Сергей Ларионов: «Кризис многих заставит работать эффективнее»

 

– Для достижения этой цели, – говорит генеральный директор предприятия, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Сергей Ларионов, – потребовалось решить ряд сложных задач, связанных с исполнением требований Федеральных авиационных правил, которые одинаковы как для аэропорта Внуково, так и аэропорта Саккырыр. При огромной поддержке президента и правительства Республики Саха (Якутия), а с ноября 2007 года – Росавиации и Министерства транспорта России эти задачи решены.

– Сергей Александрович, согласитесь, еще год назад намерение создать федеральное казенное предприятие было более чем амбициозным. Мнения по этому поводу звучали разные...

– Прошел почти год. Первый этап программы деятельности предприятия на 2008 - 2010 годы, разработанный нашими специалистами в тесном содружестве с научными организациями и специалистами Росавиации, успешно выполняется. Конечно, возникает много проблем, например с финансированием проектных работ, сроками исполнения проектов. Решаем их в рабочем порядке. Ведь от этого напрямую зависит использование бюджетных средств. Можно сказать, что переход в статус ФКП дал огромный толчок развитию предприятия. В этом плане настойчивость руководства республики и грамотные действия федеральных органов трудно переоценить.

Очередная главная задача – совершенствование структуры предприятия, управляемости 23 филиалов-аэропортов, технологии взаимодействия с авиакомпаниями и другими контрагентами. Созданная система не имеет аналогов в России, поэтому понятно наше стремление, чтобы она работала очень качественно.

– Что значит качественно?

– Федеральный бюджет дает возможность работать безубыточно. Но осваивать выделенные средства не так просто, как многим кажется. Во-первых, мы несем ответственность за каждый рубль, во-вторых, я уже говорил о проблемах с проектированием. Есть масса других нерешенных вопросов и на федеральном, и на республиканском уровне. Но отладить работу предприятия, филиалы которого разбросаны на территории в три миллиона квадратных километров, – это наша прямая задача, и никто не придет и не сделает за нас. А от этого зависят и скорость принятия решений, их уровень и, главное – уровень исполнения. Все это мы должны выполнить, как говорится, на ходу, ведь уже идет закупка спецтехники, оборудования, производится текущий и капитальный ремонт, проектируются многие объекты.

– Не получится ли так, что из-за последствий грянувшего финансового кризиса многие объекты придется просто заморозить? И вообще, вы как-то уже его ощутили?

– Да, когда объявили конкурс по выбору лизинговой компании на поставку спецавтотехники. Предложений поступило много, но с началом кризиса все дружно куда-то потерялись. Думали все, что о лизинге придется забыть. Но нам удалось наладить отношения с одной республиканской компанией, предложенная ею схема действий через Сбербанк должна сработать.

Конечно, бюджетное финансирование при наступившем кризисе – это огромное подспорье, но нам придется считаться с прогнозируемым падением пассажиропотока, уходом с рынка каких то авиакомпаний. Мы готовимся работать в условиях кризиса, разумеется, на научной основе. Наука говорит, что определенный процент предприятий в кризисе успешно работает. Естественно, мы хотим быть в их числе.

– Основной доход предприятия — ставки сборов за взлет-посадку воздушных судов. Когда в октябре одна за другой авиакомпании начали вставать на прикол, аэропортовые сборы, как заявил на всю страну президент России Дмитрий Медведев, были заморожены до мая 2009 года. Объясните, пожалуйста, как это отразится на экономике предприятий?

– Мы ставки сборов заморозили еще два года назад и не даем им расти. А на внутриулусных перевозках – вообще снизили до нуля, где полеты осуществляются на Ан-2, Ан-3 и Ми-8, то есть на дотационных рейсах.

– Кто из республиканских перевозчиков самый надежный и ответственный во взаимоотношениях партнеров?

– Авиакомпания «Якутия». С ними просто приятно работать.

