Под лежачий камень вода не течет

Федор Глушков, уроженец города Тынды Амурской области, окончив в 1982 году Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности “инженер путей сообщения - строитель”, был направлен в “Мехколонну-89” треста “Сибстроймеханизация” (в 1997 году преобразована в ОАО “Дальстроймеханизация”). Начинал строительным мастером, затем - старшим инженером ПТО, в 1985 году стал главным инженером. Высокое доверие, оказанное молодому специалисту, Федор Яковлевич с честью оправдал. Разработка и внедрение новых технологий производства, вахтового метода организации работ, бригадного подряда; доработка и улучшение проектных решений и постоянная направленность на обновление и совершенство во всех сферах деятельности предприятия были оценены коллективом, и в ноябре 1996 года Федор Яковлевич Глушков был назначен исполняющим обязанности генерального директора, а в феврале 1997 года избран генеральным директором. Накопленный опыт, грамотная политика, направленная на развитие производства, позволили молодому руководителю за несколько лет вывести небольшую организацию в ряды мощнейших строительных компаний в Дальневосточном регионе России, в которой он трудится уже без малого четверть века.

– Часто биография руководителя, особенно бессменно работающего на одном предприятии, удивительным образом совпадает с биографией предприятия…

 

– Откровенно говоря, в строители я попал как бы по воле случая: в школе я постоянно участвовал в олимпиадах по физике и математике и мне пророчили путь ученого, родители хотели видеть своего сына летчиком, а я вместе с другом поступил в “железку”, как в то время называли Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. И не то чтобы жалею, а безмерно счастлив, что профессия строителя дала мне и крылья, и научный расчет всего того, что необходимо мне, как коренному дальневосточнику, делать для развития Дальнего Востока, и России в целом.

Придя в “Мехколонну-89” треста “Сибстроймеханизации” я как бы растворился в ее уже 45-летней истории и стал частицей этого славного коллектива. Только взгляните на карту: почти за полвека своего существования эта строительная организация участвовала в сооружении крупнейших строек страны: она строила железные дороги Абакан – Тайшет, Хребтовая–Усть-Илимск в Сибири и Золотая – Сукпай в Хабаровском крае, международный (Россия-Китай) пограничный железнодорожный переход Камышовая – Хуньчунь в Хасанском районе Приморского края, подводила железнодорожные подъездные пути в Читинской области к Харанорскому угольному разрезу и к Приморской ГРЭС в Приморье, строила автодорогу к Ерковецкому угольному разрезу в Амурской области, участвовала вместе с другими строительными подразделениями в прокладке автотрасс Хабаровск - Владивосток, Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан – Хабаровск, возводила железнодорожные и автомобильные подходы к мосту через Амур у Комсомольска-на-Амуре работала на строительстве и ремонте железнодорожных путей Восточного участка БАМа и перечень можно продолжить.

В последние годы, когда четче обозначилась стратегия правительства России на развитие транспортной сети Дальнего Востока, теперь уже под вывеской ОАО “Дальстроймеханизация” нам был доверен генеральный подряд на строительство автомобильных и железнодорожных подходов к знаменитому мосту через реку Амур у города Хабаровска и с вводом моста в эксплуатацию – строительство обхода г. Хабаровска для пропуска транзитного движения и путепроводных развязок столичного города. Одновременно с работами, социально значимыми для города Хабаровска, ОАО “Дальстроймеханизация” принимало участие в крупных региональных проектах, обеспечивающих приток сырьевых ресурсов Дальнего Востока - сооружении подъездных железнодорожных путей к Эльгинскому месторождению углей и к Чинейскому месторождению руд цветных металлов. В стройках федерального значения, как строительство автодороги “Амур” Чита - Хабаровск и её тихоокеанских составляющих выходов - строительстве автодорог “Восток” Хабаровск – Находка и Лидога - Ванино для выхода в порт Ванино. Не обошлось без нашего участия и выполнение работ на международных проектах “Сахалин-I” и “Сахалин - II” – освоении шельфа о. Сахалин по добыче нефти и газа.

