Мост над Золотым Рогом

 

О таком мосте через бухту            Золотой Рог во Владивостоке не мечтали ни царь всея Руси, ни всемогущие коммунисты, обещавшие превратить этот восточный форпост страны в подобие  прекрасного города Сан-Франциско. Целое столетие великие правители волновали душу владивостокцам  проектами «соединения» мыса Чуркин – рыбацкой стороны – с центром города, однако обещания выливались в пустопорожние постановления, а столица тихоокеанской окраины продолжала тратить огромные средства на 10-километровые объезды от центра до полуострова Голдобина, да на содержание паромов, поистине превращая загрязненный водный «Рог» в золотой.

И 17 млрд 901 млн рублей, которые теперь выделены на строительство, – это совсем не великие деньги. Однако, перелистав десятки томов нового проекта, составленного ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», можно смело сказать: о таком мосте мы и не мечтали. Собственно говоря, его представить невозможно, даже если познакомиться с иллюстрирующими картинками. Длина почти два километра от съезда до съезда противоположных берегов. Главная его часть – вантовый единственный пролет в 737 метров будет парить в воздухе над водами бухты на высоте 60 метров.  Под ним, как полагается, свободно и беспрепятственно будут проходить океанические суда-гиганты. Две мощные береговые опоры с железобетонными пилонами непоколебимо будут удерживать эту уникальную во всех отношениях конструкцию, для которой не страшны ни здешние удары тайфунов, ни коррозия от просоленной морской воды в период многолетней эксплуатации.

О том, каковы достоинства и особенности отнюдь не мифического, а уже вполне реального моста, к строительству которого приступил его генеральный подрядчик – «Тихоокеанская мостостроительная компания», с пристрастием расспрашивали журналисты центральных и местных СМИ его руководителя Виктора Гребнева на специальной июльской пресс-конференции.

 

Досье «Парламентской газеты на Дальнем Востоке»

Всю жизнь генеральный директор «Тихоокеанской мостостроительной компании» Виктор Григорьевич Гребнев готовил себя к тому, чтобы осуществить мечту владивостокцев – построить мост через бухту Золотой Рог. Закончив автодорожный факультет Хабаровского политехнического института по специальности «Мосты и тоннели», он нарабатывал опыт их сооружения на БАМе, строил дороги в Приморье и развязки во Владивостоке, сооружал автомобильные мосты на севере и юге края.

 

И что удивительно: за 30 лет мостостроительного дела Виктор Григорьевич, проводивший сотни, а то и тысячи планерок, рабочих летучек и собраний, с аудиторией «острого пера», оказывается, встречался впервые.

Журналисты – народ дотошный, которым надо не просто услышать, а увидеть, пощупать, допросить: где, когда, почему началось строительство не просто объекта № 1 программы подготовки к саммиту 2012 года, а живой мечты каждого жителя Владивостока всех поколений.

– Началом строительства считается подписание контракта, в котором определены и сроки начала работ, и суммы затрат, в нем четко даны все технические характеристики сооружения, – подтвердил Гребнев. – Единственная особенность, связанная с ускорением процесса возведения моста, в том, что рабочая документация будет поэтапно уточняться.

Уникальность заключается в вантовой системе основного и единственного пролета длиной в 737 метров. Все остальное – рядовые строительные «темы», которые мы решаем ежедневно.

Простота и даже какая-то обыденность в размышлениях командира генподрядчика несколько сбила с толку представителей прессы, вознамерившихся сообщить своим читателям про некие чудеса, граничащие с сенсационными сведениями. А тут – на тебе – «рядовые темы, которые строители решают ежедневно».

– Помимо искусственных сооружений над землей в данном грандиозном объекте присутствует и небольшая подземная часть порядка 300 метров – тоннель, строительство которого скоро создаст жителям Владивостока определенные неудобства, – признается Виктор Григорьевич. – Тоннель будет пробиваться открытым способом, и технологически придется перекрыть движение автотранспорта в районе известного всем фуникулера, откуда начнется северная часть моста через бухту Золотой Рог.

Проектом предусмотренных работ строительство первого сооружения продлится 450–500 дней: от начала и до сдачи объекта «под ключ». Но… (и никуда тут не деться!) «шоковая терапия» для движения городского транспорта продлится не более четырех месяцев. И то – с некоторым ограничением по улицам Суханова, Аксакова. Будет осуществляться объезд. Так что владивостокцам придется набраться терпения, чтобы пережить этот небольшой транспортный коллапс…

С такой постановкой дела трудно согласиться. И у «быстрых перьев» на пресс-конференции стали рождаться свои идеи «освобождения» общественного транспорта из предстоящих уличных пробок. Конечно, эти пробки вызваны не приездом очередного столичного чиновника, а жизненной необходимостью города у Тихого океана, зажатого с одной стороны горами и с трех сторон солеными водами заливов. Тем не менее, надо «проиграть», как в компьютерных играх, все варианты и взять на вооружение самые действенные.

