Север, милый для людей

  

Развитию северных территорий страны «Парламентская газета на Дальнем Востоке» уделяет особое внимание с первых выпусков. В июле даже был выпущен в свет специальный номер «Сияние Севера», где нашли отражение проблемы практически  всех арктических регионов Дальнего Востока. А к выходу на трибуну III Дальневосточного международного экономического форума газета представляет своему читателю беседу с председателем Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентиной Пивненко.

 

– Север – кормилец России. Значит, по труду и честь: государство должно особым образом заботиться о регионах, дающих стране 60 процентов валового внутреннего продукта! А как на самом деле складывается ситуация?

– К сожалению, целое десятилетие северяне и дальневосточники находились на задворках России и поэтому без исключения все регионы Севера в период становления рыночных отношений были в депрессивном состоянии.

Разумеется, жизнь осложнялась чисто северными особенностями и спецификой. Север и Дальний Восток значительно удалены от обжитых территорий России, там огоромные расстояниями между отдельными населенными пунктами. Суровый климат с длинными холодными зимами и коротким прохладным летом. Все это в совокупности и создавало определенную дискомфортность проживания, что существенно повлияло на продолжительность жизни людей - она в указанных регионах на 4-5 лет ниже общероссийской.

Правда, в последние годы рыночных преобразований существенно возросла роль Севера и Дальнего Востока в национальном экономическом пространстве, обусловленная резким увеличением спроса на нефть и газ. Это способствовало росту экономики и некоторому повышению благосостояния населения. Однако достигнутое «благополучие» не устраняло производственных и социальных проблем.

Без государственного протекционизма многим северным и дальневосточным предприятиям не обойтись. Эти особенности регионального и производственного развития должны в первую очередь учитываться при дальнейшей разработке и реализации мегапроектов.

– Каким образом?

– Север и Дальний Восток нужно не только осваивать, но и обживать. Значительная часть этих территорий (кроме Арктики и труднодоступных таежных территорий) развивается на основе постоянного проживания. Здесь сложились достаточно сильные историко-культурные общности, имеющие разнообразные внутренние источники роста и связанные с окружающим миром географическим разделением труда. Поэтому главным фактором реализации мегапроектов должны стать интересы и потребности самих северян и дальневосточников.

Богатые северные и дальневосточные ресурсы необходимо не только «вычерпывать», но и воспроизводить. Это предполагает материализацию на месте значительной доли создаваемого капитала, переход от моно- к полиспециализации в рамках экономической целесообразности и на основе научно-технического прогресса. С другой стороны, жизненный уклад, язык, культуру, здоровье жителей Севера и Дальнего Востока следует рассматривать как воспроизводимую самоценность. То же относится и к природным комплексам. Сохранение и устойчивое использование при реализации мегапроектов разнообразия ресурсов Севера и Дальнего Востока надо рассматривать как одну из необходимых особенностей России в системе мирового хозяйства.

И что особенно важно помнить экономическим политикам - государственный сектор экономики на Севере и Дальнем Востоке всегда будет более значимым, чем в других регионах нашей страны. Здесь государственные инициативы являются своеобразным механизмом запуска крупных хозяйственных программ и инновационных проектов. А потому в рыночных условиях следует применять своеобразный механизм точечного государственного участия в наиболее важных и перспективных с точки зрения ускоренного развития секторах экономики и социальной политики.

– Каким отраслям необходимо уделить особое внимание?

– В первую очередь это касается развития инфраструктурных отраслей. К числу первоочередных объектов государственной поддержки относятся проекты в области транспорта, связи и информатики, обновления систем жизнеобеспечения, особенно энергетического хозяйства, а также традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Услуги именно этих сфер хозяйствования определяют издержки отраслей специализации и в конечном счете – эффективность всей экономики Севера.

Развитие инфраструктурных, промышленных, аграрных и других мегапроектов должно определяться с учетом основных положений градостроительной политики, дифференцированной по регионам Севера и территориям промышленного освоения и традиционного проживания и жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. При определении направлений политики в области мегапроектов основным критерием служат обеспечение устойчивости и создание экологически благоприятной среды проживания.

Базовым звеном производственной и социальной инфраструктуры регионов Севера является энергетика. Его экономико-географические особенности определяют специфику функционирования и развития всего энергетического хозяйства. К перспективным направлениям развития мегапроектов в сфере энергетики на Севере и решения существующих проблем энергоснабжения надо отнести следующие:

″       расширение зоны централизованного электроснабжения за счет строительства новых линий электропередачи;

″       развитие атомной энергетики;

″       применение нетрадиционных и возобновляемых источников;

″       реконструкцию существующих энергоисточников с использованием современного оборудования с повышенным КПД,

″       газификацию всех регионов.

Другое жизненно необходимое направление - устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса. В настоящее время в районах Севера наблюдается существенное технологическое и структурное отставание развития транспортного комплекса. Провозная способность подвижного состава и пропускная способность транспортных магистралей и узлов никак не согласуются с потребностями здешней экономики и населения.

Основу транспортного комплекса Севера должны составить широтные магистрали - Северный морской путь, железнодорожные и воздушные коридоры, которые соединяются меридиональными путями сообщения – отдельными железнодорожными линиями, судоходными реками и автомобильными дорогами, обеспечивающими выход районов Севера на действующую транспортную сеть страны, устойчивую связь крупных населенных пунктов, экономических центров и круглогодичный выход на опорные транспортные сети большинства населенных пунктов. Это является необходимым условием для реализации большинства потенциальных мегапроектов на территории Севера и Дальнего Востока.

