Экономический форпост России

 

147 лет назад на берег дикой бухты Японского моря высадились первые русские люди. В то время здесь была непроходимая тайга. И на тысячи километров практически полностью отсутствовали какие-либо поселения.

Благодаря проводимой политике Российской империи уже через несколько десятилетий здесь расположился Владивосток, который стал одним из наиболее укрепленных городов региона - самые мощные фортификационные сооружения ХХ века находились именно на этой земле.

Практически на целое столетие было определено значение Владивостока и Приморского края: военный форпост России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, логистический центр, территория, через которую Россия ведет торговлю со странами Азии, а также место судоремонта и судостроения. Благодаря этому Владивосток выполнил в тот исторический этап поставленную перед ним страной геополитическую задачу, заложенную в самом названии, - «Владей Востоком».

Однако такое положение наложило существенный отпечаток на экономику всего края, которая практически до конца ХХ века была ориентирована на военно-промышленный комплекс и решение оборонных задач.

В январе 2008 года президент России Владимир Путин специально прибыл во Владивосток, чтобы провести совещание, основным вопросом которого стало председательство России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». Президент предложил провести этот крупнейший мировой политический и экономический саммит в 2012 году во Владивостоке на острове Русский. По его решению, на подготовку к проведению столь значимого форума федеральный бюджет планирует выделить более 100 миллиардов рублей. Всего же на реализацию строительства объектов и инфраструктуры, которая нужна для проведения саммита АТЭС во Владивостоке, необходимо 147 с половиной миллиардов рублей.

Вместе с тем глава государства подчеркнул, что проведение саммита АТЭС во Владивостоке - не самоцель, а одно из средств развития всего региона. Подготовка к саммиту должна сочетаться с собственными планами России по развитию Дальнего Востока. Указом президента создана государственная комиссия во главе с председателем правительства по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, основная цель которой - более эффективная интеграция региона как в экономику России, так и в мировые рынки.

По сути, подготовка к проведению АТЭС во Владивостоке - это составная часть той огромной геополитической задачи, которую поставил президент перед Приморским краем - стать экономическим форпостом России в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Президент России неоднократно подчеркивал, что в сегодняшних мировых условиях сила страны во многом определяется мощью ее экономики. Уверен, все планирующиеся объекты и инвестиции в инфраструктуру - это вклад в фундамент новейшей истории российского Дальнего Востока.

Еще одним существенным моментом для инвестиционной привлекательности региона стал тот факт, что Приморье определено правительством и Государственной думой России как одна из четырех игорных зон нашей страны. По оценкам специалистов, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона и уникальная экосистема края делают нашу игорную зону, с точки зрения инвестиций, одной из наиболее привлекательных. В рамках конгресса этот проект будет также представлен.

Среди того перечня объектов и проектов, которые планируется запустить в Приморье, важным для края является создание нескольких особых экономических и торговых зон. В качестве инструмента привлечения инвестиций мы разработали конкурсную документацию о создании в порту Восточный особой экономической зоны портового типа. На острове Русский будет создана туристическо-рекреационная зона.

Что касается развития морской инфраструктуры, то в Приморском крае будет создан субхолдинг «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» в составе Российской объединенной судостроительной корпорации. Также 17 мая этого года президент России подписал поручения правительству, среди которых значится создание дальневосточного морского кластера. Он включает в себя создание государственной судоходной компании на Дальнем Востоке и усиление морского образования на базе объединения всех морских учебных учреждений в Дальневосточном регионе. Это позволит России вернуть позиции на рынке международных морских перевозок. Будет способствовать возрождению океанского флота. Поможет в восстановлении судоремонта и судостроения, морского сервисного производства, повысит конкурентоспособность российского транспорта и качество морского образования.

Среди перечня инвестиционных проектов, направленных на комплексное социально-экономическое развитие Приморского края, значится и улучшение сухопутной инфраструктуры. В том числе – развитие железнодорожного транспорта. Так, у нас в планах строительство скоростной железной дороги, которая объединит Владивосток с несколькими ближайшими городами. Дорога позволит людям в течение часа добираться до Владивостока из городов Уссурийск и Артем.

Строительство сети скоростных электричек - первый конкретный шаг в реализации проекта «Большой Владивосток» - современного мегаполиса, в котором уже на первом этапе будет жить от 1 до 3 миллионов человек. Концентрация во Владивостоке более одного миллиона человек существенно изменит экономический облик и потенциал города.

