Порт Восточный сегодня

  

– Раз наша с вами беседа идет в юбилейный выпуск, давайте начнем ее с тех людей, которые этот порт возглавляли, остались в его истории и  вашей памяти…

– Да, люди здесь были действительно крупные. Начиная с Виктора Андреевича Васяновича, с которым мы работали вместе. После него был  Геннадий Прокофьевич Жебелев. Если не фигура – то глыба уж точно. Очень уважаемым руководителем порта был Леонид Анатольевич Бочков – молодой, гораздо моложе меня, но руководитель, что называется, на своем месте. Если бы не трагическая смерть, он еще много хорошего успел бы для порта сделать. После Бочкова был Владимир Алексеевич Попов, тоже портовик, профессионал, прошедший всю эту нелегкую школу от «А» до «Я» в Находке. После Восточного его забрали на повышение в Москву, сейчас – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере морского и речного транспорта. Тех, кто был после, перечислять уже не стану: менялись слишком часто.

– Конечно, грустно видеть, как огромный порт, создававшийся как «грузовые морские ворота» страны, сегодня, по сути, не выполняет тех задач, которые изначально на него возлагались.

– Ну, как сказать – «не выполняет»… Все-таки в прошлом году переработали 21 миллион тонн грузов – больше, чем все другие порты Дальнего Востока, вместе взятые. Тем не менее порт способен на большее. Но мы понимаем: многое зависит еще и от постоянно меняющейся конъюнктуры мирового рынка. Снижение оборотов идет не оттого, что Восточный работает плохо. Мы, как и любой другой современный порт, напрямую зависим от грузоотправителей и покупателя. Скажем, снизился спрос на минеральные удобрения – у нас грузооборот упал, по углю – то же самое. Уголь, например, в ближайшее время может перейти частично на порт Ванино.

– В свое время Восточный был комсомольской стройкой…

– Не просто стройкой – ударной!

– Что представляет собой сегодня Восточный порт? Хватает ли ему грузов, увеличивается ли грузопоток?

– Сегодня порт разбит на семь стивидорных компаний, не зависящих друг от друга, у каждой – свой хозяин. Открытое акционерное общество «Восточный порт» арендует только три причала в Первом грузовом районе и угольный пирс. За счет перевалки через них угля ОАО «Восточный порт» сегодня в значительной степени и существует. За 9 месяцев этого года перевалил примерно на 1,2 миллиона тонн угля – меньше, чем за тот же период прошлого года. Неплохо идут дела у  «Восточной стивидорной компании» (ВСК), у «Восточно-Уральского терминала», который сегодня немного не дотягивает до миллиона тонн. У ВСК ежегодный прирост составляет 25-30%. Прежде всего – по контейнерам.

Неплохо работает сегодня Малый порт, с годами они перешли на навалочные грузы и поэтому если раньше делали – в те годы – в пределах 300-350 тысяч тонн, то сегодня переваливают около миллиона тонн.

Небольшие компании, такие как арендующий 31-й причал Лесной порт, еще  работают в пределах 100 тысяч тонн в год, Восточный нефтехимический терминал в этом году уже 110 тысяч тонн переработал, бункерная компания, наверное, столько же сделает… Другими словами, потихоньку все идет, но большого обновления техники, оборудования я в последние годы не вижу. Работают на том, что есть.

Если говорить о грузообороте, Восточный порт в этом году сработает меньше, я думаю, миллиона на полтора, может быть, даже два – за счет падения объемов перерабатываемого угля. Находкинский порт, наоборот,  в этом году лучше сработает, я так прикидываю, на полтора - два миллиона больше перевалит, относительно прошлого года.

– Грузопоток грузопотоком, но любой современный порт должен развиваться, идти вперед, вести какие-то программы на перспективу…

– По-настоящему больших проектов пока не предвидится, но кое-что есть. К примеру, в рамках  государственных, федеральных программ, таких как «Обустройство государственной границы». На территории ВСК мы в этом году начали работы в рамках программы, приобретено оборудование  - инспекционно-досмотровой комплекс. Это современное оборудование для проверки, более быстрого прохождения контейнеров через таможню.

Заказчиком министерство транспорта выбрало нас, именно «Росморпорт», окончание строительства определено постановлением правительства, согласно которому такие комплексы должны быть сооружены в трех портах России: в Петербурге, Новороссийске и у нас. На Западе работы уже близки к завершению, здесь же сроки определены на ноябрь следующего года. Мы сейчас ведем земляные работы, проект проходит госэкспертизу.

– Как были определены основные участники проекта?

– В Москве объявили тендер, выбрали компанию, которая занималась проектированием. Она же определена как генподрядчик  – это ЗАО «Техно-Санкт-Перетбург» из Санкт-Петербурга. А они уже подбирают себе  субподрядчиков на местах. Мы же имеем дело только с ними.

–  Еще какие-нибудь проекты? На более долгосрочную перспективу?

