Транспортная стратегия - взгляд сегодняшнего дня

 

Хабаровский край, расположенный в центральной части Дальнего Востока – один из пяти самых крупных регионов Российской Федерации, его площадь – 788,6 тыс. кв. км. Территория края протянулась с Севера на Юг на 2000км, а с Запада на Восток на 500 км. Чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность главных административно-промышленных и культурных центров муниципальных образований Хабаровского края: Комсомольск-на- Амуре, Советской Гавани, Ванино, Де-Кастри, Николаевск на Амуре, Охотска, Вяземска, Бикина со столицей края городом Хабаровском, приходится преодолевать огромные расстояния. Решение этой задачи возможно лишь при развитой транспортной сети, четком взаимодействии всех видов транспорта и равномерном распределении грузопотоков на всей территории.

На сегодняшний день Хабаровский край имеет довольно развитую транспортную инфраструктуру. Здесь и железная дорога, которая имеет кроме основных: южного и северного широтных ходов, значительную разветвленную сеть, обеспечивающую подходы, как к крупным портам, промышленным предприятиям, так и к предприятиям, добывающим природные ресурсы. Водные транспортные пути концентрирует в себе мощная великая река Амур со своими притоками, а на восточном побережье рассредоточенные морские порты, омываемые водами Татарского пролива и Охотского моря. Особое место занимает авиация, которая, порой, является единственным источником транспортного сообщения. Ну и, конечно же, автомобильный транспорт с его развитой дорожной сетью. Результаты работы транспортного комплекса края за 2006 год показывают, что по объемам транспортного обеспечения Хабаровский край занимает первое место на Дальнем Востоке. Удельный вес грузооборота края в этой отрасли составляет 32,2 %.

Необходимо отметить, что в начале 90-х годов прошлого века в основе своей автодорожная сеть была плохо развита. Она давала возможность с трудом “пробиваться” высоко проходимым автомобилям от г. Хабаровска до порта Ванино, движение в летнее время до Николаевска-на-Амуре вообще было невозможным. Теперь в крае имеется четыре магистральные дороги, хотя две из которых еще находятся в стадии интенсивного строительства.

Одна - очень важная для экономики края трасса Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом в г. Комсомольск-на-Амуре, протяженностью 540 км. Эта дорога - составная часть Евро-Азиатского международного коридора “Транссибирская магистраль”. Она является транспортной артерией Дальнего Востока, связывающей районы Хабаровского края между собой, что обеспечивает выход с юга и востока края на федеральные автомобильные дороги “Амур” (Чита-Хабаровск), “Уссури” (Хабаровск-Владивосток) и строящуюся автомобильную дорогу “Восток” (Хабаровск-Находка).

Другая - перспективная дорога Селихино - Николаевск протяженностью 625 км - автозимник круглогодичного действия, является единственной наземной коммуникацией, обеспечивающей связь краевого центра и крупнейшего города Комсомольск-на-Амуре с жилыми поселками в нижнем течении реки Амур, портами на Тихоокеанском побережье Де-Кастри и Николаевском-на-Амуре автомобильным транспортом, что также позволяет уйти от дорогостоящего северного завоза грузов.

Без наличия достойных дорог немыслимо как развитие экономики края, так и предотвращение оттока населения с Дальнего Востока. Поэтому нас порадовал тот факт, что в крае недавно продуктивно поработала большая правительственная делегация по поручению Президента России. Я считаю, что она разбиралась и с Федеральной целевой программой “Экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на (2002-2013 годы)”, а также в разрезе назревших проблем по Тихоокеанскому региону, обозначенных в программе “Модернизация транспортной системы России” (2002-2010 годы). Рассмотрение в последнее время проблем развития необходимой транспортной инфраструктуры в пределах не только одного региона, а для Дальнего Востока в целом, позволило дальневосточникам более продуктивно работать по новой программе с Министерством транспорта и Министерством экономического развития России.

