Будущее у Ленского пароходства есть!

 

Наш разговор начался с     итогов прошедшей навигации. Легкой ее не назовешь - сказались сложные гидрологические условия, тяжелая ледовая обстановка в западном секторе Арктики, где работать пришлось только с помощью ледоколов. Тем не менее работа выполнена большая, и пароходство с честью справилось с поставленными перед ним задачами, перевезя свыше двух миллионов тонн грузов, в том числе 600 тысяч тонн нефтепродуктов. В северные районы республики грузов доставлено на 20 процентов больше, чем в навигацию прошлого года.

– По сложности, с какой пришлось преодолевать в эту навигацию, подобная ситуация была в 1996 году, – говорит Евгений Леонидович. – Тогда ледовая обстановка сложилась такая, что некоторые теплоходы и по одному рейсу не смогли сделать на Север, лед был слишком жестким. Запомнился и 2003 год, когда было мелководье, и мы все - речники Лены, мобилизовавшись, сделали все, чтобы обеспечить северный завоз.

Не стала исключением и нынешняя навигация. Но мы выполнили свои обязательства перед нашими клиентами, хотя какой ценой! Тут и скачок цен на топливо сказался, и финансовый кризис коснулся пароходства своим черным крылом.

С Севера ушли позднее обычных сроков, тем не менее все суда успели дойти до плановых пунктов отстоя.

Что касается кризиса, сегодня нам, сезонному предприятию, стало сложно работать с банками. Финансовый кризис повлиял на платежеспособность клиентуры. Если за последние два года удалось стабилизировать работу и на начало января 2008 года дебиторская задолженность была не высока, то сейчас все вернулось на круги своя: расчеты идут очень слабо, собираем буквально по крохам.

– На совещании по итогам навигации у председателя правительства республики Егора Афанасьевича Борисова работе ЛОРПа дана положительная оценка. Со стороны правительства какая-то помощь оказывалась речникам?

– Конечно. Правительство республики очень здорово нам помогало в течение всей навигации. В первую очередь – топливом. Почти половина требуемого объема была выделена из бюджета. Остальное покупали в коммерческих структурах по тем ценам, которые определил рынок, и только на топливе переплатили 140 миллионов рублей.

А подорожали не только топливо, но и запчасти, и оборудование, и авиаперелеты — около пятисот курсантов со всей страны пароходство завозит для прохождения практики на своих судах.

Но самое главное - пароходство находит понимание проблем со стороны правительства республики.

– Евгений Леонидович, согласитесь, что последние лет десять - двенадцать пароходство, не отказывая в перевозках бюджетникам, Минобороны и другим заказчикам, без предварительной оплаты отправлялось в путь и, по сути, выступало в качестве кредитора.

С вами вовремя не рассчитывались или рассчитывались, но не в полном объеме за выполненную работу.

– Но мы же отлично понимали и понимаем, что есть Север, и никто, кроме ЛОРПа, груз туда не повезет.

А в ситуации, в которой пароходство сегодня оказалось не по своей воле, помощь однозначно нужна. Да, мы видим, что вокруг этого вопроса работает не только правительство нашей республики, но и российское в лице министерства транспорта.

И флот, несмотря ни на что, мы подготовим, отремонтируем, хотя средств катастрофически не хватает. Есть много других вопросов, которые тоже надо решать. Но судоремонт будет организован так, как надо, тем более мы видим в навигацию 2009 года увеличение объемов по некоторым направлениям.

Каким, например?

– На 80 тысяч тонн больше каменного угля повезем. Сейчас идет активное освоение месторождения диабаза «Еловская - Трансстрой». Да и традиционные перевозки остаются.

Кстати, предвидя сложившуюся на сегодня ситуацию, пароходство еще в июне перешло на режим жесткой экономии. Оставлено финансирование только трех объектов: модульной котельной в Пеледуе, Жатайского судоремонтного судостроительного завода, на который обращено самое пристальное внимание, и 16-квартирного жилого дома для молодых специалистов завода.