– География, прямо скажем, широкого масштаба. Мало того, что такая широкомасштабная разбросанность ведет к большим финансовым затратам, вашим строительным подразделениям приходится работать в самых экстремальных климатических условиях?

 

– Действительно, в каждом регионе свои особенности: в Приморье мы утопали в болотах, в Еврейской АО нас донимали сильные грунтовые воды, а на Сахалине засыпали снежные лавины. Мы просто, порой, не успевали их чистить: подготовим площадки к строительству - опять снегопад за снегопадом. Сотни тысяч кубов снега приходилось перебрасывать. Сейчас работаем на строительстве железной дороги Томмот - Кердем - Якутск в республике Саха - Якутия, где вечная мерзлота и самые низкие температурные режимы. И мы справляемся, несмотря на условия, и нам заказчики доверяют экономически и социально значимые для развития Дальнего Востока объекты и, безусловно, без участия наших специалистов не обойдется прокладка трубопроводной системы ВСТО - Восточная Сибирь – Тихий океан и развитие выходных морских портов российского побережья Японского моря, объекте, имеющем важное значение для России в целом.

– На такое климатическое разнообразие, а главное – масштабность заказов у вас должны быть и высококлассные специалисты?

 

– Вы меня невольно вынуждаете на похвалы собственного коллектива: ибо рассматривать профессионализм каждого специалиста в отдельности можно только в сфере успехов всего предприятия. А ОАО “Дальстроймеханизация” официально входит в элиту строительного комплекса России и отмечена в течение ряда лет дипломами Всероссийских конкурсов на лучшую строительную организацию и награждена специальным знаком “Лидер строительного комплекса России”. В рейтинге “100 лучших строительных организаций России” ОАО “Дальстроймеханизация” занимает почётное 8 место. Символом заслуженного признания высокой деловой репутации нашей организации стали международная премия “Европейский стандарт”, полученная в 2005 году, и “Кубок МБА-2006”.

Такими регалиями, как понимаете, не разбрасываются случайно. Они заслужены не только, как раньше говорили, ударной работой людей, а системным подходом, стилем и методами работы на строительных площадках региона. Этот стиль увязан с тем, что в поисках новых форм, эффективных экономических решений ОАО “Дальстроймеханизация” следует в ногу с рыночным временем - она одной из первых на Дальнем Востоке создала у себя специальную службу качества на основе международных стандартов Системы Качества ИСО-9000, эффективно действующую на предприятии с 2003 года.

Одновременно с внедрением Системы Качества идет работа по развитию собственной производственной и ремонтной базы. Так, ремонтные мастерские запроектированы и сооружаются на уровне мировых стандартов с соблюдением требований по охране труда и окружающей среды, продуманной технологии последовательности операций с целью сократить до минимума непроизводительные затраты и повысить культуру производства. За последнее время практически обновлен парк строительных машин и механизмов высокопроизводительной отечественной и зарубежной техникой.

Расширяется и сфера деятельности организации, кроме направленности на выполнение всех видов земляных работ освоены: строительство искусственных сооружений, в том числе металлических гофрированных труб больших диаметров 5 м и 8 м – это практически замена мостов на более экономичные конструкции; налажено применение новых материалов и технологий - дорнит, пеноплекс, георешетка, габионы; внедрено устройство асфальтобетонных покрытий.

И, конечно, без грамотного, высокообразованного инженерно-технического и управленческого аппарата все, о чем сказано, было бы просто недостижимо.

ОАО “Дальстроймеханизация” очень много тратит средств на повышение квалификации своих работников и на их образование. У нас на сегодняшний день только в Академии народного хозяйства в Москве учатся четыре человека, экономистов сейчас обучаем на международных бухгалтерских курсах с получением сертификатов международного образца. Подготовка классного специалиста дело не простое - обходится не в копеечку, а в 800 000 рублей каждого.

Всевозможные курсы повышения квалификации, программное обеспечение расчетов – практически каждый месяц наши сотрудники где-то учатся. Все это – задел на будущее: ведь сейчас идет процесс капитализации компании, который аукнется своей привлекательностью, надежностью, объемом и качеством работы.

