Мостостроители своих в беде не бросают

  

Под косой банкротства

Недавно полноправным членом строительной компании «Мост» стало и открытое акционерное общество «Трест Мостострой-10». О том, как это произошло и как случившееся повлияло на дальнейшую судьбу «Мостостроя-10», рассказывает его генеральный директор А. Х. Гишлакаев.

– В будущем году открытому акционерному обществу «Трест Мос-тострой-10» исполняется 35 лет, – говорит Ахит Халидович. - Трест был основан в октябре 1974 года для обеспечения выполнения работ по строительству искусственных сооружений на Центральном участке БАМа на территории Амурской и Читинской областей, Якутской АССР. Свою главную задачу – открытие сквозного движения по мостам Байкало-Амурской магистрали – трест выполнил в 1984 году, на год раньше установленного срока. За годы своей истории многотысячным коллективом построено более тысячи мостов, путепроводов, других инженерных сооружений от Амура на юге до Северного полярного круга в Саха-Якутии, от Байкала до Комсомольска-на-Амуре.

Но грянули печальной памяти времена так называемых реформ. И некогда крупнейшее предприятие, имеющее богатые трудовые традиции, награжденное орденом Трудового Красного Знамени, оказалось под гильотиной процедуры банкротства.         Черной вехой останутся в истории «Треста Мостострой-10» 2005 - 2006 годы, когда судьба фирмы буквально висела на волоске. Но, к счастью, большой беды с компанией не случилось. Она вновь возвращается на рынок мостостроительных услуг.

Следует сказать, что «прелести» российского «дикого рынка», не обошли мостостроителей стороной. Децентрализация, акционирование, дробление треста на множество разного рода АО, ЗАО, ООО, неплатежи, долги по зарплате, а также в бюджетные и внебюджетные фонды, аресты техники – все это мы хлебнули полной чашей. В какой-то мере предприятие спасли заказы на строительство мостов, переходов, водопропускных труб на железнодорожной ветке Беркакит – Томмот - Якутск.

На первом этапе определенное оживление деятельности северных мостостроителей было связано с федеральной автодорогой «Амур», где были нужны надежные капитальные мостовые переходы. Там вырос принятый с оценкой «отлично» красавец-мост через реку Бурею, протяженностью 729 метров. Было открыто постоянное движение по построенным нами 300-метровому мосту на реке Ольдой и такому же строению через Мадалан.

Но, как ни странно звучит, именно участие в этом масштабном проекте едва не стоило компании жизни. Генеральный подрядчик УДС-1 Спецстроя России крайне неаккуратно рассчитывался с субподрядчиками, в числе которых было и ОАО «Трест Мостострой-10», за выполненные работы. И, в конце концов, задолжал предприятию порядка 28 миллионов рублей, которые, к слову сказать, не вернул и по сей день. По цепной реакции у фирмы образовались долги перед своими субподрядчиками, бюджетными и внебюджетными фондами. И таковых, вместе с недоимками и пеней, набралось 60 миллионов рублей. Начались затяжные тяжбы в арбитражных судах. Время уходило, и петля все туже затягивалась на «Тресте Мостострой-10». Взять такие средства нам было неоткуда – УДС-1 с долгами в миллиард с лишним рублей ушел под банкротство.

Потому-то на заседании совета директоров было решено подать заявление в арбитражный суд с тем, чтобы «Тресту Мостострой-10» уйти на процедуру банкротства.

Мир не без добрых людей

Поддержку, на первых порах моральную, северные мостостроители нашли у строительной компании «Мост», ее руководителей Владимира Васильевича Костылева и Евгения Георгиевича Сура. Они постоянно встречались с А. Х. Гишлакаевым, интересовались делами фирмы. При этом давали понять, что при благоприятном развитии ситуации «Трест Мостострой-10» можно будет спасти.

