Все дороги на Дальнем Востоке ведут в АТР

 Валентин ИВАНЕНКО – директор Межрегиональной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России     – Мне хотелось, Валентин Константинович, прямо у карты региона получить от Вас обзор всей автодорожной сети: в каком рабочем состоянии находятся главные трассы Дальнего Востока, и какова роль вашей Дирекции по строительству, начиная с уникальной теперь для Дальнего Востока автомобильной дороги “Амур”, первую очередь которой принимал сам Президент страны?  

– У федерального государственного учреждения “Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе” с 1995 года наиболее крупным объектом заказа по развитию транспортного коридора “Транссиб” в рамках реализации подпрограммы “Автомобильные дороги” и федеральной целевой программы “Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)” на территории округа является автомобильная дорога “Амур” Чита - Хабаровск, завершение которой по первой стадии предусмотрено в 2007 году с вводом в эксплуатацию 320 км дороги.

В пределах транспортного коридора “Транссиб”, кроме того, будут продолжаться реконструкция и капитальный ремонт участков автомобильной дороги “Уссури” - от города Хабаровска до Уссурийска и участок до Владивостока в рамках подготовки к проведению саммита “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году.

С участием финансирования из федерального бюджета продолжается строительство автомобильной дороги Лидога - Ванино. В 2006 году здесь велись работы на участках общей протяженностью 52 км и 539 п.м искусственных сооружений, уже введено в эксплуатацию 11 км дороги.

На автомобильной трассе “Колыма” Якутск - Магадан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации предусмотрено ликвидировать грунтовые разрывы общей протяженностью 106 км, из них 86 км в 2008 году.

По автомобильной дороге “Лена” Б. Невер - Якутск Президентом страны обозначена необходимость развития транспортного коридора Томмот - Якутск, связанного со строительством железнодорожной ветки, что повлечет увеличение интенсивности и нагрузок на автомобильном участке..

Необходимо выразить благодарность Правительству в лице Министерства транспорта и федеральному дорожному Агентству за внимательное отношение к проблемам дорожного хозяйства Дальнего Востока, которое нашло свое отражение в поручениях Президента в отношении строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог Дальневосточного федерального округа. Выражаем свою благодарность и полномочному представителю Президента в Дальневосточном федеральном округе, и администрациям Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев, Республики Саха (Якутия) за поддержку в решении поставленных перед Дирекцией задач.

Объем финансирования на нужды эксплуатации федеральных автомобильных дорог увеличен на 40 %. Оно произошло в основном за счет ввода в эксплуатацию участков автомобильной дороги “Амур” Чита - Хабаровск и увеличения финансирования объемных работ целевых программ. Учитывая высокую степень разрушения федеральных трасс, вложения в капитальный ремонт дорог и мостов в сопоставимых ценах увеличены в 1,7 раза по сравнению с 2005 годом. Расходы на ремонт в сопоставимых ценах увеличены на 12 %. Вместе с тем, выделяемый объем средств составляет менее половины нормативной потребности даже без учета ликвидации накопленного за много лет недоремонта дорог.

Суммарная протяженность участков недоремонта составляет 3 399 км (59 % от протяженности эксплуатируемой сети), из них 2 517 км (43%) на сегодняшний день требуют реконструкции и перестройки по новому направлению, 882 км (16 %) -проведения текущего и капитального ремонта. Общий ориентировочный объем составляет более 14 млрд. рублей.

– За обзор благодарю. А нельзя ли более детально взглянуть, как “течет” новая трасса “Амур”?

 

– Федеральная автомобильная дорога “Амур” Чита - Хабаровск, обеспечивающая связь западных регионов России с Дальним Востоком, имеет чрезвычайно важное социально-экономическое, стратегическое и оборонное значение. Магистраль проходит по территориям Читинской, Амурской и Еврейской автономной областей. Начало трассы - восточная граница Читы, конец - левый берег Амура - до левобережной въездной эстакады в составе мостового перехода через реку Амур у города Хабаровска.

От проходящей с запада на восток магистрали имеется ряд подъездов: в северном направлении - в Якутию, западные районы Магаданской области и далее в направлении на Чукотку; в южном направлении - к Благовещенску, Забайкальску и другим населенным и автомобильным пунктам пропуска на границе с Китаем, а также к Тихоокеанским портам на территории Хабаровского и Приморского краев.

Решение о начале строительства автомобильной дороги Чита - Хабаровск принято еще распоряжением Совета Министров СССР от 13 июля 1966 года и распоряжением Министерства транспортного строительства СССР. Учитывая стратегическое и оборонное значение этой автомобильной дороги, строительство было поручено Министерству обороны СССР.

Затем постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1991 года № 62 автомобильная дорога “Амур” получила статус федеральной. К 1994 году были построены, в основном, ее головные участки у Читы, Хабаровска и Благовещенска общим протяжением 585 км, в том числе 196 км на территории Сибирского федерального округа в Читинской области. Из них 138 км с асфальтобетонным покрытием и 58 км с щебеночным и 389 км на территории Дальневосточного федерального округа, где 386 км с асфальтобетонным покрытием .

Через три года Правительство Российской Федерации приняло еще одно постановление № 537 “Об ускорении строительства федеральной автомобильной дороги “Амур” Чита - Хабаровск” с заданным темпом строительства - 120 км в год.

Вот для конкретной реализации важнейшего для Дальнего Востока транспортного объекта и была в 1995 году создана Региональная дирекция строящихся дорог в городе Хабаровске, в дальнейшем переименованная в Федеральное государственное учреждение “Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России, которой переданы функции заказчика по строительству автомобильной дороги “Амур” Чита - Хабаровск.

