Опора России

  

– Несколько вводных вопросов для того, чтобы читатели «Парламентской газеты на Дальнем Востоке» полно себе представили предпринимательскую организацию со звучным названием – «ОПОРА РОССИИ». Каковы ее задачи и цели?

Игорь Савинов, председатель Приморского регионального отделения:

– Общероссийская общественная организация, объединяющая представителей малого и среднего предпринимательства в России, создана в 2002 году с целью формирования благоприятных политических, экономических и правовых условий для развития предпринимательской деятельности. В составе «ОПОРЫ РОССИИ» действуют 80 региональных отделений - от Калининграда до Камчатки, которые защищают права предпринимателей на местах. В Приморье ОПОРА представлена региональным отделением, а в городах Уссурийск, Лесозаводск, Арсеньев – местными отделениями.

– «Борьба с недобросовестным чиновничеством»… Это было явно в начальном периоде становления дикого российского рынка. Проблема остается до сих пор?

– Предприниматели и власть долгое время как бы находились по разные стороны экономических баррикад: государство, с одной стороны, со своим несметным чиновничеством стремилось, не просчитывая эффективности, заполнить любыми способами бюджет страны, а предприниматели, с другой – в этой жесткой ситуации хотели как можно интенсивнее развивать свой бизнес. Но творческого диалога не получалось. Вот «ОПОРА РОССИИ» и взяла на себя благородную миссию посредника. Своими действиями организация защищает интересы предпринимателей по созданию атмосферы, способствующей развитию бизнеса, когда четко соблюдаются правила игры: разумные налоги, добросовестные арендные отношения муниципального имущества, полноценная инфраструктура поддержки малого бизнеса. Получая возможность повышать свою конкурентоспособность, бизнес будет готов производить выплату заработной платы в «белую». По данным исследования ОПОРЫ, в 2007 г. оценка вынужденных незаконных выплат малого и среднего бизнеса снизилась с 9,6 % от выручки предприятий в 2006 г. до 6 % в 2007 г.

– Все мы знаем, что в последнее время проблемам малого бизнеса уделяется очень большое внимание со стороны государства. Изменения налицо?

– Если говорить про федеральный уровень, то во исполнение данных президентом поручений на заседании Государственного Совета 27 марта 2008 г. в Тобольске подготовлен пакет важнейших законопроектов, которые отражают позицию бизнеса по актуальным проблемам развития малого и среднего предпринимательства. В частности, Федеральный закон № 155-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2009 г. Среди вводимых новаций – отмена ежеквартального предоставления отчетов предпринимателями, применяющими УСН (только ежегодная налоговая декларация); предпринимателям, применяющим патент, предоставлено право привлекать наемных работников (до 5 человек).

Подготовлена новая редакция Федерального закона № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Ключевые новации проекта федерального закона заключаются в следующем. Законопроект предполагает внедрение уведомительного порядка начала ведения бизнеса (не нужно будет получать дополнительные разрешения) для определенных видов деятельности: гостиничные, бытовые услуги, услуги общественного питания, торговля и перевозка пассажиров и грузов. Изменяется периодичность плановых проверок – один раз в 3 года (сейчас - не чаще одного раза в 2 года, исключение только для социально-значимых объектов - детские сады, больницы и т.п.). Сокращен перечень оснований для внеплановых проверок. Впервые установлен лимит годового срока проведения всех контрольных мероприятий для микро- и малого бизнеса (20 и 70 часов в год соответственно). Дисциплинирующий фактор - в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства внеплановый контроль может быть проведен только после согласования с прокурором субъекта РФ. Будет два вида проверок – документарные (проводятся по месту нахождения контрольного органа) и выездные. За счет этого предполагается снизить бремя общения предпринимателей с проверяющими инстанциями и др. Данный законопроект был в целом одобрен по итогам заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 1 июля. «ОПОРА РОССИИ» представила в правительство РФ свои замечания и предложения по тексту подготовленного документа.

По имеющейся информации 15 июля 2008 г. президиум правительства РФ одобрил пакет законопроектов, направленных на сокращение проверок малого бизнеса, в том числе на исключение внепроцессуальных полномочий милиции по проверкам предпринимательской деятельности. В ближайшее время данные законопроекты будут внесены в Государственную думу РФ, по предварительным прогнозам, подготовленные документы будут рассмотрены Госдумой в осеннюю сессию и вступят в силу с 1 января 2009 г.