Владимир Васильевич – вообще прекрасный стратег, умеющий видеть вперед на длительную перспективу. Он предвидел, что в правительственных кругах получит приоритет линия на дальнейшее развитие всестороннего обустройства Дальнего Востока России, огромная территория которого с несметными природными богатствами слабо заселена и плохо осваивается. И это случилось. Приняты и начали реализовываться программы освоения нашего региона. В такой ситуации у строительной компании «Мост» появилась необходимость в крупном мостостроительном предприятии. Было решено, что СК «Мост» берет «Трест Мостострой-10» под свое крыло и выкупает все его бюджетные и внебюджетные долги.

А дальше, в соответствии с процедурой, состоялось заключение мирового соглашения с кредиторами о погашении долгов на договорных условиях. В марте 2007 года Арбитражный суд Амурской области утвердил мировое соглашение и вывел ОАО «Трест Мостострой-10» из конкурсного управления. Стоит сказать, что раньше таких случаев с предприятиями-банкротами в Приамурье не было.

Другими словами, сейчас начинается новейшая история предприятия. Восстановлено доброе имя ОАО «Трест Мостострой-10», вновь развивается его потенциал. Теперь уже под эгидой строительной компании «Мост» - главного акционера ОАО «Трест Мостострой-10». Руководство и коллектив выражают слова искренней признательности Владимиру Васильевичу Костылеву и Евгению Георгиевичу Суру за выделение строительной компанией «Мост» заемных средств. Благодаря этому финансовому вливанию долгов у «Мостостроя-10» не осталось. Сейчас «Мост» заботится о его техническом обеспечении.

То есть в лице СК «Мост» у фирмы появился очень серьезный владелец контрольного пакета акций. Ее руководитель В. В. Костылев, сам бывший бамовец (в тресте «Мосто-строй-10» он руководил мостоотрядом-55 в поселке Мостовом), не раз подчеркивал, что он заинтересован в том, чтобы объединить людей, оставшихся на БАМе, дать им работу, возможность реализовать свой потенциал, обеспечить социальными благами. Для этого необходимо, чтобы они были объединены в одном крупном предприятии, каковым в ближайшей перспективе видится возрожденное ОАО «Трест «Мостострой-10». Предприятие будет необходимо на строительстве крупного объекта – моста через Лену, на прокладке железнодорожной магистрали от Якутска до Магадана, на других объектах Дальневосточного региона, освоению которого сейчас уделяется очень серьезное внимание.

Возрождение

Это видится в будущем. А сейчас, на первых порах, благодаря помощи ЗАО «Мостоотряд-64» (генеральный директор Александр Владимирович Шишкин) и ООО «Строительная компания «Мост-Восток» (генеральный директор Владимир Иванович Простоквашин) предприятие получило заказы. 16 апреля 2008 года коллективом участка № 1 ОАО «Трест Мостострой-10» сдан в эксплуатацию первый после возрождения компании объект - железобетонная водопропускная труба длиной 16,2 метра на станции Сковородино. Работы проводились по заказу управления Забайкальской железной дороги.

В настоящее время коллектив участка, состоящий из 51 человека, работает на 16 объектах на Южном ходу ЗабЖД. Из них: новое строительство – 1, реконструкция – 3, замена моста на железобетонную трубу – 12. Объем строительно-монтажных работ – 142 миллиона рублей.

В июле 2008 года создан строительно-монтажный участок № 2. Новое подразделение выполняет работы на разъездах 1945-й километр и Усколь Дальневосточной железной дороги, 31 человек занят на 6 объектах. Это новое строительство - 1; реконструкция - 5.Общий объем СМР – 16 миллионов рублей.

Для вахтовиков созданы хорошие условия для работы и отдыха. Проживают они в модульных вагончиках, изготовленных в ООО «СК «Мост-Восток». В свободное время можно посмотреть телевизор. Спутниковая антенна дает свободный прием 30 - 40 программ. В котлопунктах организовано вкусное и калорийное трехразовое питание. В двух вагончиках-модулях расположилась баня.

Сейчас в компании трудятся 130 рабочих и инженерно-технических работников. Есть своя промбаза. Ее арендуют частные фирмы: мостоотряд-43, Тындатрансмост, Амурмост. В настоящее время идет возрождение УПТК. «Тресту Мостострой-10» принадлежит и цех «Мостовые конструкции», который действовал даже во время банкротства. Для осуществления контроля качества строительных материалов, конструкций и технологий при строительстве автомобильных и железнодорожных мостов в компании действует строительная лаборатория, оснащенная современным оборудованием. В ОАО «Трест Мостострой-10» выходит своя газета «Мосты магистрали», отметившая в начале 2008 года 30-летний юбилей.

