Успех приходит к тем, кто работает

  Пожалуй, самая большая заслуга Рабиновича и возглавляемого им коллектива автотранспортников – то, что предприятие «Сахаавтотранс», пройдя через все испытания, диктуемые современным рынком, органично вписалось в транспортную систему Республики Саха (Якутия) и уверенно занимает лидирующие позиции. Непростым был период выживания. «Сахаавтотранс» прошел и спад производства, и ухудшение финансового положения, и значительное снижение уровня социально-бытовых условий работающих. В нелегкой борьбе за право на жизнь предприятие боролось не только за сохранение, но и за развитие существующих производственных направлений. Речь идет о перевозках грузов и пассажиров, строительстве и развитии малого предпринимательства, сохранении квалифицированного персонала, что позволяет поддерживать автопарк в рабочем состоянии, выполнять требования дорожного движения и улучшения качества оказываемых услуг. Наш разговор с генеральным директором ОАО «Сахаавтотранс» – о сегодняшнем дне предприятия и планах на день завтрашний.

– Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, чем сейчас заняты автотранспортники?

– Работой! Начались традиционные перевозки, автотранспорт общества работает в Алданском, Горном, Усть-Алданском, Олекминском, Мегино-Кангаласском, Хангаласском районах. Мы обеспечиваем львиную долю перевозок котельного топлива: каменного угля и сырой нефти. Более двадцати лет тесно сотрудничаем с ЖКХ.

Занимаемся также и не совсем профильным для нас делом – строим защитную дамбу в столице республики Якутске. Проект большой, для нас первая проба, раньше ничем подобным не занимались, кроме Олекминского АТП. Они у нас мастера на все руки (смеется).

А если серьезно, то в эти дни Олекминское АТП сдает в эксплуатацию уникальный объект, грандиозный по масштабам, – берегозащитную дамбу в Олекминске. Семь лет строили, в последний год – за счет собственных оборотных средств. Надо отдать должное директору предприятия Сергею Анатольевичу Краснову, под руководством которого с нуля возведена и обустроена дамба.

Ими же построена площадка под НПС № 14 трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». И сразу приступают к строительству дороги – технологического проезда протяженностью 20 километров вдоль нефтепровода ВСТО. Надо заметить, что работы будут выполняться на противоположном от города берегу Лены, со всеми вытекающими сложностями по своевременной доставке строительных материалов.

Что касается строительства дамбы в Якутске, ведем его силами автоколонны № 1366 и Бестяхского АТП. Начинали с нуля, в двадцатых числах сентября. Сроки очень жесткие. На сегодняшний день тело дамбы сформировано, как и откос с левой стороны. По замыслу президента Вячеслава Анатольевича Штырова и куратора объекта – первого заместителя председателя правительства Василия Борисовича Грабцевича, здесь должна быть построена четырехрядная дорога. Каким будет покрытие, уточнят проектанты, а пока предстоит вывезти 12 тысяч кубометров скальной породы из Мохсоголлоха (100 км от Якутска). Стройка переходящая, доделывать будем в следующем году.

– Прямо скажем – объемы серьезные и должны радовать, что они есть.

– А кто спорит?! Конечно, это объемы и возможность заработать, в том числе и перевозками.

С предстоящей работой предприятие немножко обновило свой парк. В Олекминске, например, Краснов изыскал возможность приобрести экскаваторы, погрузчики. Они же не только на дамбе работали, но и в предыдущие годы в Зырянке и Таттинском районе на сооружении берегоукрепительных объектов.

Если в Якутске нам предстоит переработать 160 тысяч кубометров грунта плюс 45 тысяч кубометров щебня и скальных пород, то в Олекминске вместе с НПС и дорогой - под миллион кубометров.

– Александр Владимирович, о новых направлениях деятельности мы поговорим чуть позже. Скажите, насколько выгодны сегодня для предприятия традиционные грузовые перевозки, учитывая космическую скорость роста цен на дизтопливо?

– Увы, они вообще не выгодны! Первое – большая конкуренция в самом Якутске и второе, как вы верно заметили, – за три года стоимость дизтоплива выросла с восьми до 37 рублей за литр, то есть в четыре с лишним раза.

За это же время тарифы для нужд ГУП ЖКХ по госконтракту - на 30 процентов. Никакая экономика этого не выдерживает, и сегодня эксплуатировать, например, КамАЗ грузоподъемностью 10 тонн уже экономически нецелесообразно.