– Однако, Федор Яковлевич, для такой системной работы требуется, с одной стороны, не только системное управление, но и четкое финансовое обеспечение. У вас что, и тут капитальных разрывов не случается?

 

– Системная работа обеспечивается, подчеркиваю, четким командным управлением, входящим в тот самый стиль и метод, о котором я упоминал. У нас есть золотое правило - все делать вовремя. Вот я только что вернулся из Технического Университета - там проходила конференция по организации управления, где наши специалисты делились своим опытом командообразования (работы в команде). Что же касается финансов, то разрывов, о которых спрашиваете, у нас вполне достаточно. С сентября 2006 года с нами, скажем, не рассчитывается Якутия за работы на железной дороге Беркакит – Томмот – Якутск – порядка 300 миллионов должны, а это не 300 рублей, которые можно простить.

Мы не можем остановить производственную деятельность в ожидании денежных средств, приходится активно работать с финансовыми институтами. Здесь основной вопрос – условия кредитования, которые предлагают банки – стоимость и сроки финансирования. “Дорого” или “дешево” сейчас кредитоваться – понятие относительное. Были времена, когда на производственные нужды брались кредиты под 100 и более процентов, а сейчас когда 13% предлагают – считаем дорого. Сейчас ориентируемся на 8-9 % годовых, мечтаем о временах, когда банки согласятся на 4-5 % годовых. С банковской системой можно и нужно взаимодействовать творчески. Мы работаем с крупнейшими московскими и региональными банками – ВТБ, Сбербанком, Банком Москвы, Региобанком, Всероссийским банком развития регионов, Далькомбанком, Дальневосточным банком (г. Владивосток). в перспективе планируем развивать отношения с иностранными банками – сейчас рассматриваем предложение от Банка Сосьете Женераль Восток (французской группы Societe Generale). С помощью банков-партнеров всесторонне развиваем бизнес – занимаемся лизингом, инвестируем средства в новые проекты.

Что же делать: под лежачий камень и вода не течет!

– Вам приходится искать “творческие” точки по всему Дальнему Востоку… А скажите, вот за рубежом, в том же Китае, “Дальстроймеханизация” могла бы конкурентно работать?

 

– С представителем одной солидной китайской строительной фирмы мы недавно беседовали на эту тему и, знаете, я сделал заключение: нам перед Китаем пока не устоять и конкурировать с ними нет смысла. Напротив, китайцы сами приедут в Хабаровск и составят нам конкуренцию. Неслучайно весь мир нынче инвестирует свое производство в Китай, потому что у них дешевая рабочая сила, профессионализм и качество в работе, а главное – восточная дисциплина.

– А что же вы не строите за границей?

 

– Предложения такие поступают и мы с гордо поднятой головой могли бы поехать в ту же Канаду и там строить – не хуже их работаем и выдаем на “гора” качество. И при этом канадцы постоянно подчеркивают: вы дешево строите, приезжайте и стройте у нас, пожалуйста!

С другой стороны, правительство России “повернулось лицом” к проблемам Дальнего Востока и рассматривает строительство не только региональных, а уже межконтинентальных проектов как соединение железными дорогами о. Сахалин с материком и Японией, России и Аляски, так что впереди еще столько объектов и такой трудовой фронт, что без работы не соскучишься. Иное дело – мешает наш российский менталитет. Хоть я и патриот своей Родины, но скажу, не таясь, что россиянина надо палкой гонять, чтобы что-то путевое сделать. Знаете, в России слишком много демократии, которая по-российски подразумевается так: “вот хочу – работаю, а нет - ты меня ни плетью, ни хлебом, ни розами не заставишь”. При этом российский Закон целиком и полностью стоит на защите “трудового класса” на него работает и прокуратура, и суд, и многочисленные комиссии по труду, и профсоюз. Руководителю же не дано никаких прав, чтобы спросить за те обязанности, которые вписываются в трудовые договоры и контракты. И он, бедняга, сто раз подумает и отмерит: стоит ли связывать себя принципиальной требовательностью к лодырю, откровенному саботажнику, прогульщику и даже завзятому пьянице, которые принципиально требуют только повышения зарплаты, но никак не роста собственной производительности труда. Работодатель по Закону обязан предоставить человеку работу, технику и достойную оплату, но только при достойной и профессиональной его работе. Достойная оплата должна быть заработана! И мы даем такую возможность своим работникам: тех, кто работает, мы поощряем, тех, кто пришел на “готовенькое”, – отсеиваем.

