«Якутские железные дороги» - гарант реализации мегапроектов

  

– Наша дорога начала строиться еще 1985 году. И все эти годы она строилась в условиях жесточайшего дефицита материально-технических ресурсов и финансирования. В связи с этим в целях удешевления строительства железной дороги до Томмота были приняты так называемые «временные технологические решения». Эти меры позволили на тот момент решить целевую задачу: не заморозить строительство железной дороги и довести ее до станции Томмот в режиме временной эксплуатации. Так, в августе 1997 года первый поезд прибыл на станцию Томмот. С тех пор прошло более 12 лет. Грузонапряженность на железнодорожной линии возросла в разы, увеличилась весовая норма поездов, соответственно, повысилась нагрузка на путь. Сейчас на главном ходу курсируют составы весом до 5 тысяч тонн. Сегодня ОАО «АК Железные дороги Якутии» получило организационно-правовое закрепление в структуре федерального железнодорожного транспорта и является одним из трех владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на территории России, между станциями которых могут осуществляться перевозки грузов в прямом сообщении. Компанией получены практически все виды лицензий, необходимых для осуществления ее деятельности.

Сейчас компания располагает всеми службами по поддержанию необходимого уровня безопасности движения поездов, включая службу перевозок, службу пути, локомотивное хозяйство, службу связи, службу грузовой и коммерческой работы, пассажирскую службу, ревизорский аппарат.

В рамках заключенного Соглашения с ОАО «РЖД» от 6 января 2006 г. № 2 «Об осуществлении деятельности по организации перевозок грузов в грузовых вагонах и контейнерах в прямом сообщении между ОАО «РЖД» и ОАО «АК «ЖДЯ» подписан пакет договоров о взаимодействии с ОАО «РЖД». Данное соглашение является прецедентом в отношениях между двумя владельцами инфраструктуры общего пользования, претворившим в жизнь статьи Устава железнодорожного транспорта РФ, и ставит своей целью обеспечение единства сети железных дорог России, принадлежащих различным собственникам, при организации железнодорожных перевозок.

– Какие наиболее значимые события прошлого года вы можете отметить?

– Если говорить об основных проектах прошлого года, то один из наиболее значимых - это начало реализации программы по модернизации магистральных тепловозов и ввод в эксплуатацию их первой партии. Развивая проект по обновлению тягового подвижного состава, мы ставили перед собой задачу разработки программы модернизации не только магистральных, но и маневровых тепловозов. Эта цель также была достигнута, компанией подписан контракт на модернизацию партии маневровых тепловозов. Более того, выполнена еще одна важная задача - завершено проектирование третьей очереди локомотивного депо на станции Алдан: сегодня нами уже получена проектно-сметная документация с положительным заключением Государственной экспертизы.

Помимо этого в минувшем году на дороге начался практический этап реализации вышеупомянутого соглашения с ОАО «Российские железные дороги». Итогом плодотворной работы с Федеральной службой по тарифам в области тарифной политики явились разработка и утверждение в прошлом году собственного тарифного руководства.

– Компанией сделан огромный шаг в своем развитии, думаю, что далее вы должны ставить задачи более высокого порядка.

– Действительно, в 2007 году мы подвели своеобразный итог двух этапов развития компании. На следующем этапе (2008 - 2012 годы) компания должна подняться на очередную ступень в своем организационно-техническом развитии.В данном периоде компания должна решить вопросы в основном инвестиционного и организационного плана, которые создадут задел для ее устойчивого развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основании комплексного развития республики и ее южных районов в соответствии с принятыми программными документами. Основные задачи – это начало реализации 5-летней инвестиционной программы, продолжение реализации перевозочного процесса по единой технологии с РЖД, усиление стыка и подходов, комплексная программа подготовки и закрепления кадров с учетом предстоящих задач.

Что касается основной задачи на текущий год, то это начальный этап реализации инвестиционной программы компании. В частности, это начало строительства третьей очереди локомотивного депо, проектирование этапов усиления инфраструктуры, выработка концепции реконструкции стыкового узла с ОАО «Российские железные дороги». Также мы планируем вывести на качественно новый уровень состояние информационной безопасности компании путем разработки корпоративного стандарта в данной сфере и приведения в соответствие с ним всех информационных систем.

– Можно ли назвать основные объемные показатели грузовых перевозок началом реализации программных мероприятий по развитию Южной Якутии?

– Начиная с 2004 года, по железнодорожной линии Беркакит - Томмот ежегодно в прямом сообщении с общей сетью ОАО РЖД перевозится около 2 млн тонн грузов, в том числе более миллиона тонн угля на экспорт и внутрироссийский рынок.

