«Мы хотим хорошо жить в России. И мы этого достойны!»

  

Почему здесь не боятся рожать

Свой рассказ об одном из крупнейших предприятий на Востоке России мне хочется начать на первый взгляд с малопримечательного знакомства, состоявшегося в «спальном» микрорайоне компании в одном из престижнейших мест Белогорска. Пока я делал снимки жилых домов, строительство которых  осуществляет «Мост-Восток», заметим, по самым современным технологиям, к водителю автомобиля, доставившему меня сюда, подошла миловидная женщина с маленьким ребенком на руках. Между ними завязался оживленный разговор. Подойти и принять в нем участие я пока не мог - внимание привлекла девочка лет двенадцати. Она вышла из подъезда с гитарой, уселась в беседке и увлеченно принялась подбирать аккорды популярной песни. Сюжет для снимка оказался очень интересным. Сфотографировав юную любительницу музыки, подошел к беседующим. 

– Татьяна Камаева, - представил мне свою собеседницу водитель. – Работает диспетчером в отделе главного механика. Сейчас в отпуске по уходу за дочерью. Интересуется, как идут дела в компании…

Разговорились. Женщина поведала мне, что у сидящей у нее на руках улыбчивой крохи-Арианы  есть братик и сестренка.

– По нынешним меркам не так уж и мало, – заметил я  и не удержался от каверзного вопроса. -  Не страшно было рожать третьего ребенка?

- Да что вы! – С улыбкой ответила Татьяна. – Мы с мужем оба трудимся в «Мост-Востоке». Виктор – заместитель главного механика. В нашей компании многое делается по выполнению социальных программ. В том числе по поддержке многодетных семей. Женщины у нас рожать не боятся.

Чуть позже в разговорах с руководителями компании я получил подтверждение услышанному от случайной знакомой. Забота о людях здесь поставлена в ранг приоритетной политики.  На мой вопрос о наиболее актуальных проблемах, стоящих перед компанией, генеральный директор ООО «Строительная компания «Мост-Восток» Владимир Простоквашин ответил прямо и безаппеляционно:

– Проблема одна – дефицит рабочей силы. В так называемый перестроечный период женщины перестали рожать. У них пропала вера в то, что мужья смогут полноценно содержать семью. Мы же не просто говорим, мы даем гарантию – тот, кто будет у нас работать, сможет обеспечить  достойную жизнь жене и детям.

Владимир Иванович много рассказывал о строительстве жилья.  Оно  возводится и как свое, ведомственное, и такое, что продается своим работникам по себестоимости. Есть свои микрорайоны из многоэтажных домов.

– Президент строительной компании «Мост» Владимир Васильевич Костылев поставил нам задачу взять землю и строить на ней для своих людей коттеджный поселок. Одноквартирные, нормальные, на одного хозяина, и чтобы усадьба рядом была. Президентом компании эта мысль была  озвучена на совещании, проходившем в компании «Мост» 11-12 августа. Начинается строительство 20 экспериментальных коттеджей,  каждый площадью 130-160 квадратных метров. При их строительстве применяются новые материалы и технологии, «обкатанные» на своих заводах по глубокой переработке древесины. Имеется в виду пустотелый брус с заполнением пенополистиролом или пенопарализолом. Они дают коэффициент теплоустойчивости на порядок выше, чем дерево. В коттеджах используется инфракрасное отопление – одна из современных разработок теплотехники. Оно экономично, отвечает всем требованиям санитарии и экологии.  Но это только начало! – Заявил генеральный директор.

Нелишне заметить, что многодетным семьям уделяется приоритетное внимание при улучшении жилищных условий.

Заместитель генерального директора по социальным вопросам Людмила Хамидулина дала развернутую картину проводимой в этом направлении работы. Дети мостостроителей летний отдых проводят в оздоровительных лагерях «Энергетик», «Колосок», «Мелиоратор». Те же, у кого снижен иммунитет, направляются в круглогодичный детский санаторий «Белые горы» под Райчихинском. Оплата осуществляется за счет фонда социального страхования и прибыли предприятия.

