Николай Швец: «Депутат должен быть активным»

  

Когда говорят о богатствах Амурской области, то вряд ли представляют, насколько богата земля амурская. На ее территории - многочисленные месторождения и проявления золота, железа и титана, вольфрама и молибдена, ртути и сурьмы, свинца, цинка и меди, редкоземельных элементов, бурого и каменного угля, графита и талька, апатитов и фосфоритов, каолина и алунита, цементного сырья, полудрагоценных и поделочных камней, различных строительных материалов, пресных, минеральных и термоминеральных вод. Общий экономический потенциал Амурской области по минеральному сырью оценивается более чем в 500 млрд. долл. США. Значительный практический интерес представляют железные руды Гарьского месторождения с запасами в 388,8 млн.т. Месторождение перспективно для создания металлургического производства. Ресурсный потенциал углей (71,5 млрд. т) области значительно превышает суммарные ресурсы Хабаровского края, Читинской области, Сахалина и Приморья, ведется добыча золота, бурого угля и стройматериалов.

Лесами покрыта большая часть территории - 273,7 млн. гектаров (64%). Здесь сосредоточено около 38% сельскохозяйственных угодий.

Однако сегодняшний день Амурской области характерен чрезвычайно острыми проблемами. Несмотря на ежегодный рост объемов производства, собственные доходы бюджета Амурской области остаются гораздо ниже уровня потребностей (доходы - 13 млрд. руб., расходы - 21,3 млрд. руб). На каждого жителя приходится немногим более трех тысяч долларов в год.

В чем причина, на ваш взгляд, Николай Николаевич, несоответствия: такие богатства и низкий уровень жизни?

– Действительно, ситуация, сложившаяся в области, характеризуется значительным спадом производства, нарушением производственных связей, банкротством предприятий и как следствие - снижением жизненного уровня и благосостояния населения, то есть налицо все признаки экономического кризиса. Справедливости ради надо сказать, что депрессивный характер регион приобрел еще в период структурной перестройки экономики, из которой мы так до сих пор и не выбрались. И, к сожалению, проблемы не только накапливаются, но и углубляются.

Первая проблема - это кадровый голод на фоне значительно возросших требований к роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Утрачена система комплексной подготовки квалифицированных кадров, причем не только управленческих, но и рабочих. Вторая - слаборазвитая инфраструктура (дороги, линии электропередачи, инженерные сооружения). Ряд действующих дорог на севере области бесхозны и содержатся предприятиями лесозаготовителей, золотодобытчиков. А ведь дороги - это артерии экономики. Без них область не в состоянии развиваться.

В этих условиях первоочередной задачей стали осуществление антикризисного управления, подготовка плацдарма для реструктуризации и развития экономики области. Одно из самых слабых звеньев в существовавшей системе управления - областной бюджет. Депутатам Законодательного собрания совместно с правительством нужно провести комплекс мероприятий по совершенствованию бюджетной политики. Сегодня наполняемость бюджета не соответствует тому потенциалу экономики и природных ресурсов, которым обладает область. Поэтому необходимо содействовать росту экономики.

 Одно из направлений - создание эффективного правового поля для совершенствования такого механизма, как частно-государственное партнерство. О нем сейчас много говорится, но в нашей области эта практика слабо реализована.

– От проблем вы сразу перешли к их путям решения в ближайший период. Какие задачи стоят перед парламентом области?

– В настоящее время решаем проблему определения стоимости земли и имущества для повышения уровня доходов бюджета от этих налогов, прекратили практику предоставления субсидий предприятиям, пересматриваем принципы финансирования социальной сферы. Эти меры непопулярные, но необходимые. Они способствуют переходу региона из категории депрессивных в категорию районов с инновационным развитием.

Проводится работа с федеральными органами власти по привлечению средств в область через участие в федеральных целевых программах, в национальных проектах. Ведется строительство животноводческих комплексов, обновляется оборудование школ и больниц. Решается вопрос о привлечении средств Инвестиционного фонда.

