Хороших результатов можно добиться, только применяя комплексный подход

 

– Александр Викторович, мы с вами беседуем накануне второго съезда транспортников Якутии. В нем участвуют представители всех видов транспорта – водного, воздушного, железнодорожного. Но все-таки самым распространенным на этой гигантской территории был и остается именно автомобильный транспорт. Однако нормальных дорог  у нас явно недостаточно, а нужда в них колоссальная. Учреждение, которое вы сейчас возглавляете, уже по своему названию должно координировать строительство автодорог на всей территории республики. Как это происходит, какова специфика этой деятельности в наших условиях?

– Говоря простым языком, в наши задачи входят строительство и реконструкция  автомобильных дорог и искусственных сооружений на автодорогах республиканского значения на всей территории  республики. Мы обеспечиваем эффективность реализации технических проектных решений, способствуем повышению результативности капитальных вложений и инвестиционных вливаний. Сюда входят задачи стратегического планирования направлений строительства автодорог на территории республики. Организация и проведение торгов на проектно-изыскательские и  строительно-монтажные работы и в дальнейшем – строительство автодорог и ИССО за  счет средств  республиканского бюджета и субсидий – из федерального,  а также из привлеченных источников.

Мы контролируем качество работ, выполняемых подрядными организациями, проводим мониторинги особо сложных объектов,  лабораторный контроль используемых материалов, занимаемся и внедрением  новых технологий, организуем ведение научных изысканий в дорожной отрасли.

Что касается  специфики дорожных работ, то особенности нашего региона требуют от наших проектных организаций и строителей выполнения задач по обеспечению и сохранности многолетнемерзлых грунтов. Мы отслеживаем все новинки, которые появляются в нашей отрасли, по устройству как земляного полотна, так и дорожной одежды. Новый материал, я бы сказал – новейший, был использован при строительстве моста через реку Вилюй на автодороге «Анабар».

– Вы  перечислили довольно широкий круг обязанностей. Можно выделить из них главные, на ваш взгляд?

– Одна из важных задач, которые стоят перед нами, – выполнение заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов в соответствии с нормами  продолжительности строительства и обеспечение эффективности  реализации  проектных решений. Речь идет не только о внедрении новых технологий,  применении новых современных  материалов и конструкций, но и об использовании передовых методов труда, управления его процессами. При реализации проектов мы стараемся применять комплексный подход. Только так можно добиться  хорошего результата.

– При таких объемах работы  у вас не очень многочисленный  аппарат – менее тридцати человек. Как вы успеваете справляться с выполнение задач, которые  взяли на себя?

– У нас трудятся профессионалы высокого уровня. И это позволяет нам трудиться по принципу лучше меньше, да лучше. А раздутые штаты  – не показатель эффективности компании. Мы уверены в  каждом специалисте, о каждом из них можно сказать, что он надежен, мобилен, инициативен. Только с таким аппаратом можно справиться  с задачами, которые сейчас стоят перед дорожниками. Ведь, если посмотреть внимательно на карту республики, дорожная структура у нас находится в зачаточном состоянии. Многие населенные пункты находятся как бы в изоляции. Даже  в районные центры нет доступа  по девять месяцев в году.

– Но сейчас  развитие дорожной сети республики  заметно улучшается. Наверное, можно без излишней скромности поговорить и о достижениях?

– Ситуация в последние  годы начинает резко меняться. За пять лет мы построили и ввели  в эксплуатацию 290 километров автомобильных дорог четвертой категории с переходным типом покрытия, около четырехсот погонных метров мостов, прибавьте сюда ввод 32 км автодорог и 332,5 п.м. мостов – это выполнение 2008 года. За этот период освоено около 4 млрд рублей, ликвидированы грунтовые разрывы на автодороге «Вилюй», что обеспечило круглогодичное сообщение для жителей группы Вилюйских районов. Этой дороге придан статус федеральной. Мы считаем это большим достижением. Ведь это ознаменовало собой окончание первого этапа создания транспортной сети республики в широтном направлении, связавшей  центр республики с алмазодобывающей провинцией через сеть сельскохозяйственных районов. Работа по созданию опорной сети автодорог в республике продолжается. Ведутся работы по строительству автодорог «Амга», «Кобяй».