Проявляется забота и о досуге детей непосредственно по месту жительства. В жилом микрорайоне для них действует клуб «Мостовичок», где есть хореографический, драматический, музыкальный кружки, секция настольного тенниса. С детьми работают два  штатных воспитателя.

Для взрослых помимо общего ежегодно проводится и углубленный медосмотр с участием так называемых узких специалистов – дерматолога, маммолога, эндокринолога. Для профилактики и лечения профзаболеваний, прежде всего радикулита, рабочие и инженерно-технические работники выезжают на лечение в санаторий «Кульдур». Проработавшие в компании не менее трех лет имеют возможность провести зимние каникулы в стране песка и солнца Таиланде. Нынче именно таким образом отдохнули около полусотни человек.   

А какие условия созданы для занятий физической культурой! Оздоровительный комплекс со спортивным, тренажерным залами, бассейном и сауной – подлинная гордость компании. Его руководитель  Алексей Давиденко рассказал, что здесь активно культивируются мини-футбол (к нему особо расположен генеральный директор «Мост-Востока»), волейбол, баскетбол, большой и настольный теннис, стрельба из пневматического оружия, бодибилдинг, пауэрлифтинг, бильярд, шахматы. Ежемесячно проводятся состязания внутри компании по 5-6 видам спорта. Спортсмены-мостостроители активно участвуют и побеждают  в соревнованиях городского и областного уровня. Скажу больше – команда «СК «Мост-Восток» заняла первое общекомандное место в V ежегодной Спартакиаде строительной компании «Мост», проходившей в подмосковном пансионате «Липки» с 8 по 11 мая текущего года.

Оказывает компания шефскую помощь школам, где учатся дети ее сотрудников, а также городскому приюту. В дни празднования 148-й годовщины Белогорска, в июле 2008 года, состоялось подведение итогов городского конкурса «Человек – золотое сердце». Его лауреатами жители назвали генерального директора компании Владимира Ивановича Простоквашина и заместителя генерального директора по социальным вопросам Людмилу Евгеньевну Хамидулину. Вот так оценена та  помощь, что оказывает предприятие попавшим в нелегкую жизненную ситуацию людям. 

«Мост-Восток» начинался с Амазара

Такие обширные социальные программы не могут существовать на пустом месте. Они должны, и очень основательно,  подкрепляться экономикой компании.

– Любая река, как известно, начинается с ручейка.- Главный инженер компании Евгений Анатольевич Яковлев позволил себе употребить в разговоре образное выражение. - Для нынешнего состояния экономики «Мост-Востока» таким истоком послужило появившееся в 1991 году небольшое предприятие ТОО «Мост», созданное для ремонта и реконструкции искусственных сооружений. Его основу составил коллектив мостоотряда №55, действовавший в составе треста «Мосто-строй-10». Именно его заместитель начальника Забайкальской железной дороги по искусственным сооружениям Виктор Серов пригласил принять участие в капитальном ремонте  и реконструкции железнодорожного моста через реку Амазар.

Там мостовики сумели зарекомендовать себя как надежные партнеры. Потому-то руководство ЗабЖД через некоторое время предложило им новый проект – реконструкцию и капитальный ремонт мостов на участке Зилово-Могочи.

Дальше – больше. Получив в 1993 году статус общества с ограниченной ответственностью и выбрав основным местом дислокации город Белогорск, предприятие, продолжая заниматься основной деятельностью, разрабатывает новые виды производств и завоевывает новые рынки. Костяк коллектива начинался с 18 человек, имевших уникальный опыт строительства в суровых бамовских условиях больших мостов через северные реки Иенгра, Тас-Юрях, Олекма, Хани, Чара, Чульман, более 300 малых и средних мостов. В Белогорске первоначально поселились в общежитии одного из профтехучилищ. И по сей день мостостроители преисполнены чувства благодарности за помощь, которую оказал им безвременно ушедший из жизни тогдашний руководитель учебного заведения, а позже председатель Белогорского городского Совета Евгений Семенович Макаренко. Без остановки основной деятельности построили многоэтажный жилой дом. В 1994 году компания приобрела производственную базу на окраине Белогорска. Реконструировали ее также параллельно с основной деятельностью.

Своеобразной вехой в истории фирмы стал 1996 год. Именно тогда компанию «Мост» пригласили выполнить работы сразу на двух объектах Московской железной дороги: отремонтировать путепровод и построить Даниловский мост через реку Москва. А далее, оценив профессионализм и опыт строителей компании  «Мост»,  им предлагают сотрудничество  Московская, Куйбышевская, Юго-Восточная, Приволжская железные дороги. Имидж предприятия, заработанный добросовестным отношением коллектива к делу, стал работать на само предприятие. К 2000 году компания имеет уже мощную тенденцию развития, координировать которую целесообразнее из столицы. Головной офис компании перебирается в Москву. А в 2003 году руководством принято решение о переименовании ООО «СК Мост» в ООО «Строительная компания «Мост-Восток».

«Не бросив костыли, не научишься ходить...»

В таком качестве фирма торжественно отметила нынче свое пятилетие. Юбилей может показаться не очень значительным. Но это – как к нему подойти. Ведь уникальных разработок, интересных проектов, новаций, выходящих далеко за пределы отрасли, у компании хоть отбавляй! Взять хотя бы мостовой железобетон, выпускаемый по новейшей технологии, качество и процесс изготовления которого контролируют компьютеры. Производство его налажено на промбазе, выкупленной в свое время у ЗАО «Мостоотряд-64». Технолог по производству железобетона Вадим Машкин показал мне мощности, где производится довольно широкий ассортимент изделий – от перемычек, мощения, лотков до ригелей и балок, ожидающих отправки на Забайкальскую и Красноярскую железные дороги. 

Среди наиболее интересных проектов, реализованных компанией, мне хотелось бы отметить реконструкцию моста через реку Зея в районе города Свободный на перегоне Арга – Михайло-Чесноковская Свободненского отделения Забайкальской железной дороги. Работы по замене последнего пролетного строения, 138 метров длиной и 800 тонн весом, на мосту проводилась во второй половине сентября с использованием плавсистем. Демонтаж старого и установка нового пролета выполнялись во время 90-часового «окна».

Реконструируемый мост - самый длинный на Зее, его длина составляет 1198 метров. Несмотря на то что мост построен почти 100 лет назад - в 1914 году, необходимость в реконструкции возникла не столько из-за износа конструкций, сколько в связи с многократно возросшей нагрузкой

Обновленный мост прослужит еще век. Скорость поездов вырастет с 40 километров в час до 80 для грузовых и до 100 километров в час для пассажирских составов.

Генеральный директор, правда, относится к ним несколько снисходительно.

– Не знаю, как замену пролетов можно назвать передовой, – говорит он. - Это просто хорошо забытое старое. Наплавом мосты ставили еще наши деды. Мы просто усовершенствовали эту технологию.  Стали ставить полностью пролетами. Научились заводить лебедками и буксирами пролеты так, что они сразу же становятся на свое место. Сокращается очень много времени, поэтому железная дорога не теряет в перевозках. Получается огромный экономический эффект.

Отнесем такое заявление на счет скромности Владимира Ивановича. На самом деле это сложнейшая технология. Главный инженер компании Е. А. Яковлев рассказал, что первые пролеты начали менять еще четыре года назад. Но тогда опыта у белогорских мостостроителей не было, и им оказывал помощь  выходец из МО-55, занимавший ответственную должность в холдинге, Анатолий Иванович Яценко.

Но, как сказал тогдашний технический директор ООО «СК «Мост-Восток» Константин Петрович Чувиков, не бросив костыли, не научишься ходить. Поэтому дальше работники «Мост-Востока» решили действовать сами. И добились серьезных успехов. Самому процессу замены пролетов предшествует длительная, рутинная работа, связанная с расчетами, тренировками, опытом. Репетиции занимают почти месяц. Имитируются подвод, завод плавсистем, балластировка, разбалластировка, множество других операций. Нужно очень тонко чувствовать давление воды на борт, массу тысячи тонн металла, в буквальном смысле ощущать расстояния в несколько сантиметров. На Зее у компании есть свой речной флот. Им руководит механик-капитан Александр Николаевич Дудка. Он как раз и ведет плавсистему с пролетным строением. Речник действует в тесном контакте с начальником участка Евгением Гариевичем Меркуловым.  

– На нашей работе подвигов быть не должно, – считает главный инженер. – Если появляется необходимость в них, значит, «халтурно» сработал кто-то из специалистов. Поэтому стараемся учитывать каждую деталь, каждую мелочь.

Что касается других технологий, то очень многое научились выполнять, не перекрывая железную дорогу, обходясь без «окон». А это огромный экономический эффект. Сейчас перевозки по железной дороге перешли на объемы начала 80-х годов прошлого века, а это, как показывает практика, самое большое количество за всю историю железных дорог.

Как решить проблемы партнера?

– Думаю, это – не предел, потому что поезда увеличиваются по длине и тоннажу. Поэтому и станции нужно удлинять, и вообще возникает очень много проблем у железной дороги. Их мы стараемся нашим партнерам  проблем  не добавлять, а решать их, – говорит Владимир Простоквашин.

Здесь прекрасно делают фундаменты малых сооружений блоками. Это такая практика, когда за 90 суток на реконструкции участка Оловянная - Ясногорск Забайкальской  железной дороги сделано 24 объекта буквально с ноля.

В остальном технологии здесь наработаны – есть свои инвентарные пакеты, которые здесь же, на своих заводах, изготавливаются. В Белогорске действуют заводы металлоконструкций, завод модульного строительства, где выпускаются  жилые вагончики, теплые сборные ангары, вокзалы модульного типа, пункты обогрева и другие технические помещения для нужд железных дорог, железобетонные заводы.

Вахтовые вагончики – изобретение мастеров «Мост-Востока». Их усовершенствовали, строили вначале для себя. А потом начали выпускать на продажу. Среди их покупателей и ОАО «Трест Мосто-строй-10». Железобетонных заводов только здесь, в Белогорске, два и по участкам – три.

Древесина, которую компания покупает или сама заготавливает,  используется на сто процентов. Здесь даже кора  не пропадает - идет в топку. Стоят свои котлы. Первый купили в Австрии. Второй заказали в Коврове. Они его сами разработали – ничуть не хуже, чем австрийский. В пользу активного внедрения безотходной технологии использования древесины свидетельствуют такие цифры. Когда база отапливались мазутом, в «пик» нагрузки тратилось порядка 5-7 миллионов рублей. Сейчас же на отопление корой и опилками в такое же время тратится около 730 тысяч рублей.

Управлять таким хозяйством могут только компетентные, хорошо образованные люди. Об уровне подготовленности специалистов компании можно судить по тому, что за последние два года было уведено в Москву своим же холдингом «Мост» шесть начальников участков. Там им предложили работу, предоставили жилье. Инженерные кадры здесь стараются готовить сами из числа детей сотрудников, которые обучаются в вузах Хабаровска и Новосибирска. Кадры рабочих профессий (прежде всего, монтажников) учат на месте и бесплатно.  Раз в год набирают и компрессорщиков. Но рабочих рук хронически не хватает.

В заключение – несколько необычное авторское наблюдение. И в «Мосте-Востоке», и в других компаниях холдинга «Мост» Владимира Васильевича Костылева чуть ли не боготворят. И вполне заслуженно. Руководимый им менеджмент компании заработанные коллективом деньги не кладет себе в карман, как делают многие, думающие только о себе дельцы. Средства пускаются в развитие производства, на реализацию социальных программ. Создаются новые предприятия, появляются дополнительные рабочие места, люди получают возможность жить радостно и весело, уважать себя и свою страну.

И как тут не согласиться со словами В. И. Протоквашина: «Мы хотим в России жить хорошо. И мы этого достойны!». Прав Владимир Иванович, на все сто прав!

Геннадий Астахов.

Белогорск.



← Назад в раздел