Со временем в «Большой Владивосток» войдут экономически завязанные на нем районы и города Приморья. На «выходе» мы планируем получить агломерацию, объединяющую всю южную часть Приморского края и обеспечивающую максимально комфортные условия жизни на Дальнем Востоке.

«Большой Владивосток» должен стать восточной столицей России, экономика которой максимально полно интегрирована в АТР, а также служить проводником российских интересов в регионе. Кроме того, Приморский край должен стать базой формирования нового промышленно-экономического центра России, продукция которого будет ориентирована на рынки АТР. Нами подготовлен пакет предложений по строительству АЭС, алюминиевого завода мощностью 600 тысяч тонн продукции, нефтеперерабатывающего и нефтехимического производств мощностью 40 миллионов тонн в год, завода сжиженного газа, строительство магистрального газопровода «Хабаровск - Владивосток».

Особое внимание в рамках комплексного развития Приморья уделяется вопросам энергетической безопасности. Надежное энергообеспечение населения и экономики Приморского края неразрывно связано с проектом развития региона. Администрация края в своей работе особо учитывает, что энергосистема должна быть готова к реализации тех масштабных проектов, которые стоят перед Приморьем. В структуре портфеля стратегических инвестиционных проектов основу составляют 16 топливно-энергетических объектов общим объемом инвестиций более двух триллионов рублей.

В планах развития, которые уже нашли свое отражение в различных программах, в том числе и в программе по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, значатся строительство высоковольтных линий 500 кВт, приморская АЭС, ТЭЦ в городе Уссурийск, ТЭЦ-3 во Владивостоке, реконструкция Артемовской ТЭЦ.

Если вернуться к проекту развития Владивостока как центра международного сотрудничества России в АТР и подготовки города к проведению саммита АТЭС, хочу отметить, что мы сможем максимально эффективно использовать на благо края те объекты инфраструктуры, которые будут построены и отремонтированы к саммиту. Уже сейчас мы разрабатываем концепцию последующего использования объектов саммита.

Так, существенно модернизируется аэропорт Владивосток. По сути, исполняя требование оргкомитета АТЭС, наш аэропорт становится мировым транспортным узлом, обеспеченным самым современным оборудованием и взлетно-посадочными полосами высочайшего класса. Планируется расширение мест стоянок широкофюзеляжных самолетов, строительство нового международного терминала.

При этом за счет средств федерального бюджета будет реконструирован аэродромный комплекс, а для строительства нового международного терминала планируется привлечь частные инвестиции, в том числе с учетом возможного развития аэропорта в качестве ХАБа.

Для проведения саммита АТЭС запланировано строительство конференц-центра, международного пресс-центра, медицинского центра, гостиниц, театра оперы и балета. Существенно изменится облик Владивостока - будет отремонтирован морской фасад города. Развитие и строительство автомобильной сети Владивостока и улично-дорожной сети на острове Русский является еще одним ключевым проектом.

Международный конференц-центр вместимостью до 7 тысяч человек - один из основных объектов, необходимых для проведения саммита АТЭС. Он включает в себя конгресс-залы, залы переговоров, выставочный павильон, телекоммуникационный центр и офисные помещения. В дальнейшем на базе конференц-центра и пресс-центра планируется организация многофункционального делового центра (бизнес-парка) с возможностью размещения Дальневосточного отделения Российской топливно-энергетической биржи, лесной и рыбопромышленной бирж, а также выставочного комплекса.

В целях организации медицинского обслуживания участников саммита предполагается построить многофункциональный медицинский центр. После завершения саммита он будет оказывать различные виды высокотехнологичной медицинской помощи жителям всего Дальнего Востока.

Предусмотрены работы по развитию системы связи и телекоммуникаций.

Все это будет способствовать формированию Владивостока как международного делового, культурного и научного центра.

В рамках реализации данной задачи важным является еще один проект, к решению которого мы уже приступили, - создание Тихоокеанского федерального университета, в котором на первом этапе будут обучаться около 50 тысяч российских и иностранных студентов, а в дальнейшем – до 100 тысяч. По сути, можно говорить о том, что образовательные проекты становятся еще одним экспортным продуктом края.

Одновременно будет решен вопрос развития коммунальной инфраструктуры Владивостока: очистные сооружения, водоснабжение Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения, третий водовод с насосными станциями. Решен вопрос с рекультивацией существующих полигонов твердых бытовых отходов и строительством новых.