– В Росавиации недавно сменилось руководство. Что изменилось в ваших взаимоотношениях?

– Геннадий Кузьмич Курзенков меня уже принимал. Конечно, мне очень понравилась его четкость в изложении проблем, в принимаемых решениях. Чувствуется военная служба. Очень надеюсь, что с его приходом в Росавиацию развитие нашего предприятия получит новый импульс.

– Каков объем финансирования ФКП в этом году?

– Более семисот миллионов рублей. Но нас не устраивает сам порядок выделения финансовых средств, он требует доработки. Этот вопрос мы поднимали на экономическом форуме в сентябре. Он принят к сведению, соответствующие указания заинтересованные структуры в Мин-трансе России уже получили.

Половина наших доходов — это деньги, которые мы получаем за выполненную работу. К сожалению, такие авиакомпании, как «Илин» и «Полярные авиалинии», вовремя не рассчитываются, и остановить мы их не можем, потому что они обслуживают население, приходится искать другие рычаги воздействия.

900 миллионов рублей предусмотрены по ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». А по ФЦП «Модернизация транспортной системы России» предусмотрены деньги на реконструкцию аэропортов Жиганск и Зырянка, вошедших в опорную сеть. С 2010 года пойдет финансирование на реконструкцию Магана как запасного аэропорта.

– По сути, сегодня идет возрождение аэропортов республики. И в то же время наблюдается сокращение полетов. Не получится ли так, что обслуживать просто некого будет?

– Я уже говорил про прогнозируемое снижение пассажиропотока. Но не думаю, что он будет катастрофичным. У нас авиация – единственный круглогодичный вид транспорта. Надеюсь, что и наши авиакомпании ищут пути выхода из кризиса. На республиканском уровне поддержать пассажиропоток могут полеты на авиаплощадки. Этот вопрос мы постоянно ставим и будем решать и дальше. Повторюсь, но кризис должен подхлестнуть все авиапредприятия к более успешной работе.

– Сергей Александрович, вы депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) по одному не только из крупнейших, но и труднодоступных округов Республики Саха (Якутия) - Колымо-Индигирскому. Округ говорит сам за себя: там авиация в прямом смысле слова — это жизнь.

Поделитесь, пожалуйста, планами на депутатском поприще. Что уже удалось сделать, а что еще предстоит?

К тому же вы избраны заместителем председателя постоянного комитета Госсобрания по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству и туризму и членом постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

– Главный вопрос, конечно, - обеспечение нормальными пассажирскими авиаперевозками арктических улусов. В этом году в результате работы с органами исполнительной власти и авиакомпаниями удалось увеличить объем дотационных социально-значимых рейсов, предоставить скидки для студентов и пенсионеров северных улусов, применить нулевую ставку для аэропортовых сборов.

Как заместитель председателя постоянного комитета особое внимание уделяю включению социальных объектов при формировании инвестиционного бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов согласно протоколам президента и правительства республики, программ социально-экономического развития «Колыма», северных улусов. Стараемся, чтобы как можно больше финансирования выделялось на строительство школ, больниц, других социальных объектов.

Очень тесно мы взаимодействуем с министерством ЖКХ и энергетики по решению проблем арктических улусов в вопросах перевода котельных с жидкого топлива на уголь, строительства модульных котельных, реконструкции водозаборных сооружений.

С министерством сельского хозяйства занимаемся проблемами развития традиционных видов отрасли, решаем вопросы возмещения транспортных расходов по перевозке рыбы, строительству оленеводческих и коневодческих баз, доставке первоочередных продуктов питания дотационными рейсами.

– Обращаются ли к вам ваши избиратели с личными просьбами?

Очень часто. Если просят дать денег на приобретение компьютера для дочери - увы. А если речь идет о серьезной операции, обязательно нахожу возможность помочь, причем не всегда деньгами, а самой организацией решения проблемы.

– Спасибо за интервью.

Ирина ЛИХАУ.



← Назад в раздел