Шанс на возрождение

Если всю сеть автомобильных дорог, обслуживаемых ОАО “Примавтодор”, равномерно распределить по всей площади Приморья, то на 1000 кв. км придется по 42,7 километра дорог. Это – высший показатель на Дальнем Востоке страны – в целом по ДФО он ниже в 7 раз! Добавьте сюда 1730 мостов и 6360 водопропускных труб, рассредоточенных на 7000 км автомобильных дорог, 25 филиалов, специализирующихся на их содержании и ремонте, 2 предприятия, выпускающих железобетонные изделия, 3 дорожно-строительных участка, 27 производственных баз и 29 асфальтобетонных заводов, службу лабораторного контроля, сотни единиц различной современной специализированной техники, то можно представить себе, каким сложным и обширным хозяйством руководит генеральный директор Виктор Корочин, с которым наш корреспондент вел беседу о деятельности ОАО “Примавтодор”.

 

– Недавно, Виктор Алексеевич, приморские дороги, что называется, подверглись “ревизии” высокого ранга - по ним ездили первые лица государства Российского, в том числе и ваш транспортный министр. Что они доброго сказали о путях-дорогах у Тихого океана, может быть, денег на содержание пообещали?

 

– Обещать еще не означает давать. Председатель Правительства Михаил Фрадков, а затем его первый заместитель Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин были озабочены подготовкой к саммиту 2012 года и рассматривали существующие проблемы через призму международного порядка на дорогах:

– Необходимо реконструировать трассу “Хабаровск – Владивосток”, - говорил Левитин. - И довести до 6 полос движения транспорта с разделительной полосой и переходами, чтобы ликвидировать опасности дорожного движения от поворота на Артемовский аэропорт и на побережье Шаморы сделать дорогу более-менее пристойной.

Дублером названа трасса от мебельной фабрики Артема до ТЭЦ-2 и вдоль моря на 50 километров. Естественно, и гостей, и нас волновали мосты, которые должны быть переброшены через бухту Золотой Рог и Босфор Восточный на остров Русский. Подходы и подъезды к ним. Сейчас они не очень достойно выглядят. Капиталоемка реконструкция городских дорог Владивостока. Пока идут стоимостные расчеты, мы с волнением и тревогой ждем решений по Уссурийскому транспортному узлу, где столичные гости смотрели 10-километровый участок подъезда к городу от Владивостока – эту узкую горловину, а также незавершенный участок “обход г. Уссурийска”, которые, “надо обязательно к саммиту реконструировать”.

Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России и Росавтодор составили Протокол мероприятий, где зафиксировано перечисленное, а также сделан вывод о необходимости до 2011 года ликвидировать все незавершенные объекты трассы “Хабаровск – Владивосток”.

Просто не верится, что 14 препятствий, ставших уже притчей во языцех, наконец, будут убраны, и одна из самых энергичных дорог между двумя столицами краев будет функционировать по полной скорости и безопасности движения.

– На мой взгляд, теперь очень много на Дальний Восток жалуют представительных комиссий, решения которых надо согласовывать, а время-то идет!..

 

– Мы понимаем: согласование, проектирование, экспертизы – трудоемкий процесс, занимающий много времени. И я боюсь, что 2007-й станет неким организационным годом, но вот как бы уж 2008-й начать во всеоружии заниматься непосредственно строительными делами на местности? Тут нужно федеральную “властную руку приложить”, чтобы всему процессу придать должное ускорение. Ведь помимо картинок, необходимо фронтально разворачивать их на местности.

– Давайте, Виктор Алексеевич, с саммитовских высот спустимся на грешную землю и посмотрим на вашу боеготовность – каковы мощности, состояние других дорожных объектов, стиль и методы работы “Примавтодора”?

 

– Чтобы в деталях говорить о состоянии всего предприятия и дорог, у нас создана система точнейшего учета по каждому отдельно взятому километру, когда знаем до мелочей: в каком году его реконструировали, сколько поставлено столбиков и знаков, какие опасности здесь могут быть, что и когда необходимо сделать – этакая своеобразная биографическая компьютерная паспортизация по 50 различным параметрам. С одной стороны, она дает полную картину всей дороги - от ширины проезжей части, качества и типа покрытий, количества технических характеристик искусственных сооружений, с другой – правильное распределение средств, помогающее “выкраивать” их на существующую незавершенку и различные возникающие проблемы на дорогах.

Собственно, у нас и средств-то мало. Требуется для того, чтобы вкладывать в сохранность и развитие всех дорог Приморья, не менее 5 млрд. рублей в год, а дают из бюджета неизменно только 1 млрд. 180 млн., которые надо так искусно распределить, чтобы закрыть и бреши-ямки на дорогах, и купить современную технику, чтобы не отставать от технического прогресса. Вот вам рыночная арифметика: в год уже сто раз просчитано - мы от силы можем внутри реконструировать 30-40 километров. А у нас 6,5 тысяч километров дорог общего пользования, по первому кругу надо ждать 200 лет.

