Стратегия арктического региона

  

– От имени правительства и Думы Чукотского автономного округа предлагается презентация «Социально-экономическое развитие Чукотского автономного округа и проблемы коренных малочисленных народов Севера».

 

Истекший 7-летний период был для администрации Чукотского автономного округа периодом антикризисного управления. Значительные инвестиции направлены на модернизацию транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры. В основном реанимировано жилищно-коммунальное хозяйство. Удалось сохранить и развить традиционные отрасли экономики (рыболовство и оленеводство). В результате по многим социально-экономическим показателям достигнут существенный рост, объем промышленного производства и средняя заработная плата в округе увеличились более чем в два раза.

Тем не менее динамика экономического развития в регионе пока не соответствует потребностям народного хозяйства. Несмотря на существенный рост промышленного производства, доля базовых секторов промышленности и сельского хозяйства в ВРП остается незначительной – около 12 %. Для сравнения: в северных регионах Канады этот показатель составляет 50 %, а в Ненецком АО достигает 69 %. Как следствие - собираемых на территории округа налогов явно не хватает для финансирования текущих бюджетных расходов. Положение осложняется уходом из региона крупных налогоплательщиков, в результате чего доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета достигла в 2007 году 73 %.

Дальнейшее развитие региона возможно только на основе тщательно продуманной, согласованной системы мер, определяющей государственные приоритеты в развитии округа на долгосрочную и среднесрочную перспективу. С этой целью правительством округа в 2006 году была осуществлена работа по оценке возможных тенденций развития автономного округа на долгосрочную перспективу, выработке стратегии развития региона до 2020 года. Для ее разработки были привлечены профессиональные консультанты ООО «Стратегика», ведущие научно-исследовательские институты, проведены консультации с заказчиками и разработчиками стратегий развития Аляски, северных регионов Канады и Гренландии.

При этом были рассмотрены три альтернативных варианта развития округа:

1. Повышение уровня экономической активности в регионе.

2. Сохранение экономической активности на современном уровне.

3. Снижение уровня экономической активности.

Так, в рамках первой альтернативы предполагается значительное увеличение инвестиций в транспортную и энергетическую инфраструктуру для развития добывающей промышленности. В рамках второй альтернативы – строительство инфраструктурных объектов в соответствии с уже утвержденными программами без дальнейшего увеличения капитальных вложений. Третья альтернатива предполагает закрытие инвестиционных проектов и вывоз большей части населения с территории округа.

По совокупности экономических и социальных критериев, ожиданий государства и населения наиболее предпочтительным является первый вариант. Данная альтернатива не только приводит к наибольшему росту доходов населения, но также учитывает экономические и геополитические интересы Российской Федерации; позволяет снизить дотационность бюджета округа в будущем.

Важно отметить, что выбранная альтернатива полностью соответствует мировым тенденциям в развитии северных регионов. Несмотря на высокий уровень дотационности таких регионов и значительную поддержку из федерального центра, их осознанный стратегический ориентир – на создание развитой экономики региона как основы обеспечения необходимых условий и качества жизни населения В результате развития Чукотского округа в соответствии с выбранной альтернативой среднедушевой доход населения региона увеличится в 2,3 раза и достигнет к 2020 году около 60 тыс. рублей в месяц. Одновременно валовой региональный продукт вырастет как минимум в 3,7 раза.

Для достижения таких амбициозных показателей предполагается развитие в регионе двух промышленных узлов.

1. В Чаун-Билибинском промышленном узле акцент будет сделан на добычу цветных металлов (золото, серебро, медь) на существующих россыпных и рудных месторождениях (Купол, Майское, Каральвеем) и на развитие новых рудных месторождений (Совиное, Песчанка). Совокупный ресурсный запас золота на данных месторождениях составляет порядка 950 тонн (серебра – свыше 7 тысяч тонн, меди – 24 млн. тонн, олова – 508 тысяч тонн). Прогнозный объем добычи золота к 2020 году составит более 30 тонн в год, серебра – до 250 тонн.

