За ширмой политики – конкретные дела

 

Среди «долгожителей» законодательной власти из дальневосточниц в последние годы широко известны две Светланы – Орлова и Горячева. А в самом начале третьего тысячелетия на законодательный небосклон России яркой звездой взошла Галина Буслова из Амурской области.

У этой москвички из Нарофоминского района, преподавателя русского языка и литературы, кандидата педагогических наук, выросли крылья для политического взлета лишь после окончания Ленинградского авиационно-технического училища и Санкт-Петербургской ордена В.И. Ленина Академии гражданской авиации – по специальности эксплуатация воздушного транспорта. После высшей «небесной» школы она своими хрупкими плечами потеснила мужские ряды в структуре министерства гражданской авиации Туркменского управления, а затем вырвалась на «взлетную полосу» Благовещенского авиапредприятия – сначала заместителем директора по экономике, потом и генерального директора ООО авиационного коммерческого агентства «Авиатраст» и. наконец, сделала прорыв в верхние слои руководящей «атмосферы», став генеральным директором государственного унитарного предприятия «Аэропорт Благовещенск».

Имеющий крылья не может не брать новые высоты: проявив себя как умелый организатор, сочетающий отличные знания производства и способность управлять большими трудовыми коллективами, Галина Семеновна освоила методику ликвидации неразрешимых экономических и социальных проблем, научилась добиваться совершенствования производства через внедрение современных технологических методов управления. В рыночных условиях таких