Значительное внимание при разработке мегапроектов на Севере должно быть уделено средствам связи и информатизации. Эта отрасль тут является неотъемлемой частью хозяйственной и социальной инфраструктуры. Что особенно важно – главным направлением развития этой сферы должно стать дальнейшее использование космических каналов связи. Следует в обязательном порядке предусмотреть обеспечение спутниковыми каналами связи всех северных населенных пунктов с предоставлением услуг телефонной связи и Интернета.

– Как дальше будут обстоять дела с природными ресурсами?

- В районах Севера сосредоточены основные запасы углеводородного, алюминиевого и агропромышленного сырья, драгоценных и поделочных камней, редких, цветных и благородных металлов. Природно-ресурсный комплекс северных территорий России обладает огромным потенциалом, что определяет его ключевую роль при разработке и реализации мегапроектов.

К мерам государственной поддержки и перспективным направлениям развития мегапроектов в добывающих отраслях на Севере можно отнести следующие:

″       разработку и реализацию международных проектов освоения и эксплуатации природных ресурсов с учетом стратегии  участия России в международном разделении труда;

″       внедрение в практику добывающих предприятий  непрерывного мониторинга объемов сырьевых баз, прежде всего по дефицитным и стратегическим видам сырья;

″       выполнение геолого-экономической переоценки ранее созданной ресурсно-сырьевой базы с целью создания основы для прогнозов и подготовки к реализации инвестиционных мегапроектов;

″       введение порядка предоставления сквозных лицензий на добычу и геологоразведку месторождений полезных ископаемых для расширения объемов финансирования разведочных работ за счет средств недропользователей; необходимо совершенствовать систему недропользования в целях повышения заинтересованности недропользователей вкладывать собственные средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы;

″       ужесточение требований и условий выдачи лицензий и обеспечение действенного контроля за эффективной разработкой месторождений;

″       совершенствование системы налогообложения добывающих отраслей, включая переход на гибкую систему налогообложения, ориентированную на рентный подход;

″       стимулирование ускоренного ввода  новых мелких месторождений полезных ископаемых и месторождений с трудноизвлекаемыми запасами;

″       предоставление льгот предприятиям, осуществляющим природоохранную деятельность в области рекультивации нарушенных и загрязненных земель, очистки и восстановления засоренных и загрязненных водных объектов, утилизации отходов производства и потребления.

В то же время при разработке северных мегапроектов необходимо помнить, что их полноценная реализация невозможна без развития социальной инфраструктуры и решения существующих социальных проблем. Кратко остановлюсь на основных проблемах.

Необходимо помнить, что главный ресурс северных и дальневосточных регионов – это люди, которые здесь постоянно проживали и проживают. Государственная кадровая политика должна строиться на восстановлении системы подготовки необходимых кадров непосредственно на Севере и Дальнем Востоке России. Для этого нужны  развитие образования в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и приближение вузов и профессионально-технической базы к предприятиям и территориям, где впоследствии будут востребованы профессиональные навыки работников. Одним из средств реализации этого направления должно стать повышение до 35 лет возраста, дающего право на участие в программе обеспечения жильем молодых семей, принятой недавно правительством РФ.

Регулирование размещения трудовых ресурсов должно осуществляться путем продуманной миграционной политики на Севере и Дальнем Востоке. Закрепление недостающих кадров на Севере и Дальнем Востоке невозможно без предоставления им различных преференций. Существенную роль здесь в перспективе могли бы сыграть снижение ставок по ипотечным кредитам и упрощение условий их получения. Интересы северян и дальневосточников должны быть в полной мере учтены при реализации национальных проектов, в первую очередь – проекта по доступному жилью гражданам России.

Следует принять дополнительные меры по добровольному переселению нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера с одновременным увеличением финансирования соответствующих программ. Надо установить льготные транспортные тарифы, обеспечивающие выезд отсюда граждан (особенно социально незащищенных) в другие регионы страны. Даже при нынешних увеличившихся более чем в 20 раз объемах выделения финансовых средств очередь на получение жилищных сертификатов на переселение растягивается более чем на 30 лет.

Второе важнейшее социальное направление – решение трудовых и пенсионных проблем. Несмотря на ежегодное увеличение среднего размера номинальной назначенной месячной пенсии, соотношение среднего размера пенсии и среднемесячной начисленной заработной платы (коэффициент замещения) и соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии и величины прожиточного минимума в северных и дальневосточных субъектах Российской Федерации ниже среднероссийских показателей. Установленное с 1 января 2008 года повышение размера базовой части трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, независимо от места проживания, не решило в полном объеме существующей проблемы.

Проблема из проблем – забота о коренных малочисленных народах. Реализация мегапроектов на Севере невозможна без учета прав и интересов коренных жителей этих земель. Ключевое значение имеют сохранение традиционного образа жизни малочисленных народов Севере, их обустройство, рост зарплат и улучшение пенсионного обеспечения. Необходимо восстановление государственного медицинского, социального, культурного, торгового, бытового и транспортного обслуживания кочевого и полукочевого населения, занятого в традиционных отраслях. В связи с этим большое внимание следует уделить развитию северного оленеводства.

Требуется дальнейшая работа по совершенствованию законодательства в отношении коренных народов. Федеральное законодательство о правах коренных малочисленных народов должно представлять собой единую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих нормативных правовых актов. Необходимо, чтобы принимаемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации меры способствовали улучшению социально-экономического положения коренных малочисленных народов и национальных меньшинств Российской Федерации.

 



← Назад в раздел