В 2007 году объем перевозок составил более 2 миллионов тонн, что превысило плановые показатели, достигнут существенный прирост объемов перевозок и грузооборота. Уже в ближайшем будущем на объем перевозок решающее влияние будут оказывать темпы развития производственного комплекса в Южной Якутии.

К 2012 году объем перевозок по инфраструктуре компании прогнозируется на уровне около 8 миллионов тонн. А к 2017 году может достигнуть 38 млн тонн, что более чем в 16 раз выше уровня 2007 года.

– Справится ли локомотивный парк с ростом грузоперевозок?

– Основная проблема, с которой сталкивается компания при реализации перевозок, – это крайне изношенный парк тепловозов. Именно поэтому была разработана программа модернизации парка магистральных локомотивов. На сегодняшний день четыре тепловоза модернизированы, в результате мы добились экономии ГСМ на 40%. Расходы масла снизились в шесть раз. Если бы не эти тепловозы, то при таком росте стоимости на топливо мы бы уже работали в убыток. Сегодня из 12 локомотивов четыре переоснащены, три находятся на реконструкции, остальные отправим в следующем году.

– Ваша компания сотрудничает с компанией «Российские железные дороги». Что вы можете сказать об этом партнерстве?

– Железнодорожникам Якутии удалось привлечь в качестве постоянных клиентов около 300 предприятий и организаций различных форм собственности. В этом большую роль сыграла реализация пакета договоров, подписанных в рамках Соглашения между ОАО «РЖД» и ОАО «АК «Железные дороги Якутии». На сегодняшний день подписано восемь договоров, предусматривающих порядок оформления перевозочных документов в едином информационном пространстве. Это и взимание платежей за перевозку с участием двух инфраструктур за весь путь следования в «одно окно», и распределение доходов, и совместное использование вагонного и контейнерного парков, и согласование заявок на доставку грузов, и организация объединенного пункта осмотра поездов и вагонов, и согласование заявок, и совместное использование информационных технологий. Все предусмотрено действующими документами, и все оговорено в соответствии с корпоративными интересами и российским законодательством. Каждый из этих договоров – это сложное технологическое решение, связанное с информационным взаимодействием двух железнодорожных компаний, которые стали полноправными партнерами в своем бизнесе. Эта структура живет не одним днем, а работает на перспективу.

– Акционерная компания «Железные дороги Якутии» сотрудничает не только с ОАО «РЖД», но и с дочерними компаниями основного российского железнодорожного перевозчика. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Это прежде всего ОАО «Трансконтейнер» и ОАО «Рефсервис». С этими предприятиями были заключены договоры на использование и возврат вагонов и контейнеров. Более того, ОАО «Трансконтейнер» с 1 августа 2008 года открыло на железных дорогах Якутии свое агентство – ООО «Якутское контейнерное агентство». Клиенту предлагается комплексная услуга по сквозной ставке за перевозку грузов в контейнерах с участием железнодорожного и автомобильного транспорта с использованием возможностей паромной переправы при доставке грузов в столицу республики и другие населенные пункты.

Прямая агентская сеть должна работать с наименьшими потерями и наибольшим объемом оптимизации перевозок. Оперативность, прозрачность и доступность — таких принциповпридерживается компания.

– Мы говорим о грузоперевозках. Но ведь помимо них услугами компании пользуются и простые пассажиры?

– Работа АК «ЖДЯ» носит социальный характер, потому что прежде всего способствует повышению уровня жизни якутян. В сентябре 2004 года компания открыла регулярное пассажирское сообщение между Якутией и остальной частью России. И теперь из Алдана или Томмота можно без проблем добраться фактически в любую точку страны. До Тынды, Благовещенска, Хабаровска и Москвы курсируют беспересадочные вагоны.

Для нашей компании, до этого времени ограничивающейся исключительно грузоперевозками, это событие стало важным шагом на пути к созданию полноценной железнодорожной инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия).

 О востребованности железнодорожных пассажирских перевозок населением республики свидетельствует устойчивый рост числа перевозимых пассажиров и пассажирооборота.

Не секрет, что стоимость авиабилетов порой лишает якутян возможности выехать за пределы республики, и железная дорога становится единственной возможностью съездить в отпуск.

Речь зашла о людях. Расскажите о тех, кто работает в компании. Времена меняются, но по-прежнему кадры решают все.

– Акционерная компания «Железные дороги Якутии» прочно вписалась в транспортную систему России, стала экономически, финансово и социально устойчивым предприятием. О стабильности и финансовой устойчивости предприятия в последние годы свидетельствует ежегодное увеличение заработной платы и объема средств, инвестируемых в социальную сферу. ОАО «Железные дороги Якутии», выходя на качественно новый уровень, становится технически перевооруженным, мощным предприятием, с молодым, но уже достаточно опытным кадровым составом, пополняемым за счет специалистов, которых по договору с ОАО «ЖДЯ» готовят высшие и средние учебные заведения страны.

