Транспортные артерии республики

 

Нынешней весной автомобильное движение на федеральной дороге «Вилюй» в Якутии было прервано. Полотно трассы сыграло роль многокилометровой дамбы, которая была размыта на многих участках. Так что дорожникам пришлось приложить максимум усилий для того, чтобы снять социальную напряженность. Ведь транспортное сообщение между вилюйскими районами на трассе Мирный–Якутск было остановлено как раз накануне национального праздника.

 Надо отдать должное, дорожники сумели его  своевременно восстановить. Так что и любители спорта из районов были порадованы возможностью посмотреть и даже поучаствовать в Международных спортивных играх «Дети Азии». Без автодороги сделать это было бы не по силам многим семьям из-за высокой стоимости билетов на самолеты.

Причин, по которым было прервано движение на федеральной трассе «Вилюй», было несколько.  Главная из них – не совсем обычные природные катаклизмы.

 После серии катастрофических наводнений начала века, когда полностью  затапливались город Ленск и другие населенные пункты на крупных реках, природа изменила тактику. Теперь не меньший ущерб стали наносить реки малые. Каждую весну они стали затапливать десятки районов, в том числе пригороды столицы республики. В прошлом году, например, высокий уровень весеннего половодья в Таттинском районе продержался около трех месяцев.

 Весной нынешней то же самое, правда, сравнительно кратковременно, повторилось на протяжении всей автотрассы «Вилюй» от Мирнинского района до столицы республики.

 У заместителя начальника Управления этой автодороги Егора Кардашевского есть полный анализ причин этого явления. Приведем их вкратце.

Причина первая.- метеорологическая

В 2006-2007 годах по трассе автодороги «Вилюй» выпадение осадков составило 150 процентов нормы. Это зафиксировано впервые за период с 1943 года.

С октября по апрель нынешнего года снега выпало от 132 до 148 процентов нормы.  Плюс к этому резко повысилась среднесуточная температура воздуха. В период с 7 по 14 мая она доходила до 13 градусов тепла вместо обычных для этого времени одного-двух. Интенсивное таяние снега привело к подъему уровня воды в речках и других водоемах. В этот период и произошла основная масса разрушений дорожного полотна, ведь таяние прошло всего за три-пять дней вместо двух-трех недель. Огромный объем воды просто не успевал растекаться по долинам. Он пошел по кюветам дороги, размывая  искусственные сооружения.

 Существенно повлияло на состояние дороги то, что на протяжении 500 километров она идет параллельно реке Вилюй на расстоянии от нее всего от 500 метров до 25 километров.  Высокая вода Вилюя подперла малые речки так, что в некоторых из них либо снизилась скорость течения, либо оно пошло вспять. В результате все участки дороги в  низменных  местах были затоплены.

Плюс ко всему этому почти на всем протяжении автодороги в этот же период прошли ранние  и обильные дожди.

Причина вторая. Вилюйская ГЭС

  Мощные осадки, выпавшие в 2006-2007 годах, повлияли на переполнение Вилюйского водохранилища. Это вынудило произвести сброс  воды из него уже 19 апреля, когда еще стояли минусовые температуры до десяти градусов. Масса воды – до одной тысячи кубометров в секунду увеличила толщину льда, привела к образованию наледей. Из-за этого закраины в реке Вилюй у Нюрбы образовались лишь к 5 мая, то есть вода дошла сюда только через 18 суток, в то время как усредненная «волна добегания» составляет всего пять дней. Кстати, сброс воды из водохранилища в холодный период был произведен впервые за все время существования ГЭС – с 1961 года.

Причина третья. Лиманное орошение

 Все системы лиманного орошения сейчас находятся в аварийном состоянии. Они попросту заброшены. Из-за переполнения лиманного водохранилища на реке Матта более семи километров автодороги у села Бердигестях было затоплено в течение шести дней. На другом участке – на 305-м километре из-за разрушения шлюза-регулятора заградительной дамбы вода размыла 60 метров полотна дороги. По такой же схеме были размыты участки по всей группе вилюйских районов.

 И все это наложилось на один промежуток времени – с 8 по 18 мая. Причем, разрушения начались со стороны Якутска и постепенно перемещались в западном направлении.