Хотя еще в прошлом году мы покупали 20-тонные КамАЗы и были рады. А сегодня вы видите, что даже в европейской части России вовсю эксплуатируются китайские самосвалы. Их себестоимость в полтора раза дешевле. И по сервису задержек практически нет. Если они завозят сюда свою технику, то сразу же завозят объем запчастей и т. д.

– А как же тогда насчет поддержки отечественного производителя?

– КамАЗ - автомобиль неплохой, тем более у нас и технология ремонта отлажена, мотористы, слесари и агрегатчики обучены. Но так получилось, что, например, тот же КамАЗ -6520 собран из запчастей разных стран. Коробка и двигатель – немецкие, топливная часть – бошевская, а задний мост - венгерский. Был момент: разлетелся маленький подшипник и разбил шестерню на боковой передаче, а запчастей по заднему мосту нет даже на конвейере на заводе. Два месяца простоял самосвал, мост заказывали в Венгрии.

То же самое с топливной аппаратурой. Поэтому, конечно, жизнь толкает на то, что мы вынуждены технику покупать у китайцев.

Те перевозки, которые ведем, кроме стройки, не дают никакой экономической выгоды. Естественно, у нас старые связи с ГУП ЖКХ. Проблема здесь в чем: стоимость грузовых перевозок автомобильным транспортом не регулируется Госкомцен - Региональной энергетической комиссией, поэтому их стоимость заложена в тариф, который защищает наш заказчик, то есть ЖКХ. А защищает он стоимость топлива, работу своих мастеров, а перевозки - по остаточному принципу.

И мы повлиять не можем: конкуренция большая, потому что сегодня любой, имеющий водительское удостоверение категорий В, Е, С, может спокойно выставляться на тендер. Вот такие приходят, демпингуют, а нам остается либо принимать условия, либо отдавать работу.

– Тем не менее вы уже двадцать лет не уходите с этого рынка и в вашем кабинете немало благодарственных писем от глав администраций улусов республики.

– Это прежде всего ответственность за жизнеобеспечение населенных пунктов, куда не каждый частник поедет. А наши люди с большим опытом работы, не понаслышке знают, что такое тепло и свет в домах северян.

– Александр Владимирович, теперь давайте о новых направлениях деятельности поговорим.

– Работы в нашей республике хватит всем. Сегодня реализуются такие большие проекты, как железная дорога, автодороги. Надо просто включаться, участвовать в конкурсах, набирать объемы.

Не скрою, «Сахаавтотранс» очень старается занять свою нишу, и главное – есть на это настрой. Приглашаем специалистов, технику подбираем. В прошлом году мы неплохо отработали на железной дороге в субподряде с фирмой «Диабаз», что на речке Лютинге. Построили четыре площадки под мостовые переходы, отсыпали к ним дороги. Это был первый опыт работы вахтовым методом.

Еще один хороший проект – строительство дороги «Амга», где сегодня работает Бестяхское АТП. На федеральной дороге «Колыма» хорошо поработали вместе с «Якутавтодором» и «Ленадорстроем».

– Говорят, успех приходит к тем, кто работает. Сегодня подарок судьбы у «Сахаавтотранса» в самом Якутске.

– Да, года три мы дома не работаем. То в Улу, то на Олекме, Амге, Колыме.

А сейчас база здесь, что очень здорово. И коллективы стараемся настроить на плодотворную работу  –  сроки не позволяют расслабляться, да и мороз крепчает с каждым днем.

– Насколько актуален у вас кадровый вопрос?

Испытываем дефицит специалистов как в руководящем составе на местах, так и в инженерно-технических работниках таких профессий, как эксплуатация автомобильного транспорта, ремонт техники.

Сегодня все держится на наших ветеранах, благодаря им удалось сохранить предприятие, потому что они поверили в его успех и жизнеспособность, а главное – значимость для республики.

Молодежь, к сожалению, не спешит, а нам не хватает механизаторов, бульдозеристов.

– Чем привлекаете?

Полный соцпакет и достойная заработная плата, возможность заработать, потому что мы платим именно за работу.

– Мы интересовались: водители, работающие на китайских самосвалах, получают до тридцати тысяч в месяц. А у вас сколько?

– В два раза больше.

Предприятие сегодня работает прибыльно. Мы стараемся, хотя это очень и очень нелегко. Но жить-то надо! Поэтому каждый член коллектива знает, что от его вклада в общую копилку предприятия зависит прежде всего его собственное благосостояние. А значит, будет сыта его семья, дети смогут учиться и без работы никто маяться не будет.

– В таком случае пожелание одно: «Так держать!»

– Спасибо.

Ирина ЛИХАУ.

 



← Назад в раздел