Дороги, которые мы выбираем

 

Евгений Москвичев – заместитель министра транспорта РФ

Стратегические цели пра    вительства по развитию региона направлены на эффективное участие Дальнего Востока и Забайкалья в национальном развитии посредством повышения вклада в экономику и социальную сферу, расширения и реализации его экспортного потенциала. В перспективе до 2025 года этот регион должен стать самодостаточной, интегрированной частью единого национального экономического пространства, на территории которой будут созданы условия для комфортной жизнедеятельности местного населения с высоким уровнем жизни. Стержнем этой политики является идея, получившая одобрение на специальном совещании еще в феврале 2004 года, прошедшем под  руководством президента Владимира Путина по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья - опережающее и комплексное развитие инфраструктуры.

Именно на этой основе и была впоследствии сформирована правительством страны новая версия концепции развития Дальнего Востока, заключающаяся в широкомасштабном использовании экспорта энергетических и транспортных услуг. Речь в ней шла как раз о создании магистральных транспортных коридоров для передачи в АТР и СВА российских энергоресурсов и энергопродукта, а также транзите европейской и азиатской продукции.

Проектируемая энергетическая инфраструктура для транзита топливно-энергетических ресурсов (нефте- и газопроводы, высоковольтные линии электропередачи), а также Транссибирский железнодорожный маршрут превратят юг Дальнего Востока в мощнейший транспортно-энергетический транзитный потенциал. В значительной степени он таковым уже становится и теперь, так как в последние два-три года включены немалые капиталы согласно Федеральной целевой программе «Модернизация транспортного комплекса РФ в 2002-2010 гг.». На Дальнем Востоке приоритетным направлением стала модернизация железных дорог с удлинением существующих путей и строительством подходов к тихоокеанским портам. В частности, реконструкция Сахалинской железной дороги, развитие дальневосточных портов - Ванино, Владивосток, Советская Гавань, Де-Кастри. Сейчас пока используется только 50% их мощности, а до 2010 года, с формированием здесь нескольких действенных транспортных коридоров, планируется увеличение почти вдвое. Что касается конкретно развития железнодорожного транспорта, то в ДВФО к 2030 году планируется протянуть более 6700 км новых путей, увеличить густоту железнодорожной сети в 1,8 раза.

Почему такое внимание развитию транспорта региона? Железнодорожные, автомобильные, воздушные транспортные системы, с одной стороны, на дальней окраине страны в значительной степени облегчают формирование ряда важных сопутствующих возможностей – укрепляют здесь инвестиционный климат, открывают потенциал для технологического становления смежных производств по переработке ресурсных запасов региона, а с другой - способствуют развитию его социального каркаса.

Улучшение социально-экономического положения российского Дальнего Востока предопределяет мощное развитие здесь не только железнодорожных магистралей и портов, но и автомобильного транспорта, и строительство автомагистралей, соединяющих крупные промышленные центры огромного региона. Первым наиболее значительным шагом является строительство федеральной автотрассы Чита - Хабаровск, открытие сквозного проезда по которой в 2004 году послужило началом возрождения населенных пунктов по всей ее протяженности. Строительство этой трассы в асфальтовом варианте надежно до 2025 года свяжет с центром России и вплоть до Калининграда не только юг Дальнего Востока, но и северные территории - Якутию, Магадан, Чукотку. Идут реконструкция дороги Хабаровск - Владивосток, строительство дорог с твердым покрытием Хабаровск - Находка, Селихино - Николаевск-на-Амуре, Лидога - Ванино, Большой Невер - Якутск, Якутск - Магадан, Петрапавловск-Камчатский - Палана, Якутск - Аян, Магадан - Билибино - Анадырь, строительство объездных дорог целого ряда дальневосточных городов.

Это не просто планы и мечты, а реальная необходимость для Дальнего Востока – российского «плацдарма» по внедрению страны в экономическую политику стран Азиатско-Тихоокеанского региона, с которым, к сожалению, сухопутно Россия пока не увязывает удовлетворительно свои экономические интересы, как с центром мировой экономики ХХI века. По дорожной сети ДВФО не сравним даже с общероссийскими мерками: из 44 000 километров автодорог общего пользования здесь имеется лишь 1/3, что на 20 % ниже общероссийского показателя.

Вот такой государственный подход даст мощнейший импульс и размах экономическим действиям  международных автомобильных перевозчиков Дальнего Востока - боевому отряду АСМАП, которые за 15 лет работы с великим соседом – Китаем накопили грандиозный опыт и профессионализм, чтобы от берегов Тихого океана «дальнобойно» действовать на своих большегрузных автомобилях по новым трассам на всю Россию.

Специально для «Парламентской газеты на Дальнем Востоке».

 



← Назад в раздел