Говоря о развитии края, отмечу, что, учитывая существенное увеличение числа туристов и гостей нашего города, во Владивостоке будет построено порядка пяти гостиниц 5-4-«звездного» класса, а также ряд 4-3-«звездных» гостиниц. По планам гостиничная емкость с сегодняшних трех тысяч номеров должна увеличиться до 14 тысяч. Кстати, только строительство новых гостиниц и сопутствующей сервисной инфраструктуры создаст в городе около 6 тысяч новых рабочих мест.

Строительство гостиничной сети, различных культурных, научных и развлекательных объектов даст существенный импульс для развития туризма как на острове Русский, так и в целом в Приморском крае. Этому будут способствовать такие проекты, как приморский океанариум, который разместится на острове Русский. На его строительство предусмотрено 110 миллионов рублей. Это - стоимость первой очереди, которая включает аквариумы, научные лаборатории, конференц-зал, научную библиотеку, музей и дельфинарий с ареной для представлений. Вторая и третья очереди будут строиться на деньги частных инвесторов. Они включат в себя парк развлечений, яхт-клуб и гостиницы. Приморский океанариум будет одним из крупнейших в АТР научным, образовательным и развлекательным центром. Не сомневаюсь, что инвесторы по достоинству оценят потенциал данных проектов.

Приморский край также реализует несколько проектов, не вошедших в перечень объектов, необходимых для проведения во Владивостоке саммита. При этом они являются важными для экономического, научного и культурного развития региона. Среди них отмечу строительство филиала президентской библиотеки, спортивно-концертного комплекса на 7 с половиной тысяч мест, центра высоких медицинских технологий. Среди крупных спортивных проектов - туристическо-спортивный комплекс «Синяя гора», который включает в себя современный гольф-клуб и горнолыжную базу с гостиницами.

Уверен, что реализация всего комплекса проектов улучшит деловую активность, демографическую ситуацию, что, в свою очередь, будет способствовать развитию жилищного строительства. Как на материковой части Владивостока, так и на острове Русский.

Хочу заметить, что активизация строительства в Приморье уже наблюдается. В 2007 году было построено 319 тысяч квадратов. По итогам 2006 года совокупный объем жилищного кредитования в Приморье составил 1 миллиард 640 миллионов рублей.

В качестве основного территориального резерва развития города Владивостока рассматривается остров Русский. Бухты западной части острова, входящие в систему Амурского залива, являются ценными рекреационными акваториями. Они имеют небольшие глубины, хорошо защищены от ветров. Это дает возможность развивать на их берегах объекты туристической индустрии, водного спорта и развлечений.

Бухты северной и северо-восточной части острова - Безымянная, Аякс и Парис - имеют большие глубины и хорошо защищены от ветров, находятся в непосредственной близости к главному судовому ходу в порты Владивостока.

Предполагается, что к 2012 году на территории острова будет создана основная инженерная и транспортная инфраструктура, что позволит комплексно осваивать участки острова, в том числе удаленные. Этому будут также способствовать запланированное строительство моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный и строительство моста через бухту Золотой Рог на автомагистрали, связывающие федеральную автомобильную трассу с островом Русский.

Администрацией края в настоящий момент разрабатывается комплексная программа развития Приморья до 2025 года. В ней получат отражение основные индикативные показатели и все проекты края. Данная работа будет завершена в ноябре этого года. По сути, программа станет справочником прямого инвестора.

Уверен, строительство обозначенных в моем выступлении объектов создаст все необходимые условия для активного роста российского Дальнего Востока. Несомненно, повысит привлекательность нашего региона для проживания, который по объективным климатическим и географическим показателям является наиболее комфортным в федеральном округе. Также позволит создать в Приморье новые виды производства и промышленности. По оценкам экспертов,Ю суммарный эффект от обозначенных объектов увеличит рост ВРП к 2020 году более чем в шесть раз.

 Говоря о желании принять саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году, о готовности Сочи стать столицей Олимпийских игр в 2014 году, наша страна заявляет мировому сообществу, что Россия - это современное государство, которое может справиться с задачей любой сложности. Это страна со стабильным и уравновешенным политическим и экономическим устройством. Страна, устремленная в будущее, ставящая цели на несколько десятилетий вперед.

Сейчас многие задают себе вопрос: насколько край готов к реализации масштабных проектов, запланированных в Приморье? Могу с уверенностью сказать, что у нас есть все для того, чтобы успешно и в срок выполнить поставленную задачу. Чтобы Приморский край, Владивосток стал надежным экономическим форпостом России в АТР, есть необходимая помощь, в том числе и финансовая, от федерального центра, и, самое главное, есть консолидация Приморья: научного, творческого, производственного и кадрового потенциала.

 



← Назад в раздел