Все подготовленные нормативно-правовые акты активно обсуждаются на площадке Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, в состав которой входят представители ОПОРЫ. Замечу, что заместителем председателя комиссии является президент «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Ренатович БОРИСОВ.

В настоящее время «ОПОРА РОССИИ» силами своих региональных отделений проводит мониторинг предварительных итогов реализации государственной политики по поддержке субъектов малого предпринимательства и выполнения поручений президента РФ органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

– А что же региональное отделение сделало полезного для предпринимателей?

– В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в Приморском крае 25 июня 2008 г. принят аналогичный закон (№278-КЗ).  Для выработки рекомендаций и проведения общественной экспертизы проектов нормативных, правовых актов, регулирующих развитие предпринимательства, теперь органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются общественно-координационные советы по вопросам предпринимательства. Приморская ОПОРА вошла в состав совета при прокуратуре Приморского края по защите прав малого и среднего предпринимательства. Совет является совещательным органом. Но в его полномочия входят мониторинг и реагирование на нарушение прав и законных интересов предпринимателей при проведении госконтроля, обеспечение предупредительного надзора со стороны прокуратуры по пресечению действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности, выявление и устранение фактов ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, противодействие рейдерским захватам. Это особенно важно в свете принятого закона о «малой» приватизации, согласно которому предпринимателям предоставляется преимущественное право выкупа арендуемого муниципального помещения. Отмечу, что на базе регионального отделения успешно действует Дальневосточное представительство Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. И его опыт показывает, что  предпринимателям просто необходима такая поддержка.

В настоящее время идет процесс создания Координационного совета по развитию предпринимательства во Владивостоке, обсуждается механизм создания подобного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю. Считаю, что подобные советы должны стать своего рода переговорными площадками, где не будет баррикад.

Мы провели несколько встреч и «круглых столов» по обсуждению вопроса – какой должна быть краевая целевая программа развития малого и среднего предпринимательства. Понятно, что наш край занимает особенное место в геополитическом пространстве страны, и стратегически важно развивать экспортную ориентацию бизнеса. Но в государственной поддержке заинтересованы и другие представители бизнеса. Поэтому мы внесли около 12 поправок и предложений в проект краевой целевой программы и передали их в комитет по экономической политике и собственности Законодательного собрания для дальнейшей проработки.

– Вы уже упоминали о «малой» приватизации. Какова позиция ОПОРЫ в реализации этого закона?

– 4 июля 2008 года Государственная дума приняла закон, известный больше под названием «О «малой» приватизации». Закон направлен на оказание адресной господдержки предприятиям малого и среднего бизнеса посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества до 1 июля 2010 года. Преимущественное право для малого и среднего бизнеса на приобретение недвижимого государственного и муниципального имущества по цене, равной его рыночной стоимости, предусматривается в том случае, если арендованное имущество находится у них во временном владении (пользовании) непрерывно в течение 3 лет и более в соответствии с договором аренды. Однако хотелось бы отметить, что измененная в последней редакции законопроекта формулировка «в течение 3 и более лет» (пункт 1 статьи 3 закона) местными органами власти может быть расценена неоднозначно (ранее формулировалось как «не менее чем 3 года»). Это связано с тем, что в пункте 2 статьи 3 закона говорится, что арендная плата должна перечисляться надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи. То есть орган власти может установить требование «надлежащего перечисления арендной платы» и за больший срок аренды помещения (например, за 8 лет). Также формулировка «надлежащим образом» вызовет очень много вопросов как у чиновников, так у бизнеса: нет четкого критерия оценки «перечисления арендной платы надлежащим образом». Здесь право оценивать передано органам власти. В связи с некорректностью формулировок эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» прогнозируют немалую судебную практику.

При анализе закона эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» обращают внимание на ряд положительных моментов в документе. В частности, отмечают прямое действие закона, заявительный порядок выкупа, выбор оплаты выкупаемого имущества - сразу или в рассрочку. Помимо этого субъект РФ устанавливает предельный размер площади и срока рассрочки, причем федеральным законом такие пределы не ограничиваются. И данное регионам право было выражено на последней сессии Законодательного собрания Приморского края. Краевой закон установил предел выкупаемой площади – 1000 кв. м. Думаю, что предпринимателей можно поздравить с таким отношением органов власти к малому бизнесу в нашем регионе.

