Губернатор Магаданской области Николай Дудов: о прошлом, настоящем и будущем Колымы

 

Казалось бы, совсем недавно мы отмечали золотой юбилей Магаданской области. Но прошло уже пять лет. С одной стороны, это небольшой срок, с другой - для нашей территории, как и для всей России, в новейшей истории эти годы были максимально насыщенными.

Истекший период ознаменовался важнейшими политическими событиями, экономическими успехами.

В декабре 2007 г. состоялись выборы депутатов Государственной думы, в марте 2008 г. избран новый президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Как на одних, так и на других выборах жители области проявили активную гражданскую позицию, поддержали своим голосованием курс на становление и укрепление нашего государства, который последовательно осуществлялся прежним президентом, а ныне председателем правительства Российской Федерации В.В. Путиным.

Именно в эти годы произошли наиболее позитивные изменения в политическом и экономическом развитии страны.

Для нас очень важным является то, что на государственном уровне коренным образом изменилось отношение к Северу, всему Дальнему Востоку.

Пребывание за последние три года в нашей области, других субъектах Дальневосточного федерального округа предыдущего, нынешнего президентов Российской Федерации, председателя правительства, председателя Совета Федерации – яркое тому свидетельство.

В последние годы на государственном уровне изменилось отношение к Северу, и сегодня мы знаем, что впереди нас ждет не менее большая работа,чем была во времена открытия и освоения нашего края. Основание утверждать это дает тот факт, что за последние три года у нас дважды побывали бывший и нынешний Президенты России, премьер-министр Михаил Фрадков и сенатор Сергей Миронов. На нашей территории состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов.

Благодаря такому вниманию удается добиться важных государственных решений. При правительстве РФ создана Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Совершенно новое содержание получила и уже активно работает Федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года. Многие наши инфраструктурные проекты, которые являются основой реализации стратегии развития Магаданской области до 2020 года, вошли в эту капиталоемкую программу. Сейчас идет активная работа в правительстве Российской Федерации над проектом Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года.

Мы рассчитываем на то, что все наши базовые объекты, такие как освоение Яно-Колымской золоторудной провинции, Северной и Восточной экономических зон, развитие транспортного и энергетического комплексов Колымы, проект по добыче углеводородов на Примагаданском шельфе, войдут в эту Стратегию. Безусловно, при этом в области будут иная экономика, иное качество жизни.

А сегодня в день рождения нашей области уместно вспомнить, что начинали мы не с чистого листа. Много было сделано до нас, многое сделали мы вместе с вами.

Чтобы оценить то, что было получено в наследство от своих предшественников, и отдать им дань памяти и уважения, вспомним, как все начиналось.

Промышленное освоение Колымы берет начало с Первой колымской геологоразведочной экспедиции под руководством Юрия Алексеевича Билибина. Ровно восемьдесят лет назад участники этой экспедиции высадились на Нюкленской косе недалеко от Олы. Именно они дали фантастический прогноз: «Колыма может производить в 4 раза больше золота, чем его добывается по всей стране».

А практические открытия месторождений золота, олова, угля и строительных материалов сделал другой геолог, Валентин Александрович Цареградский со своей командой «разведчиков недр». В ноябре 1931 года для освоения всех этих богатств был создан трест по промышленному и дорожному строительству – Дальстрой. Его директором назначили Эдуарда Петровича Берзина. Создание Дальстроя позволило в короткие сроки начать промышленную добычу золота, а впоследствии – и олова.

Одновременно осуществлялось строительство заводов, электростанций, портов и автомобильных дорог. В качестве основного пункта для завоза грузов на Колыму выбрали бухту Нагаева. Именно здесь была произведена первая разгрузка с кораблей на берег в конце 1933 года.

В июле 1932 года приступили к строительству Колымской трассы, соединивший порт Нагаево с центральными районами области. К 1941 году трасса протяженностью 650 километров была проложена до поселка Сусуман. Открытие месторождений золота в бассейнах рек Кулу и Теньки вызвало необходимость строительства дороги и к этому району. И такую дорогу – Палатка - Кулу - Нексикан – построили.

Колыма прочно заняла статус «валютного цеха страны».

Большой вклад в общее дело колымчане внесли в годы Великой Отечественной войны. Общая добыча химически чистого золота в Дальстрое за 1941 - 1944 годы составила более 290 тонн, а олова, которое шло на нужды оборонной промышленности, – 14,5 тыс. тонн. Но даже во время войны Дальстрой продолжал проводить широкие геологические изыскания. В целом за 1941 -1944 гг. геологическими исследованиями была охвачена площадь свыше 504 тысяч кв. км, из которых 320 тыс. кв. км - в совершенно неизученных районах. Были разведаны большие запасы полезных ископаемых: золота, олова, вольфрама, ископаемых углей, серебра, меди, свинца.

