ИГОРЬ ПУШКАРЕВ: «Мы будем строить «Новый Владивосток»

 

– Игорь Сергеевич, прежде всего, вопрос о генплане: какой магистральный путь развития Владивостока предлагает этот важный документ?

– Сразу скажу, что такой документ нам был жизненно необходим: за последние годы изменился статус города - Владивосток стал открытым, плановая экономика сменилась на рыночную, город все больше становится гражданским, нежели военным, приобретает функции одного из центров международного сотрудничества и туризма. При этом прежний генплан 1989 года значительно устарел, что приводило к многочисленным нарушениям в процессе градостроительства. Сейчас с утверждением нового документа мы, по сути, получили конституцию развития города, в которой учтены сегодняшние реалии.

Кроме того, приняты принципиальные решения о проведении саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, что также внесло кардинальные изменения в планы перспективного развития города. К примеру, острову Русскому отведена роль крупного научно-образовательного, туристического центра, а также нового жилого микрорайона – как предлагают проектировщики, с населением 160 тысяч человек. С проведением саммита связан целый ряд транспортных проектов, строительство новых мостов, магистралей.

Однако саммит АТЭС, действительно, – лишь повод для развития Владивостока на перспективу. Только одна деталь: сначала на правительственном уровне шла речь о строительстве объектов саммита, которые затем должны были быть перепрофилированы в другие «гражданские» объекты. Теперь акцент прямо противоположный: речь идет о строительстве объектов федерального университета и научно-образовательного центра, которые на время саммита будут использоваться для международных встреч. Это правильно, для меня как главы города важнее формула: АТЭС для города, а не город для АТЭС.

Среди объектов, которые вошли в федеральную программу «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества России со странами АТР», также напрямую связанную с проведением АТЭС, - очистные сооружения, комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, разработка Пушкинской депрессии для водоснабжения, строительство крупных энергообъектов и другие. Это важнейшие объекты жизнеобеспечения всего города.

Перед нами стоит амбициозная задача: построить «Новый Владивосток» с новой экономикой и инфраструктурой. И эту задачу нам поставил премьер-министр В. Путин. Я бы так сказал: на Владивосток федеральная власть действительно «поставила», потому что в Москве поняли, что развитие Приморья – одно из условий сохранения Дальнего Востока для России. Но и спрашивать с нас будут за выполнение заданий.

Игорь Сергеевич, одна из самых острых проблем Владивостока и главных причин оттока населения – дорогое жилье. Эксперты объясняют это тем, что в городе мало строят, ведут в основном точечную застройку, которая сама по себе – «головная боль»...

– Сейчас есть все условия для того, чтобы изменить эту ситуацию. Прежде всего, в городе будет вестись комплексная застройка крупными жилыми микрорайонами. Новые микрорайоны запланированы в районе Снеговой пади, бухты Патрокл, «Зеленого Угла», в районе Уссурийского залива. Массовая малоэтажная застройка предусмотрена в районе поселка Трудовое. Самое главное – наряду с жильем в таких комплексах обязательно должны появиться детские сады, спортивные объекты, школы, скверы и другие нужные людям учреждения.

Но и центральная часть города будет обязательно развиваться, и потому точечная застройка имеет право на существование. Другое дело, что вестись она должна в строгом соответствии с законом и с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений. К слову, сейчас разрабатывается ряд документов, обеспечивающих реализацию генплана, и один из них – «Правила застройки и землепользования», который будет в деталях регулировать градостроительные процессы.

Летом нынешнего года мы после долгих лет перерыва возродили градостроительный совет при администрации города, в который входят самые авторитетные архитекторы и эксперты-строители Владивостока. Наша общая задача – сохранить архитектурную гармонию, памятники истории, «старый город», уникальный ландшафт и силуэт Владивостока, созданный сопками, и при этом поддержать развитие мегаполиса.

– Еще одна сложная для города тема – дороги. Неужели Владивосток, будучи размещен на узком, густо застроенном полуострове, обречен на вечные пробки?

