По траектории творческого развития

– У вас, говорили мне в администрации Приморья, уже не первая такая творческая практика?

 

– Первая моя проба состоялась в Дальнегорске, где я жила и работала, 11 лет назад. Это было перестроечное время, когда появилась возможность моделировать и придумывать свои “школы”, основанные на собственном опыте и философии, отличных от стандартных. Тогда у меня и появилась идея организации гимназии – не по старому образцу, а на основе международной программы обучения “Школы завтрашнего дня” и своего понимания современной школы. Удалось сформировать в единый коллектив самых лучших преподавателей районного центра и сообща разработать модель, абсолютно не похожую ни на одну, так называемую, школу “русскоговорящих детей”. И когда наши воспитанники стали побеждать на конкурсах и олимпиадах краевого и регионального масштаба, а также выигрывать гранты на обучение за рубежом, я поняла, что все не зря. Мы просто не могли ошибаться, ведь мы, учителя, все пропускали через себя, свое сердце и как педагоги, и как матери: среди 200 учеников, занимающихся в гимназии нового образца, обучались, конечно же, и собственные дети. Эксперимент удался.

– Каждый родитель свое дитя считает одаренным. По какому принципу идет отбор в интернат?

 

– Понятие “одаренные дети” - очень неоднозначно. Для нас это ребята с хорошими способностями и глубокой мотивацией к саморазвитию, имеющие реальные достижения в каком-то виде деятельности.

В интернат такие дети попадают со всего Приморья – из городов и из сельской глубинки по открытому конкурсу. В январе мы обычно выезжаем и работаем со сменой “Интеллект”. На краевые олимпиады попадают ребята, победившие на уровне районов. Они-то, прежде всего, и участвуют в нашем конкурсе. Им поступить проще, они имеют признанные достижения. Приехав сюда, во Владивосток, дети обычно продолжают учиться и развиваться в выбранном направлении, кроме того получая дополнительные возможности для занятий проектной, исследовательской деятельностью, творчеством и спортом.

– Перед нашей с Вами беседой я походил по территории и, честно говоря, не узнал прежнего интерната: и слово это даже теперь как-то не вяжется с окружающим - везде газоны, дорожки, вместо общежития – “студенческая гостиница”, столовая, спортзал…

 

– Пять лет назад этот комплекс строений находился в полуразрушенном состоянии. Здания пришлось фактически полностью реконструировать. В спальном корпусе раньше проживало по 20 детей в комнате, а теперь от двух до четырех человек. Сейчас мы имеем великолепную столовую, отдельный блок международной школы, спортзал, строится бассейн – все эти работы ведутся силами ВГУЭС. По мере того, как воссоздавались корпуса – росла численность учащихся. Сейчас их 460 человек. В распоряжении ребят современная материальная база: компьютерные классы с выходом в Интернет, лингафонный кабинет, учебные классы с системами мультимедиа, видеосалон, лаборатории по физике, химии и биологии, тренажерный, хореографический и актовый залы, современная библиотека.

У нас два режима обучения: полупансион (занятия с 8 утра до 18-ти вечера) и полный пансион. Целая сеть социальных служб – помимо комфортного общежития есть столовая с 5-разовым питанием, свое медицинское обслуживание, служба психологической поддержки и служба безопасности.

В школе реализуется система непрерывного образования с года до 17 лет. Вот студия-сад “Одаренок”, имеющая несколько программ раннего развития – от одного года до семи лет. Затем - начальная школа с комплексной программой развития, сохранения здоровья и дополнительного образования. Старшая школа для 10 и 11 классов с профильными и многоуровневыми программами. Особую гордость представляет международное отделение учащихся – от трех лет до 16-ти. Ее выпускники будут получать два документа: аттестат Российской Федерации о среднем (полном) общем образовании и Диплом международного образца, дающий право на поступление в любой вуз мира.

Школа-интернат предлагает старшеклассникам края также кратковременные профильные программы “пилотных смен”, разработанных институтами ВГУЭС. Есть программы дополнительного образования “Вечернего университета”, в котором занимаются дети от трех до 17 лет, включая и хореографическую школу. Школа имеет статус Дальневосточного окружного методического центра по работе с одаренными детьми в рамках которой проходят методические семинары для учителей края и психолого-диагностические лаборатории.

И все это создано за пять лет! Огромный объем работы. Прежде всего, мы создали такую обогащенную образовательную среду, чтобы у каждого ребенка была возможность выстроить свою индивидуальную траекторию развития. Чтобы он размышлял и сам решал, чем ему заниматься. Ребятам предлагается широкий спектр спецкурсов, учебных лабораторий, проектов, творческих мастерских. Такая среда дает возможность развивать критическое мышление, умение анализировать любую проблему, с которой сталкивает реальная жизнь, помогает разбираться в технологии реализации и осознать, к какому результату он должен придти.

Каждый ученик имеет программу своего развития на 2-3 года и сам определяет, какой предмет надо углубленно изучать, будет ли он заниматься подготовкой к олимпиадам или учебными исследованиями.

– Поясните, в чем суть проектной деятельности?

