Владимир ЧЛЕНОВ - министр МТСИ РС(Я): «Подведем итоги»

 

Транспортные отрасли

Услугами железнодорожного транспорта ныне воспользовались более 110 тысяч пассажиров. От всех видов деятельности получен неплохой доход - около 700 млн рублей, что выше планового показателя; 600 млн из них заработаны на перевозках. Ожидаемые годовые показатели перевозки грузов, по предварительным данным, составят около 2 млн тонн.

Именно этот вид транспорта наиболее интенсивно развивается, набирает хороший промышленный вес и социальный статус, наглядно демонстрируя не только свое превалирующее значение, но и свой непререкаемый авторитет в ближайшем будущем на огромных территориях Южной Якутии.

Несмотря на некоторые финансовые проблемы, негативно отразившиеся на строительстве АЯМа от Томмота до Кердема, стройка живет в напряженном ритме и выполняет намеченные задачи. Значит, приход первого поезда на правый берег Лены - дело ближайших двух лет, а в 2015 году мы будем встречать первый поезд уже в столице республики городе Якутске. Статус стройки несколько изменился. Теперь по решению правительства Российской Федерации она протянется до поселка Нижний Бестях.

Неделю назад путеукладчик перешел мост через реку Амга, рельсы легли на левый берег реки. И теперь на их пути к Якутску больше нет барьерных преград, за исключением совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через Лену, к строительству которого мы приступаем уже со следующего года.

По сути, на пусковом комплексе Томмот - Кердем осталось отсыпать 35 км земляного полотна из 360. Под укладку рельсов уже сдано более 130 км, в высокой степени готовности находятся еще около 140 км, развернуты работы на 100 километрах. Осталось построить всего пять мостовых переходов через ручьи на подходе к Кердему.

Задачу 2008 года – довести рельсы до разъезда Кырбыкан (532-й километр) и подготовить к укладке земляное полотно до станции Кюргелях (585-й километр) - транспортные строители выполнят.

Речным транспортом перевезено более 3,5 млн тонн. Снижение объемов перевозок в отрасли объясняется плановым снижением их на морском транспорте. Чтобы оздоровить финансовую и кадровую ситуацию на морском флоте республики, принято решение изменить стратегию эксплуатации, сделав упор на сдачу его в аренду. Из 16 единиц флота 12 отданы в тайм-чартер и четыре – в бербоут-чартер. Речные же перевозки в сравнении с прошлой навигацией возросли более чем на 10 процентов.

И пассажиров перевезено больше, чем в прошлом году, почти на 7 тысяч человек. Конечно, проблемы остаются. Нельзя считать, что всюду наметился перелом или производственный подъем. Испытывают трудности и в Колымской судоходной компании, и в Янском речном пароходстве, и в холдинге Якутского речного порта. Однако здесь есть и объективные причины, и явные просчеты, которые усугубляют положение судоходных компаний на рынке транспортных услуг. Надо учитывать эти просчеты и вовремя вносить коррективы.

Сегодня больше беспокоят дела в Арктическом морском пароходстве, Если не принять срочно упреждающих мер по финансовому оздоровлению компании, то ситуация в условиях нестабильности, вызванной мировым финансовым кризисом, может выйти из-под контроля. Становится непреодолимой проблема подготовки кадров в масштабах всей России. Специалисты речного, морского и воздушного флота неумолимо стареют и массово убывают из отраслей. Одни уходят по возрасту, другие – из-за низких заработков, третьи – потому, что в регионах, в отдаленных местах на Севере, рушится производство и сокращается объем перевозок, а то и совсем «пересыхает» их поток.

Воспроизводство кадров идет медленно и очень незначительно. Вузы и специальные училища выпускают недостаточное число инженеров и техников, специалистов рабочих профессий. А бывает – и не того профиля, который позарез требуется на судах.

Это не региональная проблема, а государственная, и за нее надо браться всем миром безотлагательно. Эту проблему мы ставим уже не первый год. Пока в России нас слабо слышат.

