Иван ПРОСТИТ: «Региональные авиакомпании должны быть!»

 

– Наша авиакомпания должна цениться не столько по количеству перевезенных пассажиров, сколько по такому показателю, как пассажиро-километры, потому что полеты дальние, - говорит генеральный директор «Якутии» Иван Алексеевич Простит. – Если сравнивать местные перевозки, то есть по республике, то здесь увеличивающееся с каждым годом количество перевезенных пассажиров свидетельствует об одном: растет благосостояние якутян, реализуются все социальные проекты правительства Республики Саха (Якутия) по гарантированному Конституцией праву на свободу перемещения, в том числе и на воздушном транспорте.

– Иван Алексеевич, серьезное внимание в авиакомпании уделяется обновлению парка воздушных судов. С брендом «Якутия» на борту летают два самолета Ан-140. Кстати, наша республика – единственный регион, эксплуатирующий эту технику нового поколения. И два «Боинга». Судя по планам компании, это не предел?

– По перспективному плану, утвержденному советом директоров компании, наш магистральный парк пополнится как минимум четырьмя воздушными судами «Боинг-757-200», два из которых нами уже успешно эксплуатируются. Причем одна из машин – с усовершенствованной аэродинамикой, что значительно улучшает характеристики самолета, - единственная в России. Третья машина поступит в конце этого года. Четвертая - в феврале 2009-го.

Что касается воздушного судна Ан-140, третий самолет также ожидаем в декабре этого года. С конца 2007 года «Якутия» эксплуатирует Ан-140-100 улучшенной модификации по скорости, высоте полета, аэронавигационному оборудованию.

Эта машина может выполнять полеты как на внутрирегиональных линиях, так и в Европе, странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Якутске мы открыли цех по модульному ремонту двигателей Ан-140.

– Есть информация, что самарский завод «Авиакор», который строит Ан-140, войдет в Объединенную авиационную корпорацию. Можно ли считать это началом возрождения отечественного авиапрома?

Безусловно. И это не может не радовать.

С другой стороны, вхождение в корпорацию изменит политику завода в вопросах выпуска самолетов, организации мероприятий по продажам.

– Тема номер один сегодня – мировой финансовый кризис, добавивший всем немало головной боли. Скажите, как «Якутия» намеревается противостоять ему?

– В условиях кризиса мы должны работать так, как работали всегда. Единственное - планировать уменьшение издержек. Вот и все.

География полетов на три машины «Боинг»сегодня определена. Это маршруты Якутск - Москва - Якутск, Москва - Благовещенск - Москва, Москва - Чита - Москва, Москва - Магадан - Москва, Москва - Братск - Москва. Периодически выполняем полеты в Китай, когда возникает потребность, и на Ту-154 ходим из Москвы за рубеж – в Тикси. Из Краснодара летаем в Тюменский регион, Нижневартовск, выполняем регулярные международные рейсы из Якутска в Душанбе через Иркутск.

Летом 2009 года планируем работать на четырех машинах «Боинг-757» и четырех Ту-154М, трех Ан-140 и восьми Ан-24.

– Иван Алексеевич, «Якутия» осенью сделала немало добрых дел по доставке пассажиров вставших на прикол авиакомпаний. Вы такие молодцы?

– Прежде всего, мы исходили из интересов пассажиров, которые не виноваты в том, что стали заложниками ситуации. Забирали их на свободные кресла, которые не заняты нашими пассажирами, то есть купившими билеты на рейсы «Якутии».

Да, можно назвать это помощью, но она не бескорыстна, и сейчас пытаемся получить деньги с тех компаний, которым «содействовали».

А с пассажиров тех авиакомпаний, которым мы не доверяем, пришлось брать по три тысячи рублей, чтобы рассчитаться за питание, аэропортовое обслуживание. Летный час взяли на расходы авиакомпании «Якутия».

Конечно, мы постарались вывезти на наших воздушных судах всех пассажиров с тех трасс, по которым ходим, - благовещенских, магаданских и других. Даже в Анадырь вывезли через стыковочный рейс в Магадане.

– Иван Алексеевич, еще буквально весной и летом летный состав уходил из авиакомпании в центральные регионы России, где заработная плата, чего греха таить, на порядок выше.

Сегодня, когда многие авиакомпании встали на прикол, идти-то вроде и некуда.

– Теперь идут к нам. Появился, если можно так выразиться, рынок свободных пилотов. Без работы остались пилоты «КрасЭйр», «Домодедовских авиалиний» и других.

– Вы их принимаете на работу?

– Да. Взяли подготовленные экипажи на «Боинги», немного хабаровских летчиков из «Дальавиа». Есть свободные вакансии пилотов на самолеты Ан-24, так что пусть обращаются.

А на «Боинги» сейчас своих переучиваем в Америке.

– Заработная плата новичков устраивает?

– Устраивает. Она сегодня в авиакомпании «Якутия» не ниже средней по авиакомпаниям России.

– Иван Алексеевич, совершенно очевидно, что количество авиакомпаний будет неумолимо сокращаться.

– Это вопрос полемики. До сих пор идет спор о том, действительно ли: чем крупнее компания, тем она надежнее?

Сейчас на практике уже доказано: если убрать региональные авиакомпании, исчезают межрегиональные и внутрирегиональные перевозки. Поэтому, скорее всего, мнение о крупных авиаперевозчиках было ошибочным.

Есть мнения авторитетных людей, да и практика показывает, что как самоцель уменьшение или увеличение авиакомпаний путем их слияния ни к чему хорошему не приводят.

Региональные авиакомпании должны быть, они создают конкуренцию на межрегиональных полетах и закрывают внутрирегиональные перевозки.

– В Дальневосточном регионе остались два крупных перевозчика - «Якутия» и «Владивосток Авиа». Это налагает определенную ответственность?

– «Якутия» и «Владивосток Авиа», скажем, основательные компании. Но есть еще ряд небольших авиакомпаний, таких как «Полярные авиалинии», «Илин», «Восток» и другие. У каждого свои задачи по предоставлению авиационных услуг как можно в большем объеме.

Во Владивосток мы, например, ходим на паритетной основе с «Владивосток Авиа», являемся связующим звеном и закрываем потребности в авиаперевозках двух регионов.

– Иван Алексеевич, сложно сегодня всем. Насколько авиакомпания «Якутия» чувствует внимание к себе со стороны руководства республики?

– В этих непростых условиях в тисках экономической блокады оказались все отрасли народного хозяйства, а не только авиация. Возможности региональных правительств ограничены, но наше правительство оказывает помощь. С помощью председателя правительства республики Егора Афанасьевича Борисова авиакомпания «Якутия» получает небольшой кредит под минимальные проценты.

Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Анатольевич Штыров постоянно интересуется делами компании. Все волнуются за финансовое состояние, потому что плохие примеры, как вы знаете, есть.

Переживает не только руководство, но и простые жители республики.

– А отчего же не переживать, если у нас немало таких населенных пунктов, куда действительно только самолетом можно долететь?

Кстати, предвидится ли с нового года увеличение тарифов?

– Пока нет. А дальше жизнь покажет.

В 2007 году авиакомпания выдержала параметры, не допустив резкого скачка авиатарифов. В 2008-м идет поэтапное увеличение, так же, как и везде, все вокруг дорожает – в первую очередь, топливо, которое в тарифе занимает львиную долю.

Менеджмент авиакомпании «Якутия» постоянно работает над тем, чтобы действовала гибкая система скидок и тарифы были доступны для наших пассажиров.

Ирина ЛИХАУ.

 



← Назад в раздел