2. Анадырский промышленный узел будет ориентирован на разработку месторождений угля и углеводородов. Добычу угля предполагается осуществлять в Беринговском месторождении в объеме около 2 млн. тонн с дальнейшей поставкой в соседние регионы и страны АТР. Добыча углеводородов будет осуществляться на материке (месторождения Западно-Озерное и Верхне-Телекайское, балансовые и извлекаемые запасы нефти 40,5 и 9,6 млн. тонн соответственно, балансовые запасы природного газа - 9,8 млрд. куб. м). Добыча к 2020 году может составить около 500 тыс. тонн нефти и 70 млн. куб. м газа. Основная цель данного проекта – обеспечение потребностей округа в нефтепродуктах и энергоресурсах. Специально под этот проект в 2006 году проложен газопровод, а в городе Анадыре введена в эксплуатацию газомоторная станция.

Развитие промышленности потребует опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктры. В частности, к 2020 году необходимо реализовать масштабные инфраструктурные проекты строительства дорог, ЛЭП, транспортных узлов, объектов энергетики.

Для реализации всех необходимых инфраструктурных проектов понадобится 134 млрд. руб. государственных инвестиций, при этом около 80 % из них предлагается направить на строительство автодорог. По нашим оценкам, частные инвестиции до 2020 года превысят государственные вложения и составят около 150 млрд. руб. В основном это финансирование геологоразведки и строительства производственных объектов для добычи и переработки полезных ископаемых.

Некоторые инфраструктурные объекты уже получают финансирование в рамках действующих программ, в первую очередь это ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Общий утвержденный объем финансирования до 2013 года - около 20 млрд. руб. Таким образом, потребность в дополнительных государственных инвестициях до 2020 года составляет около 114 млрд. рублей.

Для реализации стратегии развития Чукотского АО мы просим:

″       утвердить выбранную альтернативу развития Чукотского АО с одобрением необходимого объема государственных инвестиций до 2020 года - 134 млрд. рублей;

″       согласовать увеличение финансирования строительства объектов инфраструктуры до 2013 года, включенным в ФЦП, на 11,2 млрд. рублей, в том числе 2,2 млрд. рублей на разработку проектно-сметной документации;

″       включить дополнительные объекты в ФЦП – 114 млрд. рублей, в том числе 3,23 млрд. рублей на разработку проектно-сметной документации.

Необходимость финансирования за счет средств федерального бюджета разработки (изготовления) проектно-сметной документации по объектам округа, включаемым в ФЦП, вызвана отсутствием свободных средств в региональном бюджете, и без государственной поддержки данный вопрос решить практически невозможно.

Правительство Чукотского АО считает, что в ходе реализации стратегии необходимо учитывать интересы коренных малочисленных народов Севера. Большая часть территории будет сохранена для отраслей традиционной экономики: оленеводства, морского зверобойного промысла, рыболовства. Данные виды деятельности будут развиваться преимущественно в Анадырском, Иультинском, Провиденском и Чукотском районах.

К сожалению, следует признать, что на данный момент все усилия и вложенные средства не позволяют вывести коренные малочисленные народы на уровень устойчивого развития. За это время нам удалось «закрыть» только самые острые проблемы их жизнедеятельности.

Традиционный уклад жизни коренных народов однозначно требует особых мер со стороны федерального центра. И опыт государственной поддержки коренного населения в других, близких по климатическим условиям странах это подтверждает.

Считаю необходимым акцентировать внимание на важных аспектах развития коренных малочисленных народов не только в региональном, но и в общегосударственном масштабе: сохранение и государственная поддержка традиционного образа жизни; обустройство национальных сел – мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера; поддержка и развитие традиционных видов природопользования - оленеводство, морзверобойный промысел, рыболовство.

Полагаю, что реализация обозначенных в докладе предложений, а также объединение усилий и выработка общей программы действий позволят существенно улучшить социально-экономическое положение Чукотки - приграничного Арктического региона России, учесть интересы коренных малочисленных народов Севера.

Прошу принять решение об оказании государственной поддержки Стратегии развития Чукотки на период до 2020 года! Это особенно актуально с учетом Ваших, Дмитрий Анатольевич, поручений на заседании Совета безопасности России 17 сентября 2008 года, где были утверждены Основы государственной политики РФ в Арктике и план их реализации.

г. Анадырь

 



← Назад в раздел