Стоит также учесть, что муниципалитетам предоставлено право часть имущества не продавать арендаторам, а внести в перечень Имущественного фонда с тем, чтобы потом предоставлять помещения в долгосрочную аренду малому и среднему бизнесу по льготным ставкам. При этом выкупить такие помещения будет уже  невозможно.

К отрицательным моментам «ОПОРА РОССИИ» относит то, что в настоящий момент идет форсирование процесса создания фондов без учета интересов малого и среднего предпринимательства. Эксперты ОПОРЫ также предупреждают об угрозе «выселения» предпринимателей из помещений в связи с внесением помещений в Фонд, а также перепрофилированием помещения, к примеру, магазина в цех, без учета вида деятельности предприятия, с обоснованием того, что деятельность предприятия не является приоритетной для города (а такие виды деятельности стало возможным устанавливать в соответствии с Законом о развитии малого бизнеса).

– В августе по инициативе Приморской ОПОРЫ состоялась конференция предпринимателей. Что примечательного случилось, какие были выработаны решения?

– К работе в конференции подключились предприниматели не только Владивостока, но и края. Были представители органов местного самоуправления Шкотовского, Ханкайского районов, городов Большой Камень, Дальнегорск и других территорий. Всемерную поддержку мероприятию оказали мэрия Владивостока и «Промсвязьбанк». К нам приехали наши коллеги из других регионов страны: Магадана, Хабаровска, Якутии, Благовещенска, Татарстана, Ярославской области, Москвы.

Конференция подняла, надо сказать, глобальный вопрос: «Реализация государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Приморском крае». Анализировался целый пакет работающих документов, законов. И ее участники, оценивая фактическое состояние дел на территории края, отработали целый блок мер по необходимости дальнейшей программно-целевой поддержки развития предпринимательства на региональном уровне.

Всего в конференции приняли участие более 250 человек, собравшихся по делу безо всякого «административного ресурса». Всех интересовал основной вопрос: как будут реализовываться федеральный и краевой законы о поддержке малого бизнеса? Содержательность и актуальность обсуждения оказались настолько высокими, что некоторым секциям не хватило более двух часов на то, чтобы завершить дискуссию: их участники были готовы работать и после завершения регламента.

В конференции приняли участие мэр Владивостока Игорь Пушкарев, главный федеральный инспектор по Приморскому краю Сергей Лелюхин, уполномоченный Минэкономразвития в Приморском крае Олег Липаев, координатор «ОПОРЫ России» в ДФО Александр Кандыбко. Представители власти донесли до малого бизнеса свое видение политики в отношении предпринимательства.

– Какие задачи вас особенно волнуют?

– Они связаны с механизмом реализации принятых по предпринимательству решений, законов. Отшлифовка их по применению в жизнь с таким условием, чтобы «жертв» в нашей предпринимательской революции случалось как можно меньше. Стоит задача дальнейшего организационного строительства: хотим, чтобы наше региональное отделение распространяло свое влияние по всему Приморью, действовало во всех крупных городах и там предприниматели объединялись в крепкое, единое звено. Вот тогда малый бизнес станет развиваться по спирали времени и стоящих задач перед страной, в частности и Дальним Востоком.

Малый бизнес – не только те, кто шьет обувь, продает товары ширпотреба, это и распространители инновационных технологий, делающие определенный вклад в науку. Малый бизнес открывает медицинские центры, строительные предприятия, предприятия пищевой переработки. Если их не поддерживать, то кто будет развивать экономику и социальную сферу на окраине России? У простых людей и администраторов ментальная ошибочная позиция, что малый бизнес – это нечто вроде прежних челноков. Нет, теперь лицо бизнеса каждодневно меняется. Многие перешли на другую ступень развития - они уже накопили опыт и средства, чтобы закупать и внедрять передовые технологии по переработке продукции в сфере сельского хозяйства, рыбной отрасли, промышленного производства. Малый бизнес стал существенно влиять на ускорение производственного процесса в стране. Но производственный этап развития предпринимательства должен быть поддержан не только президентом страны, но всей административной и законодательной вертикалью власти. Власть и предприниматели должны перейти в разряд соратников в борьбе за процветание малого бизнеса. Мы должны стать равноправными партнерами, которые чувствуют ответственность за судьбу территории, на которой живем.

Николай РУСС.

Приморский край

 



← Назад в раздел