Хотя, на сегодняшний день, новые предложения в программе еще не утверждены, но те цифры, которые закладывались, на мой взгляд, помогут Хабаровскому краю решить глобальные транспортные проблемы. По развитию дорожной сети до 2013 года мы защитили строительную программу в пределах 24 млрд. рублей. Что это дает? Первое – окончательно сформировать и построить опорную сеть автомобильных дорог в крае, второе - завершить строительство дороги Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом в г. Комсомольск-на-Амуре. Окончание строительства дороги Селихино-Николаевск позволит сделать ее с асфальтовым покрытием от с. Богородское до морского порта Де-Кастри, а также обеспечить устойчивое сообщение по автодороге с щебеночным покрытием. Третье - доказана необходимость строительства дороги до выхода на БАМовское направление у Чегдомына, где совершенно отсутствует автомобильное сообщение с краевым центром.

В программу вошла дорога Аян – Улькан. Она имеет свое продолжение и представляет интерес для республики Саха, ибо дорога дальше пойдет в одну сторону к Якутску, в другую сторону к Охотскому морю, обеспечив выход этой республики к Тихому океану. Еще ставим себе задачу проложить ряд дорог с твердым покрытием общего пользования для сел и поселений. Я не просто называю объекты и цифры, а выражаю уверенность, что Хабаровскому краю эти меры позволят, с одной стороны, вывести магистральные дороги на международный уровень, предусматривающий движение с линейной скоростью не менее 45 км в час, а с другой - подтянуть “малые дороги”, идущие непосредственно к населенным пунктам, хотя бы к общероссийскому уровню.

Убежден в том, что краевая экономика эти изменения сразу почувствует, не говоря уже о тех жителях края, которые в настоящее время лишены возможности иметь регулярное транспортное сообщение с “большой землей”. Там, где мы сегодня строим дорогу, сразу проявляется всплеск активной жизни, люди приобретают транспорт, развивается дорожная инфраструктура, появляются рабочие места. У малых коммерческих структур появляется выбор - как дешевле, быстрее и надежнее отправлять свои грузы: железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. Оснащение автомобильного транспорта большегрузнми машинами, позволяющими за рейс перевозить до 30 тонн груза, делает его на сравнительно небольших расстояниях более выгодным, чем железнодорожный, груз доставляется потребителю без дополнительной перегрузки в промежуточные склады.

Для россиян, особенно дальневосточников, это может быть и не привычно, но во всем мире перевозки в пределах 2000 км проще, быстрее и удобней осуществлять автомобильным транспортом, потому как там работает надежная, качественная сеть автомобильных дорог. На Дальнем Востоке, к сожалению пока, трасса в 200 км уже проблематична – она состоит из отдельных разбитых участков, недостроенных мостов и малого радиуса закруглений, куда не вписывается большегрузные автоприцепы и автопоезда.

Все дальневосточники помнят, какую сенсацию вызвало открытие первой очереди трассы “Амур”! Сегодня на федеральной дороге Чита-Хабаровск продолжается интенсивная работа. Там недавно побывал первый заместитель Председателя правительства Сергей Борисович Иванов и рассмотрел заветную мечту дальневосточников, как можно скорее реализовать “стратегически важную задачу”, чтобы был не только обеспечен проезд на всем протяжении, но и качественное асфальтовое покрытие всей трассы. Это очень правильная позиция российского Правительства – качественное завершение 2000-километрового пути для Дальнего Востока все равно, что пуск БАМа. Главная федеральная трасса соединит абсолютно всю дорожную сеть от Байкала до Тихого океана и ускорит строительство хабаровских, приморских и якутских участков примыкающих региональных дорог.

Что касается железнодорожного транспорта, то сегодня он пока удовлетворяет местные потребности. Пока! Однако, замечу, мощности его на пределе. Мы приступили вместе с филиалом ОАО “РЖД” - Дальневосточной железной дорогой к решению целого ряда назревших проблем по усилению перевозочных мощностей на Комсомольском участке, а также по развитию Ванино – Советскогаванского транспортного промышленного узла, определенного как “точка экономического роста Хабаровского края”. Участие крупных частных инвесторов в создании перегрузочных мощностей в портах Ванино и Советская Гавань, потребует в ближайшем времени наращивание провозных железнодорожных мощностей так называемого северного широтного хода. Прогнозируемый грузооборот этого транспортного узла составит в 2015-2020 годах 40-60 млн. тонн груза в год и может превысить даже Транссибирский грузопоток.

Правительство края считает, что в целях координации работ между инвесторами и железнодорожниками по развитию Ванино-Советскогаванского транспортного узла необходимо активизировать работу постоянно действующей комиссии при Министерстве транспорта РФ.