Гражданская авиация республики добилась существенных успехов. Заметно прибавилось пассажирских перевозок. Хотя целостной картины за год мы еще не имеем, но, судя по осенним данным, пассажирооборот составил 2198 млн ПКМ, перевезено около 1 млн 100 тысяч пассажиров – на треть больше, чем в прошлом году.

Авиакомпания «Якутск», на общем фоне шумных банкротств в гражданской авиации, чувствует себя нормально и даже расширяет зону своих интересов. Недавно мы презентовали новую пассажирскую линию Москва - Магадан.

Авиаторы этой магистральной компании ведут интенсивную работу и по открытию новых маршрутов в пределах Дальневосточного федерального округа, российского рынка авиауслуг и на международных авиалиниях.

По дотационной программе республики социально значимых перевозок за январь - ноябрь 2008 года выполнено уже более 700 рейсов, перевезено почти 15 тысяч пассажиров и освоено 50 млн рублей.

Аэропортовую деятельность в республике осуществляют три авиапредприятия: ФКП «Аэропорты Севера», в его структуре – 22 аэропорта республики, ГУП «Аэропорт Якутск» и ФГУП «Аэропорт Тикси». Система эта оптимальная и на сегодняшний день вполне работоспособная и управляемая. Собственно, после того, как региональные северные аэропорты в прошлом году были переданы в управление федеральной структуре, дела заметно поправились.

По неполным данным, отправка пассажиров в портах составила почти 500 тысяч человек, что на 80 тысяч больше прошлогоднего, почты также отправлено значительно больше. Самолетовылетов сделано на 1300 больше. Этому способствовало то, что были упорядочены перечень авиапортов в республике и их классификация. С учетом аэропорта Жиганск, который готовится войти в состав ФКП, у нас осталось 23 аэропорта из 33. Остальные переведены в разряд летных площадок третьего класса. для использования их малой авиацией.

В автомобильном хозяйстве Якутии, насчитывающем 270 тысяч автомашин, в республике полностью «хозяйничает» предприниматель-частник. Практически, этот вид транспорта есть в каждой якутской семье. И именно на автомобиле перевозится самое большое количество генеральных грузов по республике в самые отдаленные ее уголки. Из 34 млн тонн годовых перевозок львиная доля принадлежит автотранспорту. По ожидаемым итогам за 2008 год грузовыми автомашинами будет перевезено более 28 млн тонн народно-хозяйственного груза.

Наибольший объем перевозок приходится на промышленно развитые зоны – Ленского, Мирнинского, Олекминского, Алданского, Нерюнгринского районов и города Якутска. Грузоперевозками тут занимаются крупные корпорации, акционерные общества и частный сектор. Если суммировать все корпоративные автоперевозки, (Газпром, АЛРОСА, МЕЧЕЛ и др.), то итоговая цифра возрастет до 80 млн. тонн.

Только в пассажирском секторе – пока еще смешанная форма работы. Перевозками пассажиров по республике занимаются муниципальные образования и индивидуальные предприниматели. Пример - город Якутск. Если пригородные и междугородные маршруты в большей степени обеспечиваются автобусами государственного муниципального парка, то в Якутске, по сути, все перевозки людей отданы в частные руки. Автобус в республике – самый популярный вид транспорта. Ожидается, что каждый житель Якутии совершит 10 поездок, что в сумме составит почти 98 млн человек

У нас по городу эксплуатируются 35 пассажирских маршрутов. В 90-х, когда только начинались рыночные реформы, мы не могли даже думать о такой густой сетке городского автобусного движения; 240 тысяч горожан и не мечтали об этом, ибо мэрия не смогла бы содержать в городском хозяйстве такое количество автобусов. Сегодня можно доехать в любой уголок столицы и беспрепятственно выехать из любого его микрорайона, как бы он далеко ни был удален от центра города. И это еще не предел. Разрабатываются и скоро будут внедрены новые маршруты движения автобусов, которые значительно упростят транспортную схему для многих городских окраин.

Понятно, что в ситуации резкого увеличения парка автомашин в республике отсутствие хороших автодорог общего пользования становится сдерживающим фактором развития городов и районных центров и все более болезненно ощущается населением в быту и трудовой деятельности. Республиканское дорожное хозяйство не успевает за бурным ростом спроса, не в состоянии пока выдерживать все параметры строительства автодорог, не может обеспечить нормативное их содержание и эксплуатацию.