Жатай, считаю, надо развивать, делать главным предприятием, центром судостроения Якутии. На заводе построен слип, вложено свыше 350 миллионов рублей, продолжается плановая работа по судостроению.

Жатайскими корабелами к следующей навигации должна быть завершена реновация танкера: по требованиям Речного регистра сделано второе дно. Ряд бункербаз будет переоборудован. Тяжело в Ленском бассейне с природоохранным флотом, самим приходится заниматься этим вопросом, хотя это не наше дело, а государево. Строим очистную станцию, зачистной комплекс уже запустили, он работает в Пеледу. Но самое главное - мы вплотную приступили к достройке танкера, который был заложен несколько лет назад на Осетровском судостроительном заводе. Баржу-приставку для него жатайцы уже построили. На воду танкер планируется спустить в августе 2009 года, а в 2010-м он должен выйти в первый рейс. Достраивать танкер будем по лизинговой схеме. И заказали проект нового буксира, который тоже будет строится по схеме лизинга. Можно Купить диплом в Москве без предоплаты и адекватным ценам Мы специально выезжали в Москву, встречались в Государственной транспортной лизинговой компании, обсудили все вопросы.

Да, это будет дороже, нежели бы пароходство взяло кредит и само строило. Кредит, увы, мы взять не можем, да и других забот первоочередных хватает.

– Евгений Леонидович, новый флот - это здорово. А как быть с теми судами, которые сегодня уже практически выработали свой ресурс?

 – Ленское пароходство - предприятие северное, основной завоз на Север осуществляется на судах плавания река - море. Такого флота у пароходства до 60 единиц работает, в том числе танкеры и сухогрузные теплоходы типа «Сибирские».

Поддерживаем путем реновации. Но срок-то выходит, и в ближайшие десять лет предстоит построить большое количество. Боюсь даже цифру назвать, потому что общая сумма затрат составит до 10 миллиардов рублей. Это только для замены «Сибирских» и «Ленанефти», и только для нужд республики. То есть по миллиарду в год надо вкладывать: один теплоход минимум 250 - 300 миллионов стоит.

Где взять деньги?

– Без помощи государства, а хозяин – государство: 25,5 процента акций принадлежат республике, столько же - Российской Федерации, не обойтись. Тут, как говорится, сам бог велел.

А зарабатывать деньги только через тарифы не приходится, их в таком случае раз в пять поднять надо. Вы же понимаете, что это нереально, никакой бюджет не выдержит.

Выход надо искать через прямые инвестиции, какие-то новые формы. Может быть, есть смысл вернуться к тому порядку, который существовал при прежней системе, когда правительство России централизованно флот поставляло.

– Каким вы видите завтрашний день Ленского пароходства?

– Будущее у Ленского пароходства было, есть и будет.

Наши услуги будут востребованы всегда, и это вселяет уверенность. Все же прекрасно понимают, что только на перевозках ЛОРП зарабатывает в год до 2,5 миллиарда, и с таким предприятием работать можно.

Оптимизм вселяет и строка в протоколе совещания по итогам навигации у председателя правительства республики Егора Афанасьевича Борисова об оплате перевозок еще до отправления груза, в том числе и клиентурой бюджетной сферы. В таком случае сразу снимается много вопросов.

Большие перемены произойдут в структуре пароходства. За десять лет коллектив с 5000 человек сократился до 2900. За последние годы в два с лишним раза увеличена заработная плата, но она, к сожалению, остается низкой среди предприятий транспортного комплекса республики. Тем не менее мы находим возможности дать людям заработать, решаем жилищные проблемы. Одним словом, стараемся пойти навстречу нашим специалистам.

А сегодня нет важнее задачи, кроме как своевременно и качественно подготовить флот к работе в навигацию 2009 года.

– Спасибо.

Ирина ЛИХАУ.

 



← Назад в раздел