– Александр Викторович, нельзя обойти такой злободневный в наше время вопрос, как финансирование. Вы об этом не раз говорили в начале нашей беседы. На какие суммы можно рассчитывать и сколько средств уже использовано в последнее время на создание и совершенствование дорожной сети республики?

– План текущего года составляет 816 млн. рублей. Соответственно, республиканский бюджет выделил 153 млн рублей, федеральный – 221 млн рублей. Из внебюжетных источников  выделено 442 млн рублей. Территориальный бюджет на строительство автодорог немного больше, чем в предыдущие года. Также в текущем году добавились внебюджетные источники финансирования.

Мы могли бы строить гораздо больше при достаточном финансировании. Мы понимаем, какие процессы сейчас происходят в этой области и в нашей республике, и во всем мире. Но без развития транспортной инфраструктуры, без увеличения темпов дорожного строительства положение дел поправить невозможно. У нас же если на строительно-монтажные работы средства  поступают, то на  проектно-изыскательские они выделяются с еще  большим скрипом, а ведь нормативный срок ожидаемого к строительству проекта – три года, затем нужно пересматривать.

С 2009 года мы переходим к трехгодичному планированию строительно-монтажных работ. Это удобно и нам, и подрядчикам. Теперь они заранее знают, какие мощности им понадобятся, и имеют гарантии работы на будущий год. А мы знаем, какие проектные работы нужно провести в первую очередь.

Кроме существующих  приоритетных направлений в 2009 году мы приступим к полномасштабному строительству автодороги «Алдан» на  участке Хандыга - Джебарики-Хая. На него с 2009-го по 2015 год  предполагается направить 4,6 миллиарда рублей. Строительство будет начато по заданию президента РС (Я) В. А. Штырова. В следующем году на строительство двух объектов будет выделено 650 миллионов рублей.

Также будет продолжено строительство и сельских муниципальных дорог. В Олекминском районе запланировано  строительство двух мостов, и до 2012 года они будут сооружены.

– Вы в начале нашей беседы говорили о том, что много внимания уделяете качеству строительства. Конечно, вы знаете, что и по сельским дорогам движутся машины современные, с гораздо большей грузоподъемностью, чем в предыдущие десятилетия. Даже федеральная трасса «Лена» не выдерживала такой нагрузки. Учитывается ли это при прокладке трасс в сельской местности?

– Мы являемся, повторяю, заказчиками и проектно-сметной документации, и непосредственно строительства. Одно из основных наших требований – это повышение несущей способности  земляного полотна и в этом все: и соблюдение технологии строительства, и входной и операционный контроль. Качество построенных автодорог повышается из года в год. Разницы в подходах к строительству автодорог федеральных или республиканских быть не должно, ведь мы строим их для жителей республики, и они должны сооружаться одинаково качественно. Для этого и существует система контроля.

– О чем бы вы хотели сказать на предстоящем съезде транспортников республики?

– Пора уже говорить и о серьезном улучшении качества покрытия дорог, их асфальтировании. У нас в республике появляются асфальто-бетонные заводы. Надо, чтобы выпуск их продукции, ее доставка к местам работ были налажены как можно быстрее. Ради справедливости надо сказать, что нас основательно поддерживают правительство республики, президент В.А. Штыров. Республика в числе первых  российских регионов приняла свой закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, который вписывается в  целевую программу «Развитие транспортного комплекса РС (Я) на 2007 - 2011 годы и основные направления до 2015 года». В рамках этой программы есть подпрограмма «Автомобильные дороги». Так что есть все основания для того, чтобы одержать победу над бездорожьем  и на нашей территории.

Юрий КАРПОВ.

 



← Назад в раздел