 

– У нас предложено очень большое количество самых разных проектов: исследовательских, социального характера, бизнес-проектов. Проекты позволяют учащимся делать профессиональные пробы. Взять хотя бы школьный парламент - этот орган самоуправления, созданный для того, чтобы, как юные парламентарии сами выражаются, “каждый был не пассивным наблюдателем, а активным ее участником и творцом”. Они разрабатывают свои законы для школы. Есть кабинет министров во главе с премьер-министром - руководителем исполнительной власти. Кабинет министров подразделяется на министерства: СМИ, спорта и отдыха, культуры и творчества, чистоты и порядка, учебно-научные министерства. В том, что это не игра, а серьезный школьный орган самоуправления, говорит хотя бы регулярно выходящее печатное издание разовым тиражом в 500 экземпляров – газета школы-интерната “Вектор успеха”, издаваемая под флагом “Выбери свою траекторию развития”. Там все – от главного редактора до корреспондента, фотографа и компьютерного верстальщика исполняют только дети. Школьная газета, как настоящий профессиональный орган отражает всю гамму жизни и интересов интерната, его взаимодействия с ВГУЭС, знакомит с первым литературным опытом и научным творчеством ребят.

Определяя темы социальных проектов, ребята стараются выйти за рамки интерната и пытаются что-то полезное, серьезное сделать для города Владивостока и края – жить его заботами, проблемами. Многочисленные творческие проекты позволяют заполнить свободное от учебы время культурными мероприятиями: у нас ведь есть свой драматический театр и театр моды, дети занимаются вокалом и музыкой, другие по полной творческой программе заняты в хореографической школе. В апреле традиционно проходит фестиваль творчества в университетском театре “Андеграунд”.

Только три последних года принесли нам 99 побед в краевых олимпиадах и 3 - в региональных. 74% учащихся школы успешно выступают и побеждают в олимпиадах городского, краевого и регионального уровня, научных конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях городского, краевого, регионального уровня.

Октябрь 2006 года стал знаменательным для нашей школы и Приморья. Исследовательские работы учащихся школы были признаны лучшими на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ школьников и студентов. Ученик и научный руководитель награждены знаками отличия “Национальное достояние”.

Из 209 выпускников 58 окончили школу с золотыми и серебряными медалями. Ежегодно более 95% выпускников школы поступают в вузы страны на бюджетной основе; некоторые продолжают обучение за рубежом.

Президентская стипендия в рамках программы “Дети России” вручена Алексеенко Людмиле, Верещагиной Алине и Костиковой Лизе. Президентской премией в рамках приоритетного Национального проекта “Образование” награждены Лукьянов Игорь и Куликов Никита.

– Как формировался преподавательский коллектив?

 

– Я считаю именно это главной заслугой и примечательностью школы-интерната, ибо творчество способно развиваться только в творческой атмосфере. На сегодняшний день коллектив педагогов составляет более 70 человек, каждый из которых профессионал своего дела и яркая личность. Среди преподавателей по дубининской традиции немало ученых Дальневосточного отделения РАН. Со многими институтами академии давняя связь: с Институтом информационных технологий, биологии моря, химии, геологии, ботаническим садом. Мы сотрудничаем с разными вузами Приморья. Более всего с ВГУЭС, ведь интернат является его кровным созданием. Он – наша альма-матер. Я, как директор школы-интерната, благодарю судьбу за то, что она свела меня с ректором Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Геннадием Иннокентьевичем Лазаревым – руководителем новой формации, который позволяет мечтать и реализовывать мечты, видит, понимает и принимает нестандартные решения, особенно в части финансирования. Это заслуга его и депутата Госдумы, заместителя председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Василия Ивановича Усольцева, что интернатская материально-техническая база – одна из лучших в России.

– Но ведь к вашей школе очень неравнодушно относится и администрация Приморского края?

 

– Школа-интернат для одаренных детей – это совместный проект администрации Приморского края и ВГУЭС. Администрация края финансирует текущее содержание школы-интерната.

Хочу поделиться радостью: 15 мая 2007 года школа-интернат № 2 для одаренных детей им. Н.Н. Дубинина получила официальное извещение об успешном завершении процедуры авторизации по международной образовательной программе “Школа международного бакалавриата”. Совместный проект ВГУЭС и департамента образования и науки администрации Приморского края разработан по поручению губернатора Сергея Дарькина. Школа-интернат ВГУЭС для одаренных детей имени Николая Дубинина стала десятой в России, получившей право на претворение этой уникальной программы, имеющей высокий международный авторитет. Зарубежные эксперты по достоинству оценили материально-техническую базу нашей школы с доступом в Интернет, информационную базу университетской библиотеки, безопасные условия для проживания школьников, а также высокий уровень подготовки педагогов.

Международный бакалавриат – это элитное среднее образование, которое рассчитано на ребят с хорошим английским языком и высокой мотивацией к учебе, планирующих получить образование на международном уровне. Новая программа откроет двери приморским школьникам более чем 150 университетов мира, включая Оксфорд, Кембридж, Гарвард и Сорбонну.

Обучение по дипломной программе международного бакалавриата рассчитано на старшеклассников: 10 класс - подготовительный, 11 и 12 классы – дипломная программа. По окончании выпускники получат на руки не один, а два официальных документа: аттестат Российской Федерации о полном среднем образовании и Диплом международного образца. Реализация этого проекта сделает образование в Приморье еще более качественным и конкурентоспособным. В сентябре 2007 года школа международного бакалавриата примет первых своих учеников.

– Желаем успеха в реализации всех ваших планов!

Николай БРАТЧИКОВ.Приморский край



← Назад в раздел