Энергия стремится к Тихому

  

– Игорь Борисович, ваш уникальный во всех отношениях Центр в деталях владеет сведениями о состоянии дел по всей «нитке» нефтепровода,  хотелось бы получить своеобразный комментарий к событию, полагаю, не только российского, но и  АТРовского масштаба.

– Объективно считаю, что наш Центр стратегических исследований действительно уникален тем, что располагает наиболее емким и подвижным массивом данных и информации, связанной с функционированием и потенциальным развитием ТЭКа Дальнего Востока. Он имеет развитые международные связи - у нас существуют соглашения с аналогичными структурами Южной и Северной Кореи, Японии, Китая и других заинтересованных стран АТР, которые также занимаются исследованиями топливно-энергетического комплекса Азиатско-Тихоокеанского региона.

На одном из координационных советов Центра принято стратегическое решение - узкую специализацию по ТЭКу развернуть и продвинуть в более обширную специализацию по технологическому развитию Дальнего Востока. Берем на себя и элементы исследований и анализа не только топливно-энергетического комплекса, как стержневой проблемы, но и все, что его окружает: социум – те поселки, которые обслуживают крупные энергетические источники, транспортные компоненты, связывающие их с остальной территорией, ресурсы - их состояние и необходимые разведки на будущее.

Что же касается экстренного, и я бы подчеркнул – результативного пребывания Владимира Путина в Приморье, его пристальное внимание к «конечной точке» на карте нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», было вызвано необходимостью сохранения и наращивания торгово-экономических связей, сохранении преемственности выбранного курса на интеграцию с АТР.

К тому же следует помнить: в последнее время было так много вопросов о перспективах проведения саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Пуск же нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» - чрезвычайно важный и эффективный объект, влияющий на все стороны социальной и экономической жизни региона.

– Нельзя ли хоть коротко познакомить наших читателей с состоянием дел  на строительстве нефтегазопровода?

– Наиболее полными данными располагает непосредственно заказчик проекта ОАО АК «Транснефть» и Центр управления проектом ВСТО. Мы же можем сообщить следующее: узловых моментов в строительстве любого трубопроводного проекта всегда много. Он включает в себя линейную часть протяженностью более 2000 километров, головные и промежуточные нефтеперекачивающие станции, резервуары, современные системы связи, телемеханики и автоматики, океанского нефтепорта с его непростыми сооружениями…

На всем его протяжении сейчас трудится огромная армия строителей - задействовано свыше 8 тысяч человек, около 3 тысяч единиц техники. Местные жители по мере «продвижения» объекта получают хорошо оплачиваемую работу - только в Республике Саха (Якутия) занято 1150 человек,  сотни – на благоустройстве завершенного участка в Амурской области.

Насколько это сложный «узел», Центр знает не понаслышке – он имеет непосредственное отношение к разработке проекта ВСТО. Более того, у нас с 2004 года более 20 договорных работ, связанных с нефтепроводом, в первую очередь – это административное, научно-техническое, информационное сопровождение, разработка ОВОС, разделов ТЭО проекта. Мы принимали участие в разработке проектов по строительству терминалов нефти в бухте Перевозной, в Козьмино. Мы делали анализ бухт Дальнего Востока для выхода нефтепровода на побережье. В общем, серьёзная работа, которую даже трудно перечислить по названиям договоров.

– А новый нефтяной приморский порт Козьмино - в каком он сейчас состоянии?

– Строительство специального морского нефтяного порта планируется к завершению к концу 2009 года. Здесь строится причал, способный принимать танкеры дедвейтом от 50 до 150 тыс. тонн. В составе комплекса нефтяного терминала нефтебаза, железнодорожные сливные эстакады, нефтепроводы. Планируемая мощность морского нефтеперегрузочного комплекса – 15-30 млн. тонн в год и более.

– Строительство будет завершено в срок. Но вот в прессе порой высказывают сомнения в плане наполнения мощности нефтяной трубы?

– По нашим данным, запасов в Восточной Сибири вполне хватит, чтобы наполнить ее уже на первом этапе. Сейчас уже планируется объемное финансирование для проведения геологоразведочных работ как в Восточной Сибири, так и в Якутии. У Республики Саха появились реальные возможности развертывания здесь нефтедобычи, с одной стороны, а с другой - использования и транспортировки якутского газа. В регионе много  нефтегазоконденсатных месторождений. Велики и  запасы нефти. Проводятся необходимые геологоразведочные мероприятия, подтверждающие оптимистические прогнозы по запасам. Начато промышленное освоение Талаканского месторождения. Основной объем добытой нефти будет направлен в нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», часть будет перевозиться железнодорожным транспортом.

