Дороги для мегапроектов

 

Северо-Восток страны за последние два - три года получил как бы очередное открытие. Связано это, наверное, в первую очередь с тем, что запасы недр в западных регионах истощаются, стало быть, понадобилась новая сырьевая база. В связи с этим возникло множество проектов, целевых программ как регионального, так и федерального масштаба по освоению Сибири, Дальнего Востока и Севера. Большинство этих проектов, как правило, с приставкой «мега». Мегапроекты, мегапрограммы составлены, естественно, на перспективу, причем довольно отдаленную — от 2015 до 2030 года, и даже еще дальше.

 Что нужно, чтобы добраться до этих самых богатств в первую очередь? Конечно, дороги. Оказалось, что как раз этого в северо-восточной части нам и не хватает. Выяснилось вдруг, что рост числа автомобилей в стране в пять раз превышает увеличение дорожной сети. В целом по России треть населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью по земле.

 Это — по стране. А в Якутии, где лежат несметные богатства всех полезных ископаемых, которые могли бы послужить людям? Территория этой республики свободно вместит в себя пять Франций, а расстояния между населенными пунктами изменяются от сотен до тысяч километров. Общая протяженность дорог составляет 21 тысячу километров, а территориальные из них – 19 тысяч. Причем, из этих девятнадцати только четыре тысячи – с твердым покрытием.

 Для большинства населения республики сейчас автомобили — основное средство передвижения. Для примера можно сказать, что перелет из Якутска в Алдан и обратно на самолете, стоит под тридцать тысяч рублей, а это всего-то пятьсот километров. Другим способом туда не попадешь, потому что до декабря переправиться на автомобиле через реки невозможно, так же как и весной в пору ледохода.

 Конечно, строители автодорог не стоят на месте. За последние пять - шесть лет они показали фантастические по сравнению с предыдущими десятилетиями темпы работы. Обеспечено круглогодичное движение по автодороге «Вилюй», совсем недавно, в конце октября обеспечена круглогодичная связь Магадана с Большой землей по автодороге «Колыма». Но и на этих трассах еще предстоит соорудить не один десяток мостов, в том числе и крупных — через Алдан, например. Продолжается строительство дороги, которая свяжет Якутию с Иркутской областью. И межрайонное сообщение улучшается. Правда, до сих пор его большая  часть осуществляется по зимникам, которые заново сооружаются много лет каждой осенью с наступлением минусовых температур.

 Темпы строительства межрайонных автодорог, конечно, выросли существенно, но только если сравнивать с предыдущими годами. Практически же они остаются весьма и весьма низкими. Пятнадцать - двадцать километров в год – это очень далеко от потребностей. Только в 2011 году предполагается увеличить годовой километраж нового полотна до 56 километров. Если и дальше дела пойдут в таком же ритме, Якутия покроется такой же сетью автодорог, как в западных областях страны, через века. И дело не в том, что строителям приходится работать в суровых климатических условиях, прокладывать трассы через горы и болота, бороться с вечномерзлыми грунтами.

Главным тормозом остаются проблемы финансирования, хотя и других причин тоже хватает. Тем не менее работы на трассах республики продолжаются. А работа идет отнюдь не в тепличных условиях, а там, где кончается асфальт. Дорожники своей работой делают то, что должно быть дано населению Конституцией - предоставляют право на передвижение. Пока же значительная часть людей республики из-за бездорожья в полной мере воспользоваться этим правом не может.

По-прежнему в Якутии остается немало поселков, куда только вертолетом или самолетом можно долететь! Функционирование всех звеньев авиационной отрасли на сегодняшний день имеет ключевое значение для республики. Доля пассажирооборота воздушного транспорта от общего объема перевозок по всем видам транспорта в республике в год составляет более 64%, что определяется как раз недостаточным развитием наземной транспортной инфраструктуры. Из 629 сельских населенных пунктов только 48 связаны с районными центрами сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.

Гражданская авиация Якутии, выполняя поставленные задачи по обслуживанию населения, в последние годы добилась существенных успехов. Заметно прибавилось пассажирских перевозок: судя по предварительным итогам в 2008-м пассажиропоток возрос на 1/3 по сравнению с предыдущим годом. Способствовало этому и то обстоятельство, что были упорядочены перечень аэропортов в республике и их классификация. Аэропортовую деятельность в Якутии теперь осуществляют три авиапредприятия: ФКП «Аэропорты Севера» – в его структуре 22 аэропорта республики, ГУП «Аэропорт Якутск» и ФГУП «Аэропорт Тикси». Система эта оптимальная и на сегодняшний день вполне работоспособная и управляемая, что позволило заметно поправить дела.

Справился с поставленными задачами северного завоза и завоза грузов для объектов нефтегазовой отрасли водотранспортный комплекс Ленского бассейна. Речные судоходные предприятия республики - ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Янское речное пароходство» и ОАО «Колымская судоходная компания» – сегодня являются безальтернативными перевозчиками грузов стратегически важных районов Крайнего Севера Дальневосточного федерального округа. За 65 суток арктической навигации в сложных природно-климатических условиях перевозчиками доставлен весь объем грузов, предъявленный к перевозке до Певека, Верхоянска, Сеймчана Магаданской области и других населенных пунктов. Предприятиями водного транспорта республики перевезено грузов на 111 % больше к уровню прошлого года. Все это было положительно отмечено на заседании Экспертного Совета Федерального агентства речного транспорта по итогам навигации 2008 года на внутренних водных путях.

Говоря обо всех составляющих транспортного комплекса Республики Саха (Якутия), президент Вячеслав Штыров на своей пресс-конференции в конце октября предложил журналистам представить карту Якутии недалекого будущего и прокомментировал: «В центре комплекса – Якутск, к нему пришли железная дорога, три федеральные автодороги. Из Якутска выходят шесть республиканских дорог. Столица республики становится главным транспортным узлом на Северо-Востоке России. Это – реальность!». И сказал конкретно по железой дороге: работы на участке от Кердема до Нижнего Бестяха будут завершены в 2013 году в соответствии с вышедшим недавно постановлением правительства РФ. «Одновременно,- подчеркнул глава республики, - мы должны подготовить всю железную дорогу к постоянной эксплуатации».

Сформировавшийся в центре Якутии транспортный узел логистически свяжет железнодорожные, автомобильные, речные и воздушные пути. И, что важно, эти пути для максимального эффекта нужно будет развивать синхронно. Завершая строительство железной дороги до Якутска, параллельно надо возводить автомобильно-железнодорожный мост через реку Лену, вести строительство автодорог «Амга», «Колыма» для выхода к морским портам на Охотском море. Для обеспечения воздушных связей будет построен аэровокзальный комплекс в Якутске. Транспортный узел в Якутске будет иметь международное значение. Если по реке Лене следовать до Севморпути, это образует международный транспортный коридор АТР - Европа, скорость движения по которому в два раза быстрее, чем по существующим путям.

«В перспективе - строительство международного мультитранспортного коридора Якутск - Магадан - Анадырь – Уэлен (Берингов пролив)». Эти слова – отнюдь не фантазия, а задача будущих поколений Дальневосточного региона.

Юрий Карпов.



← Назад в раздел