Были бы грузы, а портов на Сахалине хватает

  

Безо всяких сомнений можно сказать, что развитие на Сахалине шельфовых проектов дало мощный толчок к развитию островных портов. Более того, по распоряжению правительства РФ № 658 - Р от 6 мая 2008 года открыт новый порт «Пригородный». Сейчас, когда правительство приняло программу ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока, в рамках которой предполагается газификация Приморского и Хабаровского краев к 2011 году при помощи сахалинского газа, актуальным становится вопрос о состоянии островных портов. Ведь именно через них пойдут все грузы для осуществления газификации практически всего Дальнего Востока. Наш внештатный корреспондент встретился с капитаном морского порта Корсаков и федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Сахалина» Евгением Чебаковым.

 

Евгений Валерьевич, прежде всего расскажите, пожалуйста, о том, сколько на Сахалине всего портов и какова их специализация?

В настоящее время на нашем острове работают 10 портов. В этом году по распоряжению правительства открыт новый порт «Пригородный», установлены его границы. Крупные порты в Холмске, Корсакове  могут принимать и отправлять любые грузы, включая контейнеры. Порты западного побережья, находящиеся в центральной и северной частях Сахалина, специализируются на перевозках угля. Уголь перевозится   для нужд островного энергетического хозяйства  и идет на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Особая тема – порт в Невельске. Он признан банкротом, там назначен конкурсный управляющий. В конце августа в Москве должны были пройти торги по продаже всего имущества порта, но они перенесены на 8 октября. Думаю, как только у Невельского порта появится настоящий хозяин, тогда и портовое хозяйство будет приведено в порядок.

 Кстати, федеральный закон от 28 ноября 2007 года № 261 – ФЗ «О морских портах РФ» устанавливает основы государственного регулирования деятельности морских портов, и деление их на торговые и рыбные отменено. В данный момент происходит реорганизация торговых и рыбных портов путем их объединения в единые морские порты с единой администрацией.

Не могли бы вы подробнее рассказать о новом порте «Пригородном», тем более он по проекту «Сахалин-2» будет обслуживать уже построенный крупнейший в мире завод по сжижению природного газа (СПГ)?

Да, этот порт – уникальный. Мы не увидим здесь волноломов, портовых кранов. Есть выносной причал на сваях длиной 805 метров, предназначенный для погрузки сжиженного природного газа. Кроме того, примерно в четырех километрах от берега установлено выносное приемное устройство для отгрузки нефти. Перевозить нефть и газ в страны АТР будут специально построенные для этого суда ледового класса «Гранд Анива», «Гранд Мария» и «Гранд Мерея».

Когда завод СПГ заработает на полную мощность, через порт «Пригородный» ежегодно будут вывозиться 9,6 миллиона тонн газа и 8 миллионов тонн нефти.

Насколько я понимаю, раз новый порт официально открыт, он уже начал работать?

– Нет, это не так. В «Пригородном» еще не открыт пункт пропуска через границу. Там должны размещаться таможенная и пограничная службы. Здание для них, насколько мне известно, пока находится только на стадии проекта. Где-то к ноябрю этого года планируется сдача здания, где разместится администрация порта. Кстати, уже подобрана кандидатура будущего директора нового порта. Речь идет о моем заместителе Сергее Яковлеве. Он долго работал капитаном на разных судах. Его кандидатура была отправлена в Москву в Федеральное агентство морского и речного флота РФ на утверждение в августе. Ответа пока нет, но Сергей Евдокимович уже занимается подготовкой необходимой документации, подбирает персонал.

Кроме перечисленных проблем с началом работы порта, существует еще одна. Необходимым условием является создание системы управления движением судов. Здание для этой службы еще не построено, необходимое оборудование не завезено. Конечно, хочется, чтобы все это делалось быстрее.

Оформление вывоза нефти и газа может производиться через пункт пропуска в порту Корсаков, так сказать, по временной схеме, но это – очень не удобно и создаст массу сложностей разного характера.

Евгений Валерьевич, правительство РФ ставит задачу до 2011 года полностью газифицировать Хабаровский и Приморский край, Еврейский автономный округ с использованием сахалинского газа. Об этом же шел разговор в июле на совещании во Владивостоке, где присутствовали руководители Роснефти и Газ-прома. Как вы относитесь к этому проекту и способны ли сахалинские порты перевезти необходимое оборудование, например, для строительства нового газопровода с Сахалина на материк? А может быть, проще брать газ с уже построенного газопровода по проекту «Сахалин-2»?

– Я не специалист в этих вопросах. Со мной, как с руководителем Администрации морских портов Сахалина, никакие переговоры относительно перевозки грузов для строительства нового газопровода не велись. Но если понадобится, у нас есть для этого все возможности. В отличном состоянии находится «Западный» порт в Холмске, который и работает по шельфовым проектам, перегружать грузы можно через корсаковский порт, как ранее уже делалось. Другое дело, стоит ли тянуть еще один газопровод? По-моему,  проще использовать для внутренних нужд острова уже готовый аналогичный объект по проекту «Сахалин-2».

Интересный момент. На Сахалине добывается огромное количество природного газа, но пользуются им пока только жители севера острова.

В стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года предусмотрена газификация всех населенных пунктов нашей области. Противники подачи газа в квартиры южан рассуждают о сейсмоопасности. Дескать, последствия возможных землетрясений могут быть гораздо серьезнее при наличии в жилых домах газа. В ответ можно задать всего один вопрос: а что, Япония менее сейсмоопасна, чем Сахалин? Конечно, нет. Но там почему-то жители страны давно пользуются природным газом. Точно так же должно быть и у нас.

– Евгений Валерьевич, можно ли сравнить состояние сахалинских портов сейчас и лет десять назад, когда они находились, мягко говоря, в плачевном состоянии?

Можно, конечно, отшутиться, сказав, что пациент скорее жив, чем мертв. Если говорить серьезно, то начинается возрождение сахалинской портовой системы.

В отличном состоянии находятся «Западный» порт в Холмске и порт в Москальво. В Холмском порту проведены дноуглубительные работы, восстановлен причал № 3, сейчас выделены средства на реконструкцию и ремонт восьмого причала и паромной переправы.

Есть определенные проблемы в корсаковском порту, но все они решаются. Самое главное – увеличилось количество грузов, проходящих через наши порты, а это влечет за собой увеличение количества рабочих мест и большую сумму налогов. Есть техзадание по ремонту и реконструкции порта Невельск. В Углегорском порту предстоит проделать большой объем работ по поднятию со дна моря затонувших плавсредств. Одним словом, возрождаются и встают на ноги практически все сахалинские порты.

Можно ли сказать, что сахалинские порты поднялись за счет шельфовых проектов?

Я бы не стал говорить так категорично. Хотя, безусловно, шельфовые проекты помогли поднять портовое хозяйство на Сахалине. Перевезены миллионы тонн различных грузов. Мы научились работать по более жестким правилам, которые предлагают наши иностранные партнеры. И если возвращаться к предстоящей газификации всего Дальнего Востока, можно с уверенностью утверждать, что сахалинские портовики сейчас в состоянии справиться с любыми поставленными задачами.

Владимир ЕЛИСЕЕВ.

г. Южно-Сахалинск



← Назад в раздел