Послевоенные годы потребовали перестройки народного хозяйства и прежде всего – горнодобывающей промышленности. В 1949 году на Колыме началась эксплуатация драг и промывочных приборов МПД-4. В этот период началось строительство крупнейшей в области станции - Аркагалинской ГРЭС, и в 1955 году первая очередь станции вступила в строй.

Ко времени своего рождения область имела хорошую основу для дальнейшего развития. Только в 1952 году предприятия Дальстроя выпустили валовой продукции на сумму 2 миллиарда 409 миллионов рублей. Было построено три морских порта, 4 тысячи километров автодорог, 1650 километров линии электропередачи, 141 промышленное предприятие. В горной отрасли и на транспорте имелось большое для того времени количество техники: шесть драг, более 600 бульдозеров, 1 тысяча тракторов, 5 тысяч автомобилей.

И на этой базе 3 декабря 1953 года Указом Верховного Совета СССР была образована Магаданская область.

А через 14 лет, в 1967 году, а за большие достижения трудящихся области в хозяйственном и культурном строительстве Магаданская область получила высшую награду того времени - Орден Ленина.

Наибольшего своего расцвета область достигла в 80-е годы. Тогда были отмечены самые значительные объемы выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, инвестиций, грузопотоков, жилищного строительства, численности населения и трудовых ресурсов. Уровень благосостояния населения был самым высоким в стране.

За этим стоял и героический труд, самоотверженность первопроходцев, добровольцев и нескольких поколений колымчан. Вместе с тем, нельзя забывать о том, что до «хрущевской оттепели» на самых тяжелых работах использовался труд заключенных, многие из которых оставили здесь свои жизни. Так что цену колымского богатства нельзя измерить в рублях, она измеряется в человеческих жизнях. Вот почему особенно больно то,что переход к рыночной экономике в 90-е годы сломил сильную и перспективную область. Произошло свертывание масштабов промышленного освоения, что, в свою очередь, вызвало значительный отток населения и резкое снижение уровня жизни. Кризис сильнее чем где бы то ни былоударил по людям.

Но мы опять нашли в себе силы и не просто пережили этот трудный период, а создали новые базовые производства: Колымский аффинажный завод, завод взрывчатых веществ, центр управления полетами с современным оборудованием, позволяющим улучшить объем аэронавигационного обслуживания. По-новому заработали Сусуманский горно-обогатительный комбинат, рудник им. Матросова. Появились рыночные предприятия: «Кривбасс», группа компаний «Морской волк», Колымский производственно-коммерческий концерн «Арбат», завод крупнопанельного домостроения, и многие другие.

И что немаловажно – для хозяйственного роста и повышения уровня социально-экономической обеспеченности на территории области была создана Особая экономическая зона.

Все это позволило удержать нашу экономику на определенном уровне для того, чтобы начать подготовку к новому рывку.

Самое главное без чего такие территории, как Магаданская область просто не могут существовать, – геологоразведка. За последние пять лет расшириласьгеография геологоразведочных работ. Увеличилось их финансирование как из федерального бюджета, так и за счет собственных средств предприятий-недропользователей.

По расчетам, при введении в эксплуатацию новых месторождений уже к 2013 году в области возрастет потребность в электроэнергии. Основным объектом, способным обеспечить необходимый объем электроэнергии, является Усть-Среднеканская ГЭС. Ее строительство – необходимое условие реализации программы развития минерально-сырьевого комплекса. Пуск первых двух агрегатов запланирован на 2012 год. Это позволит уже в 2013 году иметь дополнительно 400 - 500 млн кВт. ч. электроэнергии. Выход гидроэлектростанции в 2017 году на проектную мощность позволит вырабатывать 2550 млн кВт. ч. 

На строительство Усть-Среднеканской ГЭС из всех источников финансирования направлено около 11 млдр руб. В ближайшие два года в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предполагается привлечь еще 5,3 млрд руб.

Чем сегодня мы можем похвастаться в производственной сфере?

Валовой региональный продукт в основных ценах за последние пять лет составил ориентировочно 141 млрд рублей.

Валовой региональный продукт на душу населения в 2007 году составил 175,6 тыс. рублей. По этому показателю Магаданская область в 2006 году занимала 4-е место по Дальневосточному региону и 11-е место по России.

