Поддержка на федеральном уровне региональных инициатив – залог их успешной реализации

  

– Юрий Иванович, срок деятельности Ассоциации, в общем, немалый. Пройден период становления, преодолены какие-то организационные трудности, и уже накоплен достаточный опыт работы. Что сегодня представляет собой парламентская ассоциация и какова ее роль в политической жизни страны?

– Да, действительно, работа проведена огромная, и я бы сказал, что за период своей деятельности Парламентская ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» стала эффективной дискуссионной площадкой по решению проблем законодательной деятельности, школой обмена опытом работы региональных законодательных органов государственной власти, представления их согласованной позиции по отстаиванию интересов Дальнего Востока и Забайкалья. Ведь, как правило, проблемы, выносимые на совместное обсуждение субъектов ассоциации, не имеют простого решения в связи с тем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не всегда в состоянии их решить в одиночку. А общая позиция регионов, направленная на повышение благосостояния жителей Дальнего Востока и Забайкалья и требующая федеральной поддержки, незамеченной не остается.

– Любая организация всегда планирует свою работу по определенным направлениям, чтобы сконцентрировать усилия в достижении цели и добиться лучших результатов. Наверное, и ассоциация тоже строит свою деятельность по направлениям? Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Если проанализировать деятельность ассоциации за последние три года, то можно сказать, что одним из важнейших направлений совместной работы субъектов ассоциации в области правотворчества является согласованное участие в подготовке и обсуждении проектов федеральных законов. К примеру, членами ассоциации на совещаниях подробно обсуждался проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это вызвано всеобщим пониманием того, что, не решив вопросов перестройки местного самоуправления, невозможно решить ни одной из острейших социально-экономических проблем.

В итоге на федеральном уровне поддержаны предложения парламентской ассоциации о дополнении перечня вопросов местного значения муниципальных образований положениями об организации работы с молодежью и детьми. Кроме того, органы местного самоуправления поселений, в которых нет нотариуса, получили право совершать отдельные нотариальные действия.

Стоит отметить, что в целях совершенствования вопросов нотариального обслуживания граждан, согласуясь с предложениями регионального совещания парламентской ассоциации, было принято четыре федеральных закона о внесении изменений в Основы законодательства о нотариате, а также  издан приказ Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе».

– Юрий Иванович, какие еще ключевые предложения парламентской ассоциации в сфере правотворчества были поддержаны на федеральном уровне?

– Примеров много. Так, федеральные законодатели положительно восприняли инициативы ассоциации о внесении изменений в федеральный закон о местном самоуправлении, согласно которым сегодня реестры расходных обязательств муниципальных образований ведутся органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном местной администрацией. Также были поддержаны предложения о закреплении за органами местного самоуправления муниципального района и городского округа полномочий по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с положениями статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Немаловажно, что данные предложения, направленные на исключение противоречивости правовых норм, обрели статус федеральных законов.

Еще пример: ассоциация обращалась в Государственную думу с просьбой принять в новой редакции федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», и такой закон был принят. При этом на заседаниях ассоциации неоднократно отмечалась необходимость совершенствования взаимодействия Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации с региональными парламентами в сфере подготовки и рассмотрения законодательных инициатив, принимались соответствующие обращения к руководству Государственной думы. Позитивным результатом рассмотрения данных обращений стало то, что законодателям регионов было предложено направлять проекты федеральных законов в правовое управление аппарата Государственной думы для проведения их предварительной правовой экспертизы, в работе региональных совещаний парламентской ассоциации в настоящее время активно участвуют представители Федерального собрания.

– Большинство наших граждан прежде всего волнуют вопросы социального характера. Обсуждаются ли они на заседаниях Ассоциации?

