Все флаги в гости к нам

  

– Уже через несколько лет мировая экономика будет выглядеть совсем иначе: лидерами смогут стать не отдельные государства, а блоки. Блок «Юго-Восточная Азия – Дальний Восток» объединит страны Азии и российские дальневосточные регионы. Город Владивосток станет одним из крепких узлов, связывающих Европу и Азию.

– Так сказал вовсе не российский политик, а исполнительный директор ассоциации «Япония -Россия» господин Татибана Котаро, которого вы в сентябре принимали в Законодательном собрании. Насколько гость пророчески точно определил новую роль российскому форпосту у Тихого океана?

– Признание вполне закономерно: Владивосток по праву становится центром международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И это отмечают не только японцы: в сентябре группа приморских депутатов принимала делегацию Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей, возвращающихся с Байкальского экономического форума, которые преднамеренно изменили свой маршрут, чтобы провести переговоры по углублению региональных контактов с Дальним Востоком, развитию наших связей с китайскими законодателями из различных провинций. Они искренне желали нам успехов в строительстве Владивостока, изменяющего свой облик к саммиту АТЭС-2012.

А мы тогда, кстати, только что вернулись из Китая – в Муданьцзяне проходил очень важный форум, определяющий новые ориентиры в сфере международного сотрудничества. На нем говорилось и о том, что нашими странами подписано много различных документов, но очень мало их было исполнено. Поэтому с китайскими партнерами на форуме пришли к выводу, что должны уделить особое внимание подготовке кадров с обеих сторон: мы плохо знаем друг друга - язык, законы, специфику рынка. Для того чтобы ликвидировать эту проблему, необходимо увеличить объем различных контактов.

Во Владивостоке в последние годы проходит очень много международных мероприятий: успешно состоялся 2-й Тихоокеанский экономический конгресс под девизом: «Россия и страны АТР – от сотрудничества к интеграции», где губернатором Приморья Сергеем Дарькиным была представлена «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года». Вслед за ним во Владивостоке прошел 3-й Международный конгресс рыбаков. Не успели отгреметь аплодисменты по поводу углубления сотрудничества на океане, как в городе начались торжества по случаю ставшего традиционным международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого»…

– Видно, идет активизация перед владивостокским саммитом?

– В подготовке к саммиту особая программа. А эти международные мероприятия, как я уже подчеркивал, стали традиционными. Они разворачиваются в разрезе подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Здесь заложен целый комплекс задач, направленных на реализацию инвестиционных проектов, создание на территории Приморского края особых экономических зон технико-внедренческого, портового и туристско-рекреационного типа. На разработку механизмов и мероприятий, обеспечивающих реализацию намеченных приоритетов с учетом состояния инфраструктуры и ресурсной базы отраслей и территорий, включая формирование перечня приоритетных отраслей и основных параметров крупнейших проектов в сфере экономики, инфраструктуры, социального развития, а также ресурсного обеспечения предлагаемых решений.

– Еще недавно было много споров, сомнений, предположений о возможности проведения саммита АТЭС во Владивостоке. Говорили даже, что его могут перенести в Санкт-Петербург. Теперь же, после выездного заседания правительства РФ во Владивостоке под руководством Владимира Путина, все сомнения, кажется, отпали. Я бы попросил вас, Виктор Васильевич, рассказать нашему читателю о том, как Приморье и его столица готовятся к историческому, поворотному событию в жизни всего Дальнего Востока?

– Владимир Путин край у Тихого океана рассматривает, я бы сказал, через особую призму значимости для развития всего Дальнего Востока и России в целом. Ведь нет ни одной проблемы, которую бы он так или иначе не затронул с того момента, когда, будучи во Владивостоке впервые, заявил: «Мы должны продемонстрировать людям, которые здесь живут, перспективу, создать условия для их нормальной жизни и работы». У него под особым контролем теперь наука, развитие рыбной отрасли, строительство нефтегазопровода, дорог, становление образования как основы кадровой политики в сложной демографической ситуации.