Беспокоили прессу и вопросы: не окажется ли памятник гениальному Пушкину под мостом, как будет чувствовать себя памятник морякам торгового флота и что будет с жителями четырехэтажного дома, который пойдет под снос?

– Масштабное строительство не может проходить безболезненно: для кого-то это слезы огорчения, из-за того, что попали «под снос», а для других, наоборот, что не попали. Но для всех горожан – великая радость преображения лица города, – убеждает прессу генеральный директор «Тихоокеанской мостостроительной компании». – А для нас – мостостроителей – почетное право возвести в сердце Владивостока очередное грандиозное сооружение, которое расправит скованные плечи историческому и прекрасному Владивостоку.

У «Тихоокеанской мостостроительной компании» достаточно профессионального опыта для подобных сооружений, несмотря на то, что равных ему по масштабности и сложности нет в России.  Возводить мост поручено таким асам своего дела, как Иван Никанорович Тюришев, который арматурщиком у нас проработал 46 лет. Сам я занимаюсь мостами 30 лет.

А то, что мы будем привлекать иностранцев – это вовсе не грех! – размышляет Виктор Григорьевич. – Даже исходя из того, что не стоит изобретать велосипед, если он уже давно изобретен. На вантовую систему, конечно же, будем искать знающих иностранных специалистов для монтажа. Это нормальные вопросы во всех странах. Такие сооружения строят во всем мире с привлечением иностранных специалистов. В России ни одна компания не сооружает ванты. В мире есть только шесть компаний, с которыми проведем переговоры и возьмем самую достойную. Строительство моста будет осуществляться в 6 этапов.

Досье «Парламентской газеты на Дальнем Востоке»

«Тихоокеанской мостостроительной компании» уже 50 с лишним лет. Ее предшественник – 468-й мостопоезд начинал строить щебеночный завод и путепровод еще в Свердловске. Потом тянул Алтайскую железную дорогу и сооружал мост через реку в Искитиме. А когда его мощности перебросили на Дальний Восток – в Уссурийск, открылся простор для деятельности на все четыре стороны: сооружали большие и малые автомобильные и железнодорожные мосты. Все важнейшие промышленные «точки» на карте региона не обходились без мостостроителей – инженерные сооружения для Лучегорского угольного разреза, целый комплекс путепроводных развязок во Владивостоке. Многого стоит одно то, что «под крылом» ТГМК в свое время при строительстве ставшей удобной, оперативной «развязкой» региональной автомагистрали Чита – Хабаровск – Владивосток – Находка – Некрасовского путепровода, находилось 30 подрядных организаций, чтобы губернаторский объект досрочно сдать в эксплуатацию. И такой армадой строителей Тихоокеанской мостостроительной компании надо было грамотно и четко управлять…

 

Шесть этапов сооружения уникального вантового моста через бухту Золотой Рог, упирающегося одним концом-съездом в тоннель у фуникулера, а другим, выходящим на улицу Калининскую, по словам генерального директора, будут успешно и к сроку – саммиту АТЭС – пройдены. И не должно возникать никаких сомнений.

Именно об этом говорилось на выездном губернаторском совещании рабочей группы по строительству объектов саммита АТЭС у начального этапа – фуникулера, где строители уже развернули свою технику и стали готовить площадку под строительство моста через бухту Золотой Рог. В его работе приняли участие губернатор края Сергей Дарькин, вице-губернаторы, глава администрации Владивостока, представители командования ТОФ, ГИБДД, проектных и подрядных организаций. Здесь впервые был представлен график сооружения моста, рассмотрен вопрос закупки строительных материалов, задача составления оптимальных поставок металлоконструкций и инертных материалов. Участники очень предусмотрительно повели речь об организации комфортных условий для рабочих. Их в пиковые дни здесь будет трудиться более 1,5 тысяч.

Рабочая группа по строительству объектов саммита АТЭС одобрительно отнеслась к тому, чтобы не дожидаться при начале строительства тоннеля возникновения пробок, а рекомендовала городу параллельно принять целый ряд рациональных мер: отремонтировать вышедшие из строя дороги, подготовить новые объездные пути. И, не откладывая в «долгий ящик», городской и краевой администрации приступить к предоставлению квартир для жителей, чьи дома подлежат сносу.

Это хорошие условия для спокойной и размеренной работы генподрядчика на первом этапе строительства моста – тоннельном.

Валентина Братчикова.

г. Владивосток

 



← Назад в раздел