– Из пока чисто теоретических проектов я бы назвал федеральную целевую программу, реализуемую за счет бюджетных средств. Этот проект называется «Обоснование инвестиций в строительство перегрузочных комплексов Восточного порта». По сути, это как бы расчетная стоимость возможного строительства контейнерных терминалов, угольных терминалов, зернового комплекса. Стоимость определена в 60 миллионов рублей, мы выдаем все исходные условия и параметры для этого проекта. Есть еще один проект стоимостью 40 миллионов рублей, – проектирование волнолома от мыса Каменский. Это, конечно, перспективные направления, мы непосредственно ими не занимаемся, но проработку осуществляет компания «Гидротеккс». Это та компания, которая в свое время делала проект сухого дока…

– Местная компания?

– Из Владивостока… Ну вот, то что я вам рассказал, это, по сути, и все – больше никаких продвижений вперед у нас здесь нет.

Есть только перспективы, о которых я уже говорил – федеральной целевой программой по развитию портов предусмотрены 42, 8 миллиона рублей на проектные работы по Находке: уже упоминавшийся Восьмой причал и пассажирские Одиннадцатый и Двенадцатый, которые мы хотим сделать грузопассажирскими. Потому что как пассажирские причалы они себя не окупают и не оправдывают. Сейчас главное сделать проект, а на 2010-2011 годы в федеральном бюджете на строительство этих объектов уже заложены 410 миллионов рублей.

– Александр Анатольевич, вы обрисовали общую картину. А что было сделано непосредственно за период вашей деятельности?

– Основное – мы занимаемся поддержанием и ремонтом гидротехнических сооружений, регулярно проводим плановые ремонтные работы, поддерживаем проектные глубины у причалов. В этом году мы сделали в районе Пятого и Шестого контейнерных терминалов дноуглубительных работ на 57 миллионов рублей. Следим за техническим состоянием, заставляем арендаторов выполнять те ремонтные работы, которые они должны выполнять. По сути, как я  говорил – нового ничего не строим – поддерживаем то, что уже есть. 

– Вы – один из самых опытных специалистов, работающих уже много лет в Восточном. Расскажите, пожалуйста, и о себе.

– Да нечего особо рассказывать… В Лазовском районе есть бухта Заповедная, вот я – оттуда. Потом учился во Владивостоке в ДВВИМУ имени адм. Невельского, оттуда попал по распределению на Сахалин, работал в сахалинском пароходстве, около 20 лет там отработал, потом приехал сюда, работал главным инженером портофлота, был секретарем парткома, главным инженером порта. Потом – так сложилось – пошел снова на флот, еще отработал 10 лет. Затем вернулся на берег, ровно год проработал директором базы ремонта контейнеров, оттуда – в Морскую администрацию Восточного. Еще 10 лет там. После чего – здесь.

– Я знаю, что вы активно занимаетесь депутатской деятельностью, уже не один созыв избираетесь в думу Находки, к тому же вас обоснованно называют одним из наиболее «сильных» представителей депутатского корпуса…

– Являюсь председателем комиссии по бюджету, финансам и налогам. Работаем…

– Что хотели бы вы пожелать жителям Приморья и всем, с кем сегодня работает и дружит Восточный порт,  в канун юбилея Приморского края?

– Я хотел бы пожелать, чтобы все то, что планируется сделать в связи с проведением саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке,  было сделано точно и  в срок. Я прекрасно понимаю, что многие из запланированных проектов, такие как расширение аэропорта, развитие федеральной трассы, скажутся и на Находке, и на порту Восточном. Так или иначе, это коснется и нас. Владивосток – это лицо края, поэтому, конечно, Приморье в целом тоже выиграет. От того, как себя покажет на саммите приморская столица, зависят инвестиции в край, в том числе иностранные. Кончились те времена, когда строило государство – сейчас без инвестора ни один серьезный проект сделать нельзя.

Константин ЛЫКОВ.

Порт Восточный

 

НАША СПРАВКА

Порт Восточный – один из самых современных и глубоководных портов Дальнего Востока России. Он расположен на юге Приморского края, в незамерзающей бухте Врангель. Природные глубины до 22 метров позволяют принимать здесь суда дедвейтом до 150 тысяч тонн. В порту эксплуатируются 16 грузовых, несколько вспомогательных причалов и хозяйственный пирс. Общая протяженность причальной линии составляет порядка 4 километров. Причалы входят в состав терминалов по перевалке угля, контейнеров, удобрений, метанола, лесных, навалочных и генеральных грузов.

Входящий в тройку лидеров, он также является важнейшим звеном Транссибирской магистрали – ежегодно через него проходит до 15% суммарного грузооборота российских портов. В 2004 году здесь произошли значимые перемены – был создан Восточный филиал ФГУП «Росморпорт», объединивший порты Восточный и Находка.



← Назад в раздел