Сегодня мы делаем ставку на молодых специалистов. У выпускников вузов есть все возможности для карьерного роста. Приоритетным направлением в работе предприятия становится подготовка работников с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Потребность компании в квалифицированных специалистах привела к подписанию договоров с двумя старейшими университетами путей сообщения в Хабаровске и Новосибирске, Иркутским государственным университетом путей сообщения, средними профессиональными учебными заведениями и с филиалами ДВГУПС в Тынде и Хабаровске.

На основании всех этих договоров АК «ЖДЯ» регулярно направляет заявки в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на выделение целевых мест в профильных университетах. По этой программе за счет российского бюджета, было направлено на обучение более 200 молодых жителей республики. Речь идет в основном о технических специальностях. Формируя свою кадровую политику и внедряя новые технологии ОАО «АК «ЖДЯ» уже стало одной из наиболее успешных отраслевых компаний.

У нас коллектив очень молодой. В этом году с высшим профильным образованием приходят 26 человек. Для рабочих специальностей заказываем места в Алданском техникуме, платим стипендию. Молодежь учится в Нерюнгри, Новосибирске, Хабаровске. Есть еще такой вариант: сегодня из трех районов - Нерюнгринского, Алданского и Олекминского - ребята уходят служить в железнодорожные войска. Оттуда они приходят уже путейцами второго разряда.

Мы стараемся закрепить кадры стабильной зарплатой, социальным пакетом. У нас хороший ведомственный профсоюз, единый по всем российским железным дорогам, за счет которого компенсируем санаторно-курортное лечение в ведомственных профилакториях. У нас единый негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», который входит в пятерку лучших. При переходе железнодорожников внутри РЖД льготы сохраняются, и после выхода на пенсию работник получает существенный довесок к пенсии. В зависимости от стажа работы на железнодорожном транспорте работникам выплачивается ежемесячное вознаграждение за выслугу лет до 40 процентов помимо тех северных надбавок, которые имеются.

У нас сильный коллективный договор, которым предусмотрены поддержка молодых семей, оказание материальной помощи на рождение ребенка, оплата проезда в отпуск купейным вагоном. Более того, оплачиваем проезд на каникулы детям наших работников, чтобы они не отрывались от родителей и возвращались работать сюда, продолжать семейные династии. Родственников своих работников стараемся трудоустроить в своей компании.

Приступили к строительству жилья, в этом году будут сданы 39 квартир. На первых порах они будут служебными, но с последующим правом выкупа. Начинаем ипотечное строительство 48-квартирного жилого дома в г. Алдане. Как видите, «молодым везде у нас дорога», и именно молодым предстоит участвовать в реализации мегапроектов, столь важных не только для Якутии, но и для всего Дальневосточного региона.

– Учитывая, что практически все программные мероприятия по развитию Южной Якутии будут реализованы на территории Алданского и Нерюнгринского районов, строящуюся железную дорогу Беркакит - Томмот-Якутск можно рассматривать как одну из основных транспортных артерий для обеспечения их реализации.

– Железная дорога до Якутска позволит интегрировать в зону круглогодичного транспортного сообщения центральные, восточные и западные районы республики с охватом 83% населения. Уже в ближайшем будущем магистраль от Беркакита до Якутска обеспечит на длительную перспективу промышленное освоение юга республики, с залежами угля, железной руды, апатитов, золота, самоцветов и многих других природных ресурсов.

Однако 444 километра от Томмота до Якутска – это лишь часть транспортной сети Якутии. Кроме этого и расширения существующей инфраструктуры до 2020 года в республике планируется построить еще 300 км железных и 250 км автомобильных дорог. Так, к Эльконскому урановому месторождению будет проложено около 70 км железнодорожного полотна. Начало освоения пяти железорудных месторождений также потребует строительства подъездных путей. В феврале этого года началось строительство линии Улак – Эльга к Эльгинскому угольному месторождению. Этот проект также является значимым для региона, ведь из 320 км общей протяженности 117 км этой линии пройдет по территории Якутии. Компания «Железные дороги Якутии» на период строительства выступает в роли отделения временной эксплуатации строящейся линии.

Кроме того, одобрена президентом России идея, и уже прорабатывается проект строительства железной дороги в еще один дальний регион страны – Магаданскую область. Путь в Колымский край станет продолжением трассы до Якутска. А в более отдаленной перспективе может появиться и линия на Уэлен с переходом через Берингов пролив на Аляску.

Говоря о мегапроектах, нужно напомнить, что реализация каждого из них сопряжена с перевозками большого объема грузов и пассажиров. Таким образом, компания «Железные дороги Якутии» становится гарантом их осуществления.

Марина АКИЕВА.

г. Якутск

 

 



← Назад в раздел