Однако и в такой ситуации мы сумели выработать программу действия и расставить необходимые ориентиры по годам.

Благодаря поддержке президента республики мы переломили ситуацию. Первое - целенаправленно сосредоточили большие деньги на решении одной важной дорожной задачи, чтобы построить 80 км  дороги «Вилюй», ликвидировать грунтовый разрыв на участке Орто-Сурт - Хампа и, наконец, обеспечить приемлемый круглогодичный проезд из Якутска до Мирного. Три года республика держала здесь лучшие профессиональные, грамотно подготовленные силы транспортных строителей и решила эту трудную задачу.

В 2007 году автодорога «Вилюй» приобрела статус федеральной и передана в общероссийскую сеть на содержание российского бюджета.

С 2009 года дорога «Вилюй» начнет строиться в сторону Усть-Кута, до соединения с автотрассой «Байкал», и благоустраиваться на тех участках, которые мы уже построили. А это новые рабочие места, новые дорожные дистанции, новые надежные и прочные экономические связи всех населенных пунктов Вилюйской группы улусов, Мирнинского и Ленского районов, по которым эта трасса пройдет.

Чтобы автомагистраль «Вилюй» стала полноценной федеральной дорогой, надо построить еще 800 км полотна от Мирного до границы с Иркутской областью. По плану строительство пройдет по богатым нефтяным и газовым месторождениям Западной Якутии, по зрелым лесосекам, по всем населенным пунктам на этих землях. Уже очень скоро «Вилюй» станет трудиться с полной отдачей на благо республики.

В целом с 2002 по 2007 год мы получили из федерального и республиканского бюджетов на развитие транспортного комплекса и дорожное строительство 24 млрд рублей. А в нынешнем только на дорожное хозяйство предусмотрено около 10 млрд рублей на один год. Из них 4 млрд освоено на автотрассе «Колыма», где мы ликвидировали разрыв на участке Кубюма - Селерикан (67 км), и обеспечили сквозной проезд от Сковородино на Транссибе в Амурской области через БАМ, Тынду, Алдан, Якутск, Хандыгу, Усть-Неру до Магадана.

Дорога «Лена» получила на содержание 1,2 млрд рублей и асфальтируется.

Кроме того, мы будем строить, содержать и ремонтировать свои территориальные дороги. Теперь все силы необходимо сосредоточить на строительстве республиканских дорог «Амга» и «Кобяй». С их вводом в эксплуатацию Якутия должна приобрести надежную опорную сеть автомобильных дорог. И уже на их основе развивать вглубь и вширь меридиональные и широтные автомагистрали современного типа с твердым покрытием. Нашей общей недоработкой является то, что при острой нужде мы плохо занимались подготовкой необходимой документации. Вот, теперь есть деньги, и правительство готово их выделить, а у дорожных организаций и транспортных строителей нет проектов, смет и ТЭО.

Дорожники должны знать, что на их деятельность обращено пристальное и большое внимание  руководства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)

Конечно, сколько бы денег на эти цели ни выделяли, а их все равно не будет хватать. Ибо только на содержание имеющихся дорог необходимо в год более 4,3 млрд рублей. Это по тем нормативам, которые утверждены постановлением правительства России в 2007 году. До этого мы считали, что 2,2 млрд рублей, которые мы могли тратить, нам хватит за глаза. Оказалось, что по нормам эксплуатации - это половина положенного.

Государственная политика в области экономического развития территорий выстроена так, что новое дорожное строительство и эксплуатация имеющегося дорожного фонда стали приоритетом. И в республике эта политика получила широкую поддержку. Чьими бы ни были дороги - федеральными, республиканскими, муниципальными - это наши дороги общего пользования. Обеспечить на этих дорогах безопасность движения и комфорт для человека обязаны все уровни власти.