Следует еще раз подчеркнуть – открытое акционерное общество «Трест Мостострой-10» вновь вернулось на рынок строительства мостов. Всерьез и надолго. Порукой тому служит деятельность под эгидой строительной компании «Мост».

Друга крепкое плечо

Среди тех, кто оказывает помощь ОАО «Трест «Мостострой-10», называется ЗАО «Мостоотряд № 64». Предприятие ведет свою летопись с 9 августа 1944 года. Место рождения – Конотоп. В 1956 году передислоцировано в Белогорск Амурской области, а в 1976-м – в областной центр. Тогда же, в марте 1976 года, уложен первый кубометр бетона в опору будущего автомобильного моста через реку Зею в Благовещенске, а в канун октябрьских праздников 1980 года по нему прошел технологический транспорт.

Эта компания блестяще зарекомендовала себя по многим направлениям.

Возьмем, к примеру, строительство любых мостов и других искусственных сооружений на дорогах и реках.

В Амурской области все большие и внеклассные мосты построены мостоотрядом № 64. Только на дороге Чита – Хабаровск построено более 50 мостов, часть из которых запроектирована мостоотрядом. Кроме того, отряд строит путепроводы и пешеходные мосты, в том числе и через железнодорожные пути. Сегодня такие сооружения работают в Благовещенске и Белогорске, в Свободном и Шимановске, в Серышево и на станции Могоча, в других местах.

Или обеспечение беспрепятственного и безаварийного пропуска транспорта по мостам и путепроводам, для чего производятся ремонт, реконструкция и содержание искусственных сооружений как с перерывом движения, так и без перерыва.

Так, не прерывалось движение транспорта по дороге Чита – Хабаровск, когда велась реконструкция мостов, построенных 25 лет назад и более. Технология ремонта предусматривает применение новых материалов и различных добавок в бетон для ускорения набора прочности, морозостойкости и водонепроницаемости. Новые материалы применяются и при устройстве проезжей части мостов.

Компания выполняет фундаменты глубокого заложения в любых грунтах, от плывунов до скальных, а также нулевые циклы любых зданий и сооружений.

Отряд может строить фундаменты и в самых стесненных условиях: в междупутье на действующей железной дороге и между жилыми домами. Например, в Благовещенске на углу улиц Конная – Чайковского, когда был риск разрушения стен от работы свае-бойного оборудования, фундаменты многоэтажной вставки выполнены с безупречной точностью и без негативных последствий. Еще пример: некоторые предлагали сдвинуть Триумфальную арку со своего исторического места из-за невозможности пробить старый бутовый фундамент. Мос-тостроители сказали: сделаем. И теперь знаменитая арка стоит на своем месте, опираясь на фундаменты с кратным запасом прочности.

Мостоотряд может произвести бурение свай-оболочек диаметром от 700 до 1700 миллиметров с глубиной погружения до 30 метров и более, с укладкой подводного бетона с обеспечением высокой прочности, морозо- и водостойкости.

Его специалисты осуществляют устройство берегоукрепительных сооружений.

Фундаменты этих сооружений могут быть выполнены в виде стенок из различных шпунтов, из пространственных блоков-массивов и массивов-гигантов, сооружений уголкового типа в виде заанкерованных стенок, ряжевых сооружений из железобетонных элементов.

По всем этим методам мостоотряд имеет опыт. Для примера можно назвать зернопогрузочный причал в с. Константиновка, на реке Зея в Благовещенске, причальные сооружения компании «Амурассо» на Амуре, причальные сооружения торгового порта Благовещенск, берегоукрепительные сооружения на Амуре между переулком Святителя Иннокентия и улицей Калинина (340 метров). Причем эти работы выполнены отрядом по собственным проектам.

Геннадий Астахов.

Амурская область

 



← Назад в раздел