Морские горизонты образования

 

  Государственный комитет обороны СССР 5 марта 1944 года принял постановление «О мерах по подготовке командных кадров Морского флота». В стране было создано 3 высших мореходных училища - в Ленинграде, Одессе и Владивостоке.

ГОРДОСТЬ АЛЬМА-МАТЕР

Созданный на базе водного техникума в трудный военный 1944 год, морской вуз во Владивостоке стал кузницей кадров высшей квалификации для транспортного флота.

Сегодня выпускников дальневосточной морской альма-матер можно встретить на любом предприятии отрасли. За свою историю вуз подготовил более 30 тысяч специалистов. Среди них немало знаменитых капитанов, руководителей пароходств и портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, крупных ученых, педагогов, политических деятелей. Пять выпускников вуза в разные годы возглавляли Министерство морского флота СССР и Министерство транспорта Российской Федерации, а 15 специалистов стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда. Училась и работала во Владивостоке и легендарная женщина - капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина.

ВЕДУЩИЙ В РЕГИОНЕ

Сегодня Морской государственный университет имени адмирала Невельского готовит специалистов по 36 программам высшего и 28 специальностям среднего и начального профессионального образования. Обучение ведется по естественно-научному, гуманитарному, техническому и морскому конвенционному направлениям.

В процессе своего развития вуз стал одним из ведущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, превратился в авторитетный научно-методический центр морского образования на Дальнем Востоке. Достаточно сказать, что на переподготовку сюда присылают своих моряков - офицеров флота ведущие зарубежные судоходные компании. Работа эта ведется на коммерческой основе, что позволяет направлять дополнительные средства на закупку нового учебного оборудования, совершенствование образовательных технологий.   

В настоящее время в университете действуют 12 научных школ в области морских инженерных разработок, экологической безопасности, социально-психологических проблем морской деятельности. Подготовка ученых ведется в аспирантуре и докторантуре университета по семи научным направлениям и 18 специальностям.

Морской университет включает в себя 14 институтов, 20  факультетов, колледжи, лицеи, центры дополнительной профессиональной подготовки. Здесь ежегодно повышают свою квалификацию тысячи специалистов флота и предприятий береговой инфраструктуры.

Свыше 60 процентов преподавателей университета – доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. Многим из них присвоены звания заслуженных работников высшего образования, транспорта, деятелей науки и техники РФ.

Университет располагает своей судоходной компанией FESMA.

С 1997 года проводятся систематические экспедиционные исследования на парусном учебном судне «Надежда» в рамках проекта «Дальневосточный плавучий университет». Большая научная работа по исследованию Мирового океана и атмосферы была проведена во время кругосветного плавания парусника «Надежда», совершенного в начале ХХI века. Морской университет проводит отбор, экспертизу и продвижение на рынок перспективных научных и научно-технических разработок.

Взаимовыгодное сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона благотворно влияет на развитие международных связей Морского государственного университета.

Постоянными партнерами МГУ имени адмирала Г.И. Невельского являются 13 морских вузов. В их числе Даляньский морской университет (КНР), Австралийский морской колледж, Калифорнийская морская академия (США), Корейский морской университет (Республика Корея), Токийский университет морских наук и технологий (Япония), Сингапурская морская академия.

УСТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ

По итогам совместного заседания президиума Госсовета и Морской коллегии при правительстве РФ в мае 2007 года президентом России  было дано поручение, в котором, в частности, говорится: «…разработать и реализовать пилотный проект комплексного развития морского транспорта на Дальнем Востоке, включая… создание на базе Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского Дальневосточного государственного морского научно-образовательного комплекса, решение соответствующих вопросов бюджетного финансирования, нормативно-правового обеспечения подготовки, переподготовки и закрепления кадров».

Сейчас разработанный в соответствии с поручением президента  пилотный проект одобрен Министерством образования и науки РФ, его инвестиционная составляющая вошла в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)».