– Вы, должно быть, очень жесткий генеральный?

 

– Может быть, как раз я не жесткий руководитель. Но, что касается интересов всей компании, – тут никаких компромиссов не допускаю. Вот, если возникают другие проблемы – житейско-социального характера: кого-то пожалеть нужно, кому-то помочь - пожалуйста! Что же касается компании и ее перспектив, то…как говорится – извините!

– Кстати, коль скоро заговорили о перспективности, то что бы такое, Федор Яковлевич, надо сделать, завершить, чтобы на 100 %, как генеральный директор, Вы получили удовольствие?

 

– Ничего не хочу “завершать”- а хочу строить одно, браться за другое. Подводить итоги, устраивать овации, манипулировать цифрами и фактами не люблю. И очень не хотел бы, как сегодня, латать вчерашние дыры или восстанавливать развалы, которые сами же и устроили, чтобы сравнить потом свои успехи с 1999-м или еще каким-либо “черным” годом. Очень хочется работать по продуманным на перспективу развития проектам основательно и, как говорится, на века. Если это дом, то строить его теплым, светлым – не для сиюминутного поселения и решения “очередной” проблемы, а для человеческой жизни многих поколений, как “гнездо”, откуда выпорхнут оперившиеся птенцы, чтобы потом, полетав и поучившись в миру, вернуться в родной дом и продолжать строить свое счастье.

Вот строим федеральную дорогу “Амур” Чита – Хабаровск. Десять лет через тайгу и мари ведем трассу из-за не достаточного выделения денежных ресурсов, и проектные решения отстают от требуемых на сегодня параметров. Надо сейчас срочно закладывать такие технологии, которые на десятилетие определяли бы развитие промышленности и развитие автотранспорта, рассчитывать на машины более скоростные, с иной нагрузкой на ось и колесо, делать и иные радиусы кривых и поворотов, чтобы при скорости, скажем, в 200 километров в час автомобили не вываливались бы за пределы дороги. Переделка же “потом”, как привыкли в России, слишком дорого обойдется и государству, и пользователю. Можно сменить дорожное покрытие, но никуда не сдвинешь земное полотно. И тогда информацию, что этот участок строила ОАО “Дальстроймеханизация”, можно разместить у обочины дороги, чтобы и через 20 лет люди могли знать, кому говорить спасибо или кого ругать за качество работы.

– Эта основательность и тонкая грань между прошлым и будущим, я гляжу, присутствует не только в методах и стиле вашей работы, но даже и в дизайне оформления кабинета генерального директора?

 

– Фронт работы генерального – это все объекты акционерного общества: от Читы до Сахалина, а кабинет лишь место, где концентрируются коллективные идеи развития предприятия. Это рабочее место, и здесь не закроешься портретами вождей, президентов и губернаторов, как ни вешай их по стенам, от вопросов и проблем, с которыми приходят в этот кабинет люди.

– У вас на стене я сразу заметила картину благодатной осени в теплых тонах. Подарок?

 

– Часто приходится бывать в зарубежных командировках. Бродил однажды по Монмартру в Париже, смотрю - художница заканчивает пейзаж с натуры. Купил. Привез домой и повесил в кабинете. И вот теперь, когда плохое настроение или приходишь неудовлетворенным с очередного совещания, смотришь, а она, как живая, дышит романтикой, навевает спокойствие. Смотришь и думаешь: “А жизнь продолжается!”

Валентина БРАТЧИКОВА.г. Хабаровск



← Назад в раздел