Направление северного широтного хода с выходом на Ванино-Советскогаванский транспортный узел является основным в обеспечении транспортировки внешнеторговых грузов, “северного завоза” Хабаровского края и дальневосточного региона в целом. Следует отметить, что реализация поставленной задачи по увеличению здешнего грузооборота невозможна без скорейшего строительства Кузнецкого перевала с сооружением тоннеля протяженностью 3890 метров и перевода с трехкратной тяги на двукратную.

В связи с этим назрела необходимость развивать не только Транссиб, но и заниматься дальнейшим развитием северо-широтного хода (Бамовская ветка), через который уже в ближайшее время можно пропускать десятки миллионов тонн груза в год. С решением этих задач мы вполне удовлетворим потребности крупнейших инвесторов, которые зашли на побережье татарского пролива и занимаются развитием Ванино-Советскогаванского транспортного узла.

В инвестиционных программах я хотел бы положительно отметить деятельность “СУЭК” - Сибирской угольной энергетической компании – она реализует масштабный проект по строительству на южном берегу удобной и масштабной бухты МУЧКА балкерного терминала мощностью до 12 млн. тонн в год. В перспективе при увеличении спроса на услуги по перевалке угля и при условии развития инфраструктуры Дальневосточной железной дороги предусматривается возможность дальнейшего наращивания мощности комплекса.

Есть и другие крупные объекты, скажем, акционерного общества “Ванинский морской торговый порт”. Мы не пошли по пути только его развития – сегодня есть генеральная схема развития всей Ванинской бухты и прилегающих окрестностей. А сказали инвесторам: выбирайте себе и место, и какие направления грузопотока будете осуществлять. Инвесторы с желанием взялись за дело.

Говоря о морской составляющей программы, хотел бы, прежде всего, отметить, что компанией “Эксон Нефтегаз Лимитед” в морском порту Де-Кастри введен в эксплуатацию нефтеналивной терминал мощностью 10 млн. тонн в год для отгрузки на экспорт нефти с Сахалинского морского шельфа. Здесь будут обслуживаться крупнейшие суда по перевозке нефти – дедвейтом до 100 000 тон каждый. Комплекс, конечно же, получит дальнейшее развитие. Мы пытаемся в соответствии с его работой подтянуть другие важные объекты. Благодаря неустанной заботе губернатора Виктора Ишаева, в 2006 году газопровод пришел в Хабаровск. На следующие два года губернатором поставлена новая важная и сложная задача - построить газопровод между поселком Де-Кастри и Николаевском-на-Амуре.

И уж, конечно, не должна без внимания программа оставить “крылья” транспортного комплекса – авиацию. В настоящее время реализуются проекты по созданию в Хабаровском аэропорту авиационного транспортного узла (Хаба) и консолидации авиакомпаний Дальнего Востока.

Хабаровский аэропорт является крупнейшим аэропортом федерального значения в Дальневосточном Федеральном округе. Удачное географическое месторасположение – развитая инфраструктура аэропортового комплекса: аэродром аэропорта относится к классу “А” и допущен для международных полетов, наличие двух полос способных принимать любые воздушные суда, делают аэропорт привлекательным для создания на его базе “хаба”. Именно благодаря вышеперечисленным факторам, а также острой потребности Дальневосточного региона в современных объектах транспортной инфраструктуры РФ до 2020 года Хабаровский аэропорт определен в качестве одного из 8-ми международных пассажирских узловых аэропортов на территории РФ.

Непосредственная близость региона к промышленно развитым и густонаселенным странам, таким как Китай, Япония, Республика Корея, значительные запасы полезных ископаемых и развитие производства у нас в регионе привлекает внимание крупных международных и российских промышленных компаний, которые готовы инвестировать значительные средства по двум направлениям: модернизация аэропортовых мощностей и развитие авиа перевозочного бизнеса. В целях ускорения реализации данного проекта правительство Хабаровского края обратилось к российскому Правительству - включить его в федеральную целевую программу “Модернизация транспортной системы России”.

Создание современного транспортного авиационного центра – очень важная задача - ее осуществление в рамках государственно - частного партнерства позволит значительно улучшить транспортную инфраструктуру не только Хабаровского края, но и всего Дальневосточного Федерального округа.

Хабаровский край



← Назад в раздел