Из-за недостатка финансирования, вызванного ухудшениями в социально-экономической сфере России, заданный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.94 г. № 537 “Об ускорении строительства федеральной автомобильной дороги “Амур” Чита-Хабаровск” темп строительства 120 км в год в общем не был выполнен. И в ноябре 2000 года Президент России Владимир Путин в выступлении в городе Благовещенске поручил Минтрансу сконцентрировать ресурсы для обеспечения ввода автомобильной дороги “Амур” Чита - Хабаровск. На совещании, проводимом полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе, совместно с первым заместителем министра транспорта была поставлена конкретная задача по скорейшему обеспечению сквозного проезда по автомобильной дороге “Амур” Чита - Хабаровск к концу 2003 года. Затем, как знаете, в 2001 году была утверждена Федеральная целевая программа “Модернизация транспортной системы России ”. И в разработанном обосновании инвестиций в строительство и совершенствование автомобильной дороги “Амур”, исходя из поставленных задач, в строительстве дороги выделено три этапа:

первый - обеспечить сквозное рабочее движение по автомобильной дороге до 2004 года с использованием местной сети дорог;

второй - построить дорогу по первой стадии с переходным покрытием из щебеночной смеси до 2006 года и развернуть работы по ее строительству на полное развитие;

и третий этап второй стадии - завершение строительства автомобильной дороги с дорожной одеждой с асфальтобетонным покрытием до 2008 года.

Основное финансирование, естественно, с 2001 года направлено на обеспечение сквозного рабочего движения по автомобильной дороге. К концу 2003 года поставленная задача была выполнена. Сквозное рабочее движение по автомобильной дороге “Амур” Чита - Хабаровск с использованием местной сети дорог открыто в феврале 2004 года.

Но при этом в 2001 - 2003 годах наблюдалось недофинансирование строительства участков дороги, не входящих в состав транспортного коридора для сквозного движения. В 2004 году, после открытия сквозного движения, начался резкий спад объемов капитальных вложений.

– Это первая, а вторая стадия строительства?

 

– В соответствии c проектом программы по строительству, реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на 2007 - 2009 годы на вторую стадию строительства автомобильной дороги “Амур” Чита -Хабаровск предусматривается финансирование в объеме 22 064,677 млн. рублей в прогнозном уровне цен для устройства асфальто -бетонного покрытия на 1257 км.

В 2007 году предполагается развернуть работы на участках протяженностью 434 км с объемом финансирования 87,257 млн. рублей. Желательно увеличение лимита 2007 на 1 млрд. рублей для создания задела и производственных мощностей.

– Хотелось бы с Вами пройтись по всем остальным дорогам Дальнего Востока. Но вот что: читателей, конечно, интересуют пути решения их проблемных вопросов?

 

– Ну, прежде всего, надо принять Федеральный закон “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации”.

Не буду комментировать, а лишь перечислю комплекс мер, которым мы озабочены. Что касается Дальнего Востока, то:

1. Придать статус федерального значения автомобильным дорогам: Хабаровск -Лидога - Ванино с подъездом к городу Комсомольск-на-Амуре, “Вилюй” (Якутск - Вилюйск - Сунтар - Мирный - Усть-Кут - Тулун) с выходом на Иркутскую область, “Амга” (Якутск - Амга - Усть-Майя - Эльдикан - Аян) с выходом на Хабаровский край, “Анабар” (1167-й км а/д “Вилюй” - Мирный - Удачный - Юрюнг - Хая (море Лаптевых).

2. В целях повышения качества строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования определить перечень стабильных источников финансирования территориальных дорожных фондов.

3. Разработать концепцию по созданию Единой транспортной системы Дальнего Востока, и на ее основе перечень федеральных, межрегиональных и региональных программ, направленных на транспортное обеспечение освоения природных ресурсов и социально-экономическое развитие восточных регионов России.

4. Утвердить трехлетние программы в рамках строительства (реконструкции и модернизации) федеральных автомобильных дорог “Амур” Чита - Хабаровск, “Уссури” Хабаровск - Владивосток, “Восток” Хабаровск - Находка, “Лена” Б. Невер - Якутск, “Колыма” Якутск – Магадан и принять неотложные меры по ускорению темпов дорожного строительства, обеспечив финансирование согласованных объемов работ для завершения строительства (реконструкции).

5. Обеспечить своевременное начало годового финансирования переходящих объектов, объектов вновь начинаемого строительства и проектно-изыскательских работ.

6. Обеспечить завершение работ по первой стадии строительства автомобильной дороги “Амур” Чита - Хабаровск в 2007 году.

7. Обеспечить круглогодичное сквозное движение автотранспорта по автомобильной дороге “Колыма” Якутск - Магадан с ликвидацией грунтовых разрывов в 2008 году.

8. Осуществить комплекс мер по повышению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги “Лена” до нормативного состояния.

9. Осуществить комплекс мер по ликвидации незавершенного строительства на автомобильной дороге “Уссури” Хабаровск - Владивосток. Решить вопрос о реконструкции автомобильной дороги “Уссури” на участке от Уссурийска до Владивостока в 2007 - 2011 годах в рамках подготовки к проведению саммита АТЭС в городе Владивостоке в 2012 году.

10. Разработать и утвердить программу ликвидации недоремонта федеральных автомобильных дорог округа до 2010 года с определением ежегодных средств, необходимых для ее реализации.

11. Пересмотреть нормативы содержания автомобильных дорог в условиях районов Дальнего Востока с учетом их повышенного износа, связанного с перепадами температуры, и увеличения расходов на их ремонт и эксплуатацию.

Необходимо отметить, что в настоящее время в Дальневосточном регионе сложился конкурентный рынок строительных и эксплуатационных подрядных организаций, способных выполнить поставленные задачи в установленные сроки.

Валентина БРАТЧИКОВА.



← Назад в раздел