Недавно в Якутии состоялся экономический форум «Мегапроекты России», где говорилось об инновационной привлекательности нефтегазового комплекса республики и той огромной роли, которую будет играть для Якутии сооружение магистральной нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Реализация мегапроектов на территории Хабаровского края, также позволит значительно увеличить валовой региональный продукт к 2020 году. И так – по всем регионам, где проходит ВСТО.

– Во время визитов на Дальний Восток Владимир Путин большое внимание уделял как раз тем важнейшим разработкам, которыми вы занимаетесь, - газификации территории региона, способствующей улучшению жизни населения.

– Опорную схему газификации Дальневосточного федерального округа мы не раз рассматривали в полпредстве Президента РФ в ДФО. Занимались также разработкой аналитического обеспечения Восточной программы Газпрома. Выполняли разделы «энергетики» и «транспорта», «Дальний Восток» и «Забайкалье».

На мой взгляд, сегодня газовые программы, также как и нефтяные, имеют приоритетное значение не только для Дальнего Востока России, они имеют мощную геополитическую составляющую, возможность диверсификации рынка углеводородов. Поэтому газовая программа, программа развития газохимии, нефтяные программы, транспорт углеводородов, их переработки здесь, на Дальнем Востоке, дают основной мотив в качестве выполнения идеи более активного игрока на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Он сегодня развивается более динамично, чем остальные рынки мира, имеет огромный процент потребления тех продуктов, о которых я говорил. По нашему прогнозу эта тенденция по каждому году не уменьшается, а идет в сторону увеличения потребления.

– Поскольку беседа с вами будет опубликована в номере «Парламентской газеты на Дальнем Востоке», посвященному 3-му Хабаровскому международному форуму, хотелось как раз о форумах с вами поговорить. Сегодня они очень популярны, особенно Санкт-Петербургский, Иркутский и Хабаровский тоже, теперь вот и Якутия свой провела. Какую роль, на ваш взгляд, они стали играть в жизни регионов?

– Форумы – достаточно эффективный инструмент для решения региональных и межрегиональных задач, связанных с развитием Дальнего Востока и Восточной Сибири. При отсутствии подобных мероприятий, как было до этого, терялась система взаимодействия. Сейчас – это результативное осуществление коммуникационных связей между регионами для решения общенациональных задач. Не менее важно то, что форумы способствуют  личностному общению политиков, ученых, экономических деятелей. Это обмен информацией, проектами. Работа форумов дает определенный синергетический эффект во взаимодействии региональных финансово-промышленных группировок и властных структур.

Форум в Иркутске, на котором я присутствовал, был проведен на самом высоком уровне. Мне приходилось принимать участие в аналогичных мероприятиях в Японии, Англии, Республике Корея. Скажу так: уровень проведения «байкальского» мероприятия, выдвигаемых им задач, выстроенных для решения успешен. Там присутствовали первые отраслевые руководители, которые сделали великолепные доклады о ситуации в стране и в регионах, о «точечных экономических ударах».

Очень правильно рассредоточены пункты проведения экономических форумов, как бы передающих друг другу факелы идей, которые необходимо решать во взаимодействии. В Хабаровске такой форум состоится в третий раз – губернатор Виктор Ишаев, в своем стратегическом видении взаимодействия дальневосточных регионов, нашел очень мощный рычаг. Уровень рассматриваемых проблем выравнивается на «планке» государственного подхода к развитию территорий России. Форумы стали отточенным инструментом для создания условий, направленных на улучшение в первую очередь социальной проблематики, демографической ситуации. И третье направление - развитие технологий и энергетики.

– Вы являетесь членом Экспертного Совета Законодательного собрания Приморского края. Что на данных заседаниях происходит, какие злободневные вопросы решаются?

– Я бы хотел отметить дальновидность председателя Собрания Виктора Горчакова. Именно по его предложению был создан такой Совет, в состав которого вошли люди, компетентные каждый в своей области. Важно, что в нем деятельное участие принимают президент ДВО РАН Валентин Сергиенко, руководители всех профильных институтов и группа достойных специалистов, которые помогают решать проблемы в своих отраслях. Эффект, на мой взгляд, довольно позитивный: этот совещательный орган, тестирующий те законы, которые Законодательное собрание Приморья принимает и реализует, - они проходят как раз через заседания экспертного Совета. Последнее  и было посвящено проблемам АТЭС, развитию инфраструктуры Владивостока и созданию Тихоокеанского федерального университета. Обсуждались очень острые вопросы экологии, энергетики, демографии, транспорта. Такое общение приносит результат: каждый участник может не просто высказать, а реализовать свою позицию. Создавая элемент совещательности, такой стиль ведет к творческому решению краевых проблем.

Валентина БРАТЧИКОВА.

г. Владивосток

 

 



← Назад в раздел