Государственно-частное партнерство в Якутии получило реальное воплощение и развитие. Сегодня предприятие «Бурятзолото» получило право на разработку богатейших золотосеребряных и полиметаллических месторождений в Среднем Верхоянье. Чтобы пробиться к ним, оно в первую очередь продолжит строить дорогу «Яна», которая была в свое время пробита и доведена трестом «Дальстрой» от Теплого Ключа до Тополиного и должна была пройти через Батагай на море Лаптевых.

Нефтяная компания «Сургутнефтегаз» на юге республики уже построила от поселка Витим на нефтепромыслы 120 км добротной бетонированной дороги. Возведение нефтепровода ВСТО сопровождается строительством автодороги вдоль всей этой трассы, более 2 000 км которой пролегает по территории Якутии.

Это значит, что через год - два в республике появится новая круглогодичная автодорога из Витима до Олекминска, оттуда через глухие, дикие и безлюдные сопки Алданского нагорья в город Алдан. И хотя она носит название притрассовой, технологической дороги, но будет эксплуатироваться по мере необходимости в любое время года.

Прошедший год обозначил пути выхода транспортных отраслей экономики из полосы убыточности и риска. Год потребовал мобилизации инженерной мысли интеллектуального потенциала предприятий. И эти требования были удовлетворены.

В результате мы имеем в республике три новых закона о транспорте и связи.

Первый - о развитии транспорта на ближайшие пять лет. Второй - о безопасности дорожного движения. Третий - об электронной Якутии. Наши отрасли вооружены и защищены законодательными актами в своей деятельности до 2012 года.

Подводя итог, я хочу расставить акценты и сосредоточить ваше внимание на тех направлениях нашей будущей работы, которую настоятельно требует новое время, новое видение России в глобальном мире.

Помимо уже принятых программ, в которых определены и средства, и планы, и доля нашей работы по годам трехлетки, которые надо будет безоговорочно выполнить и получить наилучший результат для наших транспортных предприятий, следует обратить серьезное внимание на новые требования рынка, пристально приглядеться к ним.

Скажем, что сегодня для нас означает транспортная услуга? Понимание ее в традиционном представлении – взял груз в одном месте и перевез в другое – уже не воспринимается заказчиками. Они ищут надежного и мыслящего современно партнера. Услуга сегодня имеет много сопутствующих компонентов.

Комфортность, безопасность, экологическая надежность, дешевый тариф, упрощенность расчета и так далее. Значит, перевозчик обязан внедрять новые технологии обслуживания, методику расчетов и тарифов.

А это в немалой степени связано с последними научными рекомендациями, из которых самые доступные для нас – перевод автотранспорта на газ. Дизтопливо сегодня стоит 30 рублей за литр, газ (эквивалентно) – всего 8 рублей. Уже разработаны и ждут внедрения новые высокоэкономичные двигатели, отдельные узлы и агрегаты, которые повышают в два - три раза ресурс мотора. Это новые прокладки, новые композитные материалы.

В дорожном строительстве – синтетический каучук для покрытия проезжей части мостов и других искусственных сооружений, дренажные сетки, облегченные водопропускные трубы и конструкции. Это спутниковые системы слежения «Глонасс», навигаторы, диспетчерское сопровождение, дабы заказчик мог в любую минуту знать, где находится отправленный им груз или оборудование. Пора всем видам транспорта смелее переходить на цифровые карты, доступные и надежные приборы диагностики.

Время требует, чтобы были несоизмеримо повышены престиж и имидж транспортных профессий. Современной техникой должны управлять пилоты, операторы, машинисты, а не шоферы, мотористы и дизелисты. У сегодняшнего специалиста круг возможностей должен быть значительно шире, профессиональных знаний – несравнимо больше. Логистика из науки, наконец, должна перейти в практику повседневности и стать движителем транспортных услуг

Только с таким пониманием конкурентоспособности на рынке транспортных услуг, мы сможем быстро и безболезненно перейти на повсеместное применение компьютера в процессах эксплуатации двигателей, транспортных систем и средств, к внедрению нетрадиционных видов транспорта Компьютеры должны сегодня управлять процессами и программами, а специалист следить за их работой и вмешиваться только в случае крайней необходимости.

 

 



← Назад в раздел