Еще раз проект обсуждался и уточнялся в начале нынешней недели на заседании Координационного совета по образованию при Министерстве транспорта Российской Федерации. Главный приоритет будущего морского научно-образовательного комплекса – самое тесное соединение учебного процесса с научной деятельностью профессорско-преподавательского состава вуза, широкое привлечение к исследованиям курсантов и студентов.

Дальневосточный научно-образовательный комплекс призван обеспечить подготовку кадров морского флота и всей его инфраструктуры на инновационном уровне. Задача решается путем внедрения программ обучения, совершенных образовательных технологий, органично сочетающих научные исследования с глубокими теоретическими знаниями, твердыми навыками их применения в практической деятельности.

Необходимость и своевременность реализации проекта обусловлены бурным развитием морского транспорта. Создаются флот нового поколения, портово-логистические комплексы, системы экологической и навигационной безопасности.

Целью проекта является создание государственной конкурентоспособной системы кадрового обеспечения интенсификации деятельности России по комплексному освоению ресурсов Мирового океана. Принцип - объединение в единый процесс образовательной, научной и производственной деятельности.

ТРЕБУЕТСЯ ОБНОВЛЕНИЕ

Ключевой проблемой создания морского научно-образовательного комплекса является перевод материально-технической базы университета на качественно новый уровень, позволяющий реализовывать инновационные образовательные программы по самым высоким международным стандартам. Хорошая основа для этого уже заложена. В вузе действуют 50 специализированных лабораторий, 14 уникальных морских профессиональных тренажеров, проведена компьютеризация всех рабочих мест и учебных аудиторий, работают библиотека, фонды которой превышают полмиллиона книг, спортивный комплекс. Но все это требует совершенствования и обновления. И не завтра, а уже сегодня.

Необходима модернизация учебных аудиторий и во Владивостоке, и в Находке. В ней нуждаются филиалы университета, недавно открытые в Благовещенске (Амурская область) и Холмске (Сахалин). Не полностью отвечает современным требованиям и существующий фонд общежитий. При инновационном образовании  быт курсантов и студентов должен соответствовать новым стандартам жизни.

Разумеется, самая главная забота – это закупка и установка тренажеров для обучения и подготовки курсантов, выпускников вуза, специалистов к работе на судах нового поколения, в том числе супертанкеров – нефтеналивных и по транспортировке сжиженного газа. Необходимо оборудование, на котором можно обрести навыки, опыт действий на морских платформах нефтегазодобывающих комплексов шельфовой зоны. Университет нуждается в новых учебных и учебно-производственных судах, лабораторном, научно-исследовательском оборудовании. Обновление материально-технической базы, о котором идет речь, очень затратно. Но инвестиции, вложенные в научно-образовательный комплекс, обязательно окупятся сторицей. Ведь только образование, глубокие знанияспособны преображать мир, вести его к прогрессу, бесконечному совершенствованию на пути к человеческому благу.

В рамках федеральной целевой программы развития транспортной системы России (2010-2015 гг.) предусмотрены инвестиции в миллиарды рублей. Важно, чтобы они были получены своевременно и потрачены с наибольшей эффективностью.

СИМВОЛ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ

Посвящение новичков в курсанты Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского в начале нынешнего учебного года прошло торжественно. Событие это повторяется из года в год, но никогда не становится обыденным. Первокурсникам был отдан приказ: «Форменные воротнички, как символ доблести и славы русского флота, надеть!».

Им предстоит продолжать и развивать традиции старейшего морского учебного заведения на Дальнем Востоке России. Они будут учиться, вести исследовательскую, научную деятельность, проходить производственную практику в новых условиях, пользуясь самыми современными и совершенными тренажерами, лабораторным оборудованием, навигационными приборами и компьютерами. Им предстоит вывести нашу страну в лидирующую группу морских держав с высокоразвитым флотом и экономикой. Они выбирают дерзкий инновационный курс, с которого, как бы ни был он труден и рискован, никогда не свернут.

Александр ГЕЛЬБАХ.

Нателла ТЕРЕЩЕНКО.

 



← Назад в раздел