхнемарково до поселка Таас-Юрях - 820 километров и участок автодороги четвертой технической категории от поселка Таас-Юрях Мирнинского района Республики Саха (Якутия) до Якутска - 1297,5 километра. Из них с усовершенствованным покрытием - 16,7 километра, с переходным типом покрытия из песчано-гравийной смеси - 1280,8 километра. На дороге уложено 1118 водопропускных труб общей длиной 18515,3 погонных метра, действуют 49 мостов общей длиной 1547,6 погонных метра, в том числе семь - деревянных.

В районе пересечения дороги с рекой Вилюй в четырех местах и рекой Марха действуют паромные переправы. Летом через реки Тангнары, Чыбыда, Тюкян и Ботомою устраиваются понтонные переправы из наплавных звеньев, а в остальных местах пересечения средних рек — броды. Зимой вместо паромных  обустраиваются ледовые переправы общей протяженностью свыше шести километров. Так что сквозное движение по маршруту от Якутска до Братска и Тулуна возможно только в зимнее время. А с конца апреля до начала декабря участок от Таас -Юрях до Верхнемарково вообще непроходим для транспорта.

В Центральной России можно из одного населенного пункта доехать в другой разными путями. В Якутии часто дорога всего одна, и это без всякой патетики дорога жизни... Потому дорога активно строилась. Так, в 2002 году была поставлена задача - к 2006 году завершить ликвидацию грунтового разрыва на 117 километров. Но якутские дорожники справились с этой задачей на год раньше. И это при том, что лето 2004 года выдалось сырым и ненастным, а в 2005 году на летние месяцы пришлось шестьдесят дождливых дней. Не хватало карьеров, где можно было бы брать необходимый при дорожных работах грунт. Песчано-гравийную смесь и инертные материалы возили самосвалами за 400 километров из Якутска, предварительно доставив рекой из Алдана. Как-то один из руководителей дорожной отрасли республики сказал, что те, кто завершал строительство Вилюя» в последние годы, набрались такого опыта, что после этого им уже ничего не страшно. Наверное, это правильно. После работы в таких условиях действительно бояться уже ничего.

Конечно, сыграло свою роль и то, что изменилась ситуация с финансированием: в 2005 году на «Вилюе» было освоено в пять раз больше средств республиканского бюджета, чем в 2000 году. И это при том, что в целом по России за эти годы финансирование упало почти в три раза. Несмотря на это, к моменту передачи в федеральную собственность в 2007 году остались незавершенными пять объектов строительства, в том числе четыре мостовых перехода, и их строительство в настоящее время приостановлено. В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» продолжение строительства намечено начиная только с 2011 года. Потому в настоящее время для ускорения темпов строительства автодороги руководство ФГУ Упрдор «Вилюй» ведет активную работу по подготовке проектной документации на строительство мостов и автодороги, а также на реконструкцию существующих участков. Для этого следует в первую очередь экономически обосновать оптимальный вариант прохождения трассы на участке грунтового разрыва протяженностью 820 километров и подготовить соответствующую проектную документацию.

В ближайшем будущем

У руководства в планах на перспективу - завершить начатые объекты и ввести их в эксплуатацию в ближайшее время. С 2010 года начать ликвидацию грунтового разрыва с завершением к 2020 году. Для этого нужно в первоочередном порядке построить все мостовые переходы, а их только на территории Республики Саха (Якутия) - семнадцать. И, наконец, необходимо привести автодорогу в соответствие с нормативными требованиями технико-эксплуатационных показателей автодороги федерального значения.

Для строительства мостов на автодороге «Вилюй» только в пределах Республики Саха (Якутия) необходимо около десяти миллиардов рублей. Через реку Вилюй их необходимо построить четыре, и это серьезные мосты. Протяженность каждого из них составляет от 800 до 1400 погонных метра. Все это предварительно оценено специалистами в 112 миллиардов рублей. На сегодня сумма финансовых средств, предусмотренных в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» и «Социально-экономическое развитие дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», составляет всего 41 миллиард рублей.

Что касается 2008 года, то в соответствии с заданиями Росавтодора выделено 792,3 миллиона рублей, в том числе на ремонт дороги - 222,5 миллионов рублей, на разработку проектов по капитальному ремонту - 19,6 миллиона рублей, по строительству и реконструкции - 38,9 миллиона рублей, на нормативное содержание дороги 303,3 миллиона рублей, на содержание мостовых сооружений и водопропускных труб - 18,9 миллиона рублей.

Сегодня на постоянно выполняемые работы по содержанию автодороги выделено 152 тысячи рублей в год на один километр. Это одна треть от норматива. С планированием Росавтодора по переходу на трехлетнее финансирование и ожидаемым увеличением уровня финансирования до нормативного к 2011 году связаны дальнейшие оптимистические планы дорожников по повышению качества выполняемых работ и, соответственно, улучшению состояния самой дороги и искусственных сооружений на ней.

Но нельзя забывать, что в последние годы паводки на Вилюе становятся все более сильными и разрушительными. Так, в 2008 году особенно пострадали участки дороги, на которых из-за отсутствия средств в республиканском бюджете не велись ремонтные работы в течение всего срока их эксплуатации, на некоторых из них – последние двадцать - тридцать лет. Этим летом дорожники зафиксировали 104 разрушения, в результате чего на 44 участках проезд был закрыт. Общий же ущерб от разрушений паводковыми водами оценивался в 68,8 миллиона рублей. Восстанавливать участки пришлось за счет дополнительного финансирования в размере 25,6 миллиона рублей.

Кроме этого в 2008 году отремонтировано пять участков автомобильной дороги протяженностью 59 км и ведутся ремонтные работы на одном мосту, которые завершатся в 2009 году. Сейчас технической службой ведутся приемка и экспертиза необходимой проектной документации по строительству стоимостью около двух миллионов рублей. Приобретено административное здание, планируется оснащение учреждения стационарной лабораторией. Задач перспективного развития и объемов работ по автомобильной дороге «Вилюй» достаточно много, соответственно, и ответственности – у молодого коллектива с опытным руководством все это должно получиться.

Марина АКИЕВА.

ФГУ Упрдор «Вилюй», Республика Саха (Якутия), 677007, г. Якутск, ул. Хабарова, 21 б

Тел./факс: (4112) 33-30-93, Е-mаil: viluy@sakha.ru

 



← Назад в раздел