– Что касается дорог – здесь уже видны изменения. Посмотрите, какая динамика: в прошлом году на ремонт и реконструкцию дорог из городской казны было потрачено 300 млн. рублей, в этом – 1 млрд. 100 млн. (почти в четыре раза больше!), немалая часть из которых – средства краевого бюджета. А уже в следующем на все проекты, связанные с дорогами, в том числе по федеральным проектам, будет выделено 12 млрд. рублей, или почти полмиллиарда долларов – если оценивать по международному масштабу.

Все эти проекты решают не только «гостевые», но и наши, внутренние городские проблемы. Уже просматривается перспектива строительства новой магистрали от аэропорта через Де-Фриз и долину Первой речки к мосту на Русский. Новая трасса соединит район «Дальхимпрома» с дорогой на Горностай. Многие проблемы решит дорога-дублер от торгового порта вдоль Амурского залива до Седанки и другие. Вообще, сеть дублирующих и объездных дорог как раз и призвана принципиально помочь решить проблему пробок. Одна такая дорога уже практически построена: от улицы Тухачевского до Выселковой. В проекте – реконструкция старой грунтовой дороги от Второй Речки до «Зари» и другие. В перспективе – строительство ряда многоярусных развязок, в том числе в районе улиц Пограничной, Луговой.

– В последнее время много говорят и пишут про такие важные объекты, как очистные сооружения и полигон ТБО. Доживем ли мы до того времени, когда вновь можно будет купаться в чистых водах Амурского и Уссурийского заливов?

– Комплекс по переработке и утилизации ТБО планируем разместить в районе ручья Безымянного, в полутора километрах в глубь леса от нынешней свалки на Горностае. Самое главное, объект будет расположен на расстоянии от русла ручья, а использование современной технологии переработки и утилизации мусора позволит избежать малейшего загрязнения территории и морской акватории. В этом же районе будет расположена и часть объектов очистных сооружений. Проектировщикам поставлена задача использовать самую современную технологию. Подобные технологии давно есть в мире, они позволяют очищать стоки до такой степени, что они не нарушают биобаланс даже нерестовых рек. При этом выводная труба будет выходить в Уссурийский залив не менее чем на 5 километров. Так что, уверяю вас, мы еще искупаемся в прозрачных водах нашего побережья.

– Игорь Сергеевич, прошло не слишком много времени с момента вашего вступления в должность главы города. С какими наиболее сложными проблемами пришлось столкнуться и какие задачи уже решаются?

– Проблем много, нам досталось тяжелое наследие, которое копилось годами – ветхое и аварийное жилье, катастрофическая нехватка детских садов, распроданное муниципальное имущество… Одна из ключевых проблем – слишком скромный бюджет города – около 6 млрд. рублей. Для сравнения: в соседнем Хабаровске – 12 млрд.

Так что поначалу проделанная работа не очень заметна – наполняем бюджет, возвращаем разворованное у города, привлекаем краевые и федеральные деньги, инвесторов, возрождаем МУПы. Думаю, в следующем году перемены к лучшему будут уже очевидными.

Или вот задача: в преддверии зимы оказалось, что у города – считанные единицы действующей снегоуборочной техники. Срочно закупаем 53 специализированные машины, итого с учетом имеющихся в организациях, с которыми работаем по договорам, будем располагать 140 единицами техники, а по нормам надо в несколько раз больше. Значит, за год-другой нам эту проблему надо решить.

Город активно разрабатывает необходимые документы, чтобы войти в различные федеральные программы, получать весомые средства на решение городских проблем. В этом году мы получим в целом более 180 млн на капремонт жилых домов, в следующем эта цифра должна увеличиться в несколько раз. Уже со следующего года будем строить социальное жилье, развивать муниципальный транспорт.

И еще мы можем рассчитывать на хорошую перспективу. В 2010 году Владивосток отметит 150-летний юбилей. Мы обратились в правительство РФ с просьбой придать празднованию юбилея всероссийский статус (как в свое время юбилею Санкт-Петербурга), выделить дополнительные средства на подготовку города к этой дате, реставрацию памятников истории и архитектуры. В Москве отнеслись к нашим идеям с пониманием. Я верю, что Владивосток использует свой шанс и станет дальневосточной столицей, и готов для этого работать.

Марина ИВЛЕВА.

 



← Назад в раздел