Вот и на сей раз, посетив центр зарождения дальневосточной науки - Уссурийский заповедник, он вертолетом перелетел к побережью Японского моря - в бухту Козьмино, где планируется выход нефтяной трубы и где уже строится специализированный морской нефтяной порт. Основная нить нефтепроводной системы ВСТО протяженностью  4770 километров строится именно для транспортировки российской нефти на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализацию проекта предполагается осуществить в два этапа: на первом уже развернуто строительство участка нефтепровода Тайшет - Сковородино с одновременным сооружением нефтеналивного терминала мощностью 30 млн. тонн нефти в год. А потом от Сковородино до Тихого океана, чтобы сократить сроки ввода, планируются перевозки нефтепродукции по железной дороге. На втором же этапе предполагается строительство участка нефтепровода от Сковородино до спецморнефтепорта Козьмино.

Путин, как ни значима эта «нефтяная» проблема, нашел время встретиться со студенчеством ДВГУ – золотым фондом кадров Дальнего Востока и изложить им, что называется, открытым текстом роль и место тех дорогостоящих объектов, что должны быть построены и на Русском острове к саммиту. Они будут сооружены с тем расчетом, чтобы впоследствии ими производительно пользовались дальневосточники для улучшения демографической ситуации – снижения оттока лучших кадров на запад – в благополучные районы страны. Скажем, проектируемый новый Тихоокеанский федеральный университет обойдется бюджетам всех уровней почти в 300 млрд. рублей! Председатель правительства подчеркивает, что новый университет будет заметен не только в АТР, но и во всем мире.

Собственно говоря, значение инфраструктуры высшего класса Путин определил и в беседе с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным: «Я еще раз повторяю – это транспортная инфраструктура, аэропорт, дороги, энергетика, дополнительная генерация, газопровод с Сахалина, развитие острова Русский, строительство нового федерального университета. Я очень рассчитываю на то, что вся эта программа будет хорошим толчком для развития региона в целом».

– Все это входит в новую экономическую политику Приморья, обозначенную стратегическим планом развития региона,   взаимодействия России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона?

– Да, это четко вырисовывает стратегический план развития Приморья до 2025 года. В нем пять глобальных задач.

Первая – повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики.

Вторая – формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края.

Третья – приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие требованиям системы АТР.

Четвертая - формирование на базе Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР.

И пятая – развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья.

– Коль скоро мы начали беседу с Владивостока, как одного из «узлов, связывающих Европу и Азию», из перечисленных вами пяти глобальных проблем остановитесь, пожалуйста, Виктор Васильевич, на четвертой – формировании российского центра политики в АТР…

– Начну с «голого острова» - Русского. Здесь, как уже знаете, для саммита АТЭС запланировано строительство конференц-центра, международного пресс-центра, медицинского центра, гостиницы, театра оперы и балета. Мы уже приступили к созданию Тихоокеанского федерального университета, в котором будет обучаться порядка 50 000 студентов. Что касается международного конференц-центра вместимостью до 7 тысяч человек, то после саммита он превратится в многофункциональный деловой центр с возможностью размещения Дальневосточного отделения Российской топливно-энергетической биржи, лесной и рыбопромышленной бирж, а также выставочного комплекса – эти объекты, безусловно, будут привлекать иностранных предпринимателей стран АТР.

В корне изменится морское лицо Владивостока. Через бухту Золотой Рог начато строительство уникального моста. Второй мост свяжет остров Русский с Владивостоком в единое целое. Сегодня Владивосток зажат с трех сторон морем и горами. Но в ближайшее время он развернет свои « плечи», недаром план глобальной его реконструкции называется «Большим Владивостоком». Скоростная железная дорога объединит Владивосток с несколькими ближайшими городами – значительно убыстрит систему передвижения всего транспорта. Существенно модернизируется аэропорт Владивосток, который станет мощным транспортным узлом, обеспеченным современным оборудованием и взлетно-посадочными полосами высочайшего класса. Будут построены современные очистные сооружения. Будет обустроена вся прибрежная полоса города. И морская столица поистине превратится в современный мегаполис, в котором будет приятно жить и удобно работать.

Владивосток, как сердце края, даст энергию ряду крупных городов, где будут особые экономические, торговые и туристско-рекреационные зоны. Оживет промышленный потенциал: будет создан субхолдинг «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». В Приморье уже подготовлен пакет предложений по строительству АЭС, алюминиевого завода, нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства, завода сжиженного газа. Цель, естественно, сделать прежде всего юг Приморья базой формирования нового промышленно-экономического центра России, продукция которого будет увязана со всеми регионами Дальнего Востока, а главное – ориентирована на рынки АТР.

Николай БРАТЧИКОВ.

 



← Назад в раздел