Почти на 20% у нас сократился удельный вес убыточных организаций.

С 2003 года горняками области добыто 109,3 тонны золота, что составляет 14,2% от общероссийской добычи, 3255 тонн серебра и 2 миллиона 434 тысячи тонн угля. В будущем году продолжится эксплуатации месторождений Дукат, Лунное, Арылахское, Ветренское, начнется добыча на месторождениях Сопка кварцевая, Гольцовое, Игуменовское.

В области устойчиво функционирует рыбохозяйственный комплекс. Среднегодовой прирост вылова за последние три года в исключительной экономической зоне Российской Федерации составляет около 6 тыс. тонн. Наметилась положительная тенденция сокращения экспортирования продукции за рубеж. Рыбные деликатесы все больше попадают на наш стол.

За минувшую пятилетку увереннее стало чувствовать себя сельское хозяйство области. Рост наблюдается как в растениеводстве, так и в животноводстве. Большим подспорьем в подъеме нашего сельскохозяйственного сектора стал национальный проект «Развитие АПК». Сегодня мы уже не зависим на 100 % от привозной продукции. У нас есть свои картофель, капуста, мясо, молоко. И, надо сказать, люди все больше отдают предпочтение продукции местных производителей.

С особенным чувством я говорю о возрождении строительного сектора. Мы снова начали строить жилые дома и социальные объекты. С 2003 года введено в действие 48,5 тысячи квадратных метров жилья.

Бесперебойно работает транспортный комплекс. За пять лет перевезено 31 млн тонн народно-хозяйственных грузов. Нашими дорожными предприятиями за прошедшие пять лет построено и реконструировано 14 мостов общей протяженностью более 755 погонных метров и свыше 10 км подходов к ним; фактически заново воссоздано около 64 км автомобильных дорог на общую сумму 1 миллиард 884 миллионов руб.

Еще 35,5 км дорог было введено в эксплуатацию после капитального ремонта и 342 км – после планового ремонта. Большая работа проведена по строительству дорожных сооружений. 24 октября 2008 года открылось круглогодичное автотранспортное сообщение между Магаданом и Якутском.

Приоритетными направлениями создания новой опорной сети автомобильных дорог будут реконструкция территориальных автодорог и участка федеральной трассы Якутск - Магадан; строительство автодороги Омсукчан - Кубака - Омолон с ответвлениями на Эвенск и Рассоху, как часть Северного автотранспортного коридора «Автодорога «Колыма» – Омсукчан - Кубака - Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь»;             строительство дороги Сеймчан - Глухариное.

В рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России до 2010 года» на реконструкцию, капитальный ремонт и содержание главной транспортной артерии области – автодороги «Колыма» до 2010 будет направлено 5,764 миллиарда рублей.

Важнейшим объектом транспортной инфраструктуры Магаданской области является аэропорт Магадан. Отсюда выполняются регулярные авиаперевозки в другие регионы России, обслужи­ваются полеты чартерных международных рейсов. С 2003 по 2007 год на реконструкцию аэропорта из федерального бюджета было направлено более 414,5 млн руб., это позволило закончить очередной этап работ по реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы; 11 ноября состоялся первый регулярный рейс «Боинга» авиакомпании «Якутия» по маршруту Москва - Магадан - Москва.

Расширяются внешнеэкономические связи, внешнеторговый оборот за пять лет составил 890,8 млн долларов США с ростом в три раза по отношению к 2003 году.

Растут инвестиции в основной капитал Магаданской области. За пять лет общий объем вложенных средств составляет больше 27 млрд рублей. Только в 2007 году  вложено в экономику региона около 8 млрд рублей.

За прошедшие пять лет в сфере социальной защиты населения Магаданской области произошли кардинальные изменения. На территории функционирует сеть государственных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания.

Большое внимание мы уделяем вопросам поддержки семьи, материнства и детства. Территория взяла на себя расходы по социальной поддержке многодетных, студенческих семей, тех, кто взял на воспитание приемных детей. Установлены единовременные выплаты, связанные с рождением ребенка, для женщин из числа коренных малочисленных народов Севера.

За последние годы нам удалось стабилизировать отток квалифицированных кадров и значительно укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений.

Я благодарен за поддержку и понимание во всех вопросах развития нашей области общественным организациям, отделениям политических партий, национальным объединениям, средствам массовой информации, научной общественности, ветеранским и молодежным движениям.

Твердо знаю – вместе мы добьемся многого и сможем реализовать все те планы, которые построили себе на годы вперед.

 



← Назад в раздел