– Конечно! Ассоциация традиционно является важной формой организованного выражения согласованной позиции ее субъектов по решению общерегиональных социально-экономических проблем. Так, в апреле 2007 года при рассмотрении опыта реализации приоритетных национальных проектов на Дальнем Востоке и в Забайкалье участники регионального совещания обратились к высшим должностным лицам государства с просьбой принять меры по разрешению напряженной ситуации, связанной с обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан. В итоге 29 июня 2007 года комитет Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии провел всероссийское совещание на тему «О ходе реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан Российской Федерации по обеспечению их необходимыми лекарственными средствами», главной задачей которого стал анализ состояния лекарственного обеспечения льготных категорий населения, перспектив повышения его доступности и качества, а также обсуждение вопросов совершенствования законодательного и нормативно-правового регулирования.

Законодательная дума края и представительные органы других субъектов Российской Федерации направляли обращения о необходимости увеличения норматива финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь, а также установления отдельного порядка финансирования обеспечения лекарствами некоторых категорий граждан.

В 2008 году для Хабаровского края предварительный лимит на дополнительное лекарственное обеспечение установлен в размере 281 млн. рублей. Норматив финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь, увеличен с 378,75 рубля до 417 рублей. Принятые меры способствовали улучшению ситуации с лекарственным обеспечением жителей края.

– Демографическая проблема становится очень важной для нашей страны. Сегодня большое внимание уделяется вопросам семьи и детства. Нынешний год объявлен Годом семьи. Какой вклад в развитие этого направления внесла Парламентская ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье»?

– Ассоциацией были разработаны предложения, направленные на совершенствование основных направлений семейной политики, которые нашли поддержку федерального центра. Был принят федеральный закон «Об опеке и попечительстве», утверждены Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года, План основных мероприятий по проведению в 2008 году в Российской Федерации Года семьи. В целях поддержки семей введены пособия по уходу за ребенком неработающим женщинам, единовременное пособие при усыновлении ребенка, компенсации родителям части платы за детский сад, увеличены оплата труда приемных родителей и размер денежных средств на содержание детей-сирот, принят закон о материнском капитале, выплачиваются ежемесячные пособия на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Кроме того, в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году из федерального бюджета предполагается выделить 1035 млн. рублей.

– Юрий Иванович, мы знаем, что сегодня по всей стране, в том числе и на Дальнем Востоке, активно развивается молодежное парламентское движение. А как взаимодействуют парламентская ассоциация и молодежные парламенты?

– Содействие развитию молодежного парламентского движения в субъектах Российской Федерации - это новое направление деятельности парламентской ассоциации. В настоящее время молодежные парламенты действуют в большинстве субъектов Российской Федерации. Так, при 11 законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, являющихся членами Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», активно работают 10 молодежных парламентов, укрепляется их взаимодействие, совершенствуются разнообразные формы сотрудничества. Благодаря этому при Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»  создан Совет молодежных парламентов, который способствует объединению интеллектуального потенциала молодежи, обеспечению активного участия молодых людей в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

В целях развития эффективного молодежного парламентского движения, укрепления традиций молодежного парламентаризма на региональном и муниципальном уровнях парламентская ассоциация обратилась в Государственную думу с просьбой содействовать законодательному решению на федеральном уровне вопросов, связанных с организационным и материально-техническим обеспечением деятельности молодежных консультативно-совещательных структур, созданных при законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах муниципальных образований. Данное обращение было одобрено парламентской ассоциацией северо-запада России и встретило поддержку у ряда депутатов Государственной думы. Работа по реализации этого обращения будет продолжена.

– И в заключение беседы расскажите, пожалуйста, о том, какие вопросы планирует решить парламентская ассоциация в ближайшее время.

– Региональные законодатели в ближайшей перспективе планируют добиваться принятия на федеральном уровне предложений по совершенствованию федерального законодательства, направленного на установление мер социальной поддержки ветеранов труда, по оптимизации тарифной политики на услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также поддержки рекомендаций по обеспечению софинансирования из бюджетов различных уровней (федерального, региональных и местных) строительства объектов социальной инфраструктуры (детских садов, школ, лечебных учреждений) в районах комплексной жилищной застройки. Главное, чтобы предложения парламентской ассоциации, основанные, подчеркну, на жизненно важных запросах населения, были поддержаны федеральными и региональными властями, ведь это является надежным залогом их успешной реализации.

Беседовала А. Вавилова.

г. Хабаровск

 



← Назад в раздел