И как после этого можно требовать, чтобы дорога оставалась ровной, как яичко? А ведь основание ее, учтите, закладывалось не нами – в 50-х и 60-х годах, когда и нагрузка на ось военного образца полуторок была минимальной. Теперь же ходит иной – современный большегрузный транспорт. Предъявляются иные требования. И мы их выполняем, реконструируя, хватаемся за все: за счет саммита, за субвенции Росавтодора, за экономию на других участках. Улучшаем качество материалов дорожного покрытия. Но и здесь приходится латать дыры.

Вот в Японии, которая по своей территории в 2 раза больше Приморья, знаю, на полную катушку действует 611 асфальтобетонных заводов, у нас же их – 27. Мечтаем: увеличить бы, согласно территориального размера, до 54-х – какие дела на тихоокеанских дорогах можно тогда сделать! Нет, я не жалуюсь, понимая, что жизнь выдвигает все новые и новые требования. Мы не отстаем и за новшествами тянемся изо всех сил. Так, взяли на вооружение новую технологию. Впервые при ямочном и других ремонтах дорог нами активно применяется битумная эмульсия, то есть - смесь воды с битумом и добавкой эмульгатора. Теперь нашим подразделениям нет необходимости прибегать к помощи компрессора для выравнивания краев ямки. Достаточно воздухом высокого давления устранить из нее мусор, засыпать щебень и залить его битумной эмульсией. После такого ямочного ремонта поверхность дороги в месте ремонта выравнивается с остальной, и надежность этого участка значительно повышается за счет хорошего сцепления битумной эмульсии со щебнем. Установку по производству битумной смеси мы разместили на своем асфальтобетонном заводе в Артеме.

Особенно удобно, что эмульсионно-щебеночную смесь не надо зимой греть до температуры + 140 градусов, как битум, укладывать ее можно даже на влажное покрытие при температуре +5 градусов. К слову сказать, все материалы и работы, которые производятся с асфальтобетоном и грунтом при ремонте дорог, жестко контролируются – у нас целая сеть лабораторий, в каждом филиале есть своя. На качество стали обращать самое серьезное внимание.

Что касается новых технологий, то мы сейчас постоянно применяем при укладке асфальтобетона полимерные георешетки. Они хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации, прерывают трещинообразования, увеличивая долговечность и прочность покрытия.

– У вас сейчас велик фронт работ - на каких трассах задействованы основные силы?

 

– Уделяем особое внимание трансмодальным транспортным коридорам – это на сегодняшний день основные направления дорожного развития. Та же федеральная трасса “Хабаровск - Владивосток”, автомобильная дорога краевого значения с выходом на морские порты “Владивосток – Находка”, “Уссурийск –Пограничный”, направление на Турий Рог. Затем – “Раздольное – Хасан”, ведущая к границам трех государств. Здесь уникален опыт по проведению работ укрепления дамбой российского пограничного берега реки Туманная.

– То есть работаете в сфере краевых программ?

 

– Участвуем в целевых программах “Дороги Приморья”, “Муниципальные дороги”, “Сокращение аварийности в местах концентрации ДТП”. Приобретен хороший опыт взаимодействия с краевым управлением ГИБДД: после проведения совместного анализа аварийности на автострадах, реконструированы более 20 опасных для водителей участков - в результате число ДТП снизилось на 26 процентов. Эффективность приносит и работа по наказам депутатов Законодательного Собрания края – в десятках населенных пунктов Приморья проведен ремонт улично-дорожной сети.

– Тут уж не Закон, а сам народ повелел Вам, Виктор Алексеевич, исполнять его наказы, как депутату Законодательного Собрания?

 

– Пока не знаю, кто больше кому дает: я, как депутат, народу, избравшему меня в законодательный орган Приморья, или народ мне, как руководителю крупного автотранспортного предприятия. Я просто счастлив и безмерно благодарен жителям Ольгинского, Лазовского, Чугуевского районов, поселка Врангеля, вручивших мне своим голосованием не почетный, а очень нужный мандат для того, чтобы отстаивать проблемные вопросы транспортников на уровне Законодательного Собрания. Во время избирательной кампании я говорил людям откровенно: сделаю в дорожной сфере больше, чем кто-либо другой. А ведь, сами знаете, в этих таежных районах проблема дорог – одна из острейших, наиглавнейших: дорога – это жизнь и труд, это воспитание и обучение детей, это – здоровье для работоспособных и стариков. Территория огромна, а более половины дорог – грунтовые. В конце-концов именно эти районы пока находятся в черте демографической опасности.

Я пытаюсь на уровне законодателей отстоять право дальних поселений, сплотить их в едином стремлении, отстаивать права дальневосточников на лучшую долю: именно развитие транспортной инфраструктуры и, в частности, автомобильных дорог дает счастливый шанс на возрождение экономики и социальной жизни всего Дальнего Востока.

Валентина БРАТЧИКОВА.Приморский край  

 

 



← Назад в раздел