Наибольшее число размывов – 44 зарегистрировано  на территории  Горного района. На территории Вилюйского их было 18, Верхневилюйского – 11, Сунтарского – 16.

По состоянию на 9 июня, из 104 размывов ликвидировано 91, а 87 процентов разрушений было восстановлено еще 1 июня. На остальных участках работы завершены 15-20 июня.

 Общий ущерб от разрушений паводковыми водами составил 68 миллионов рублей.

 К чести наших строителей, которые занимались ликвидацией грунтовых разрывов на этой автодороге с 2000 года, на этих участках природа негативно воздействовала в наименьшей степени, а на участках, построенных в  2002-2005 годах, вообще не зарегистрировано ни одного размыва.

Предварительный  вывод

 Здесь, видимо, надо сделать отступление. Дело в том, что строительство автотрассы было начато в 30-40-е годы прошлого века и велось зачастую без проектов, локальными участками, когда и нормативы были иными, и требования к качеству – тоже.

 В конце прошлого века на протяжении 10-15 лет текущие, тем более капитальные ремонты вообще не проводились из-за отсутствия финансирования. Ликвидация грунтовых разрывов, которая произошла накануне передачи автодороги в федеральное ведение, прошла, как мы уже убедились, вполне качественно. И это весомое  подтверждение как того, что мы умеем строить автотрассы  и искусственные сооружения, так и того, что при соблюдении всех нормативов строительства и содержания дороги никакое негативное  воздействие, в том числе и «глобального потепления», не повлияло бы на ее нормальную  работу.

  Говорить о том, что круглогодичное движение по дороге «Вилюй» обеспечено, еще рано.

 Это подтверждают и сами дорожники, и водители, и пассажиры. Переправы через реки и речки на этой трассе, да и не только на этой, в основном либо понтонные, либо паромные. Солидных мостов нет. Водопропускные трубы себя уже давно и явно не оправдывают. Кроме того, водные переправы вообще не в ведении дорожников. Их дело — полотно дороги от уреза воды до уреза.

Переправы – в ведении муниципальных властей.  Вот и переправляются автомобили по понтонным мостам или используют слабенькие паромы, в лучшем случае  типа СПЖ, в худшем  плашкоуты, ведомые старенькими катерами БМК. За безопасностью на таких переправах следит одно из подразделений МЧС – служба ГИМС. В период ледостава или же весной «организуются» никем не контролируемые переправы, на них нередко, к сожалению, тонут и техника, и люди. Пока этот вопрос открыт. Руководитель дороги Егор Кардашевский с огорчением отмечает, что в лучшем случае мы сможем говорить о мостах не раньше будущего года, а их строительство продлится еще года три-четыре. И это понятно, ведь дорога передана в ведение федералов совсем  недавно – осенью прошлого года.

 Кроме того, придется решать и проблему разрушенных систем лиманного орошения. Без этого дорога долго не продержится. На все это требуются средства, и не малые. 

Ближайшие перспективы

 С будущего года начнется реконструкция автодороги в районе Бердигестяха – 10  километров асфальта и столько же со стороны Якутска. Капитальный ремонт трассы будет проведен в Верхневилюйском и Сунтарском районах за счет содержания и ремонта дороги. Можно напомнить, что капитальный ремонт подразумевает замену полотна на 70 процентов, а текущий – лишь на 25. При этом не должно быть конструктивных изменений.

 Средств на дорогу в текущем году, после передачи  ее в федеральное ведение, выделено в два раза больше. Часть из них уже использована при ликвидации последствий паводка.

До 2015 года отпущено 28 миллиардов на дорогу «Вилюй». По мнению зам. начальника управления, чтобы довести трассу до третьей категории, по нормативам, потребуется не менее 100  миллиардов.

Юрий Карпов

г. Якутск

Справка для сравнения

В республике 18,8 тыс. километров региональных автомобильных дорог, в основном грунтовых или автозимников. На 1000 квадратных километров территории у нас приходится всего 2,36 километра автодорог с твердым покрытием. Это в одиннадцать раз ниже среднероссийского показателя. При этом Якутия составляет 20 процентов территории страны.

На эксплуатацию этих 18,8 тыс. километров региональных автодорог по нормативам нужно 20,7 млрд рублей. Бюджетом республики на их содержание и ремонт в текущем году предусмотрено… 0,97 млрд рублей.



← Назад в раздел