Другая задача - необходимо восстановить строительный комплекс - от производства строительных материалов до развития компаний-подрядчиков и механизмов финансирования. Мы убедились, что нельзя строить доступное и качественное жилье, используя привозные материалы. Поэтому решается вопрос об организации на месте производства цемента мощностью до одного миллиона тонн в год. На очереди - строительство завода для ежегодного выпуска не менее 10 миллионов штук облицовочного кирпича, пенобетона. В рамках развития малоэтажного строительства проведены переговоры с ОАО «КамАЗ» об организации в области завода по производству блочных домов мощностью до двух миллионов квадратных метров в год.

Утверждена программа ликвидации ветхого жилья, согласно которой область в течение четырех лет получит 4,6 миллиарда рублей. Определенные успехи достигнуты и в сфере социальной ипотеки. Принятие закона «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Амурской области» позволит существенно увеличить темпы строительства жилья за счет внебюджетных источников финансирования.

Другим важнейшим направлением в ближайшие два года является развитие лесопереработки. Планируется организовать несколько деревообрабатывающих предприятий мощностью по 250 тысяч кубометров в год, в том числе в Архаринском и Селемджинском районах. Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» дает возможность осуществлять в области нефтепереработку.

Надеемся, что эти и другие мероприятия позволят переломить негативные тенденции в развитии области и уже к 2009 году сформировать бездефицитный бюджет, увеличить объемы строительства жилья с 130 тысяч до одного миллиона квадратных метров в год, дать толчок развитию машиностроения, сельского хозяйства, деревообработки, начать трудный путь к экономическому процветанию региона.

Коль вы упомянули федеральные программы, скажите, как представлена Амурская область в Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»?

– В рамках реализации этой ФЦП на территории Амурской области предусмотрена реализация 17 проектов на общую сумму 37 миллиардов рублей. Более 80 процентов этой суммы будет выделено из федерального бюджета.

В сфере развития транспортного комплекса предполагается строительство дорог к основным крупным городам области, что позволит соединить их с автомобильной дорогой «Амур» и тем самым обеспечить реализацию задуманных перспективных проектов в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Еще девять объектов предусматривается в сфере топливно-энергетического комплекса. Реализация ФЦП также позволит значительно улучшить инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального сектора.

По экспертным оценкам, строительство названных объектов позволит увеличить валовой региональный продукт к 2012 году в 2,5 раза и как следствие приведет к повышению уровня наполняемости бюджета.

– Нынешний пятый созыв амурского парламента избирался по новой системе – только по партийным спискам. Как отразилось это на работе депутатского корпуса?

– Только в лучшую сторону. Как председатель Амурского регионального отделения «Единой России» и как руководитель фракции могу с уверенностью сказать, что большую инициативу проявляет наша партия. Мы много работаем на своих фракционных совещаниях, предварительно обсуждаем каждый законопроект, стоящий в повестке, а потом уже консолидированно принимаем решения и вносим предложения. По такому же принципу строят свою работу другие фракции в Законодательном собрании. С фракциями КПРФ и ЛДПР у нас нормальные рабочие отношения.

– Как нам стало известно, только в сентябре вам удалось принять участие в работе двух международных форумов – 4-го Форума межрегионального сотрудничества России и Китая и в работе V Байкальского форума, который проходил в Иркутске. Чем вызван такой интерес законодателей к подобным мероприятиям?

– Работу Законодательного собрания можно условно разделить на несколько этапов. Один из них - представительство на экономических форумах - важен с точки зрения изучения ситуации, в которой находится сообщество, и позиционирования Приамурья в системе межрегиональных отношений. Итогом переговоров в Муданьцзяне, например, стало подписание протокола о взаимовыгодном сотрудничестве Законодательного собрания Амурской области и Комитета Народного Политического Консультативного Совета КНР провинции Хэйлунцзян.

– Насколько нам известно, депутаты Законодательного собрания выступили с несколькими законодательными инициативами, которые довольно легко были поддержаны коллегами из разных регионов и в конечном счете - в Государственной думе РФ. Как показывает практика, процесс этот долгий и не всегда заканчивается успехом. Ваш случай – исключение из правил или хорошо подготовленная позиция?

– Скорее, бесспорные аргументы. Но, чтобы дальневосточные инициативы поддерживались, я считаю, нужно создать четкий механизм их продвижения. В целях совершенствования работы законодательных органов считаю необходимым выстроить сотрудничество с Государственной думой РФ и Советом Федерации в виде вертикали, начиная от Совета руководителей законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».

 Ассоциация имеет достаточный опыт в сфере правотворчества, совместного обсуждения проектов федеральных законов и в подготовке законодательных инициатив. Вот этот опыт и нужно взять на вооружение, развивая практику обсуждения законодательных инициатив, обмена опыта и проведения «круглых столов», встреч председателей профильных комитетов и структурных подразделений законодательных органов. Но при этом, особенно при решении вопросов социально-экономического развития Дальневосточного региона на федеральном уровне, немаловажно согласовывать действия его субъектов не только в рамках деятельности Ассоциации, но и Совета.

Работая в таком диапазоне, Ассоциация будет определять приоритетные направления совершенствования законодательства и разрабатывать предложения для заседаний Совета. Совет, в свою очередь, мог бы оказать неоценимую помощь при рассмотрении законодательных инициатив субъектов на федеральном уровне. Для этого на заседания Совета следует приглашать депутатов Государственной думы, Федерального Собрания от региональных списков, членов Совета Федерации Федерального Собрания от субъектов Дальневосточного федерального округа, руководителей федеральных органов государственной власти.

 Это позволит выработать общие подходы, рекомендации и согласованную консолидированную позицию по вопросам подготовки, поддержки и реализации законодательных инициатив. Привлечение экспертов по разным вопросам придаст разрабатываемым инициативам не только «вес», но и подкрепит их обоснованными выводами, что немаловажно перед передачей наших предложений на федеральный уровень. Таким образом, будет выстроен четкий механизм взаимодействия: Ассоциация – Совет руководителей законодательных органов - Совет законодателей при Совете Федерации ФС РФ, который будет работать по принципу: подготовили - закрепили - делегировали.

– А на уровне региона, например, вашего какой должен действовать механизм?

– Такой же конкретный механизм принятия решений должен быть разработан и в Законодательном собрании. В целях совершенствования законодательных инициатив при Заксобрании Амурской области целесообразно создание экспертного Совета по различным направлениям - по вопросам промышленности, сельского хозяйства, социальным вопросам и инновациям. Конкретика должна присутствовать при рассмотрении вопросов на депутатских слушаниях и «круглых столах». Целесообразно пересмотреть подготовку депутатских и правительственных часов, чтобы на них звучали не только отчеты, но и предложения с учетом мнения экспертного сообщества. А для этого нам нужно  обеспечить более широкое представительство экспертов при проведении этих мероприятий.

– Одним из первых решений, предложенным депутатами-«единороссами», был проект закрепления депутатов за городами и районами области. Насколько мне известно, это была ваша позиция – депутат должен работать среди избирателей…

– Предложенный механизм выработки решений, инициатив, о котором мы с вами говорили, немыслим без активной позиции каждого депутата, без активной деятельности каждого депутата. В Законодательном собрании каждый депутат закреплен за каким-либо городом или районом. Его задача – не только контролировать, но и осуществлять реализацию проекта на данной территории в сотрудничестве с правительством, с министерствами, курирующими работу по определенным направлениям. Таким образом, депутаты окажутся вовлечены в процесс реализации проектов на всей территории области. Тогда Законодательное собрание Амурской области превратится в соответствии со своими полномочиями в орган, не только выполняющий контрольные функции, но и использующий механизм контроля над исполнительной властью региона.

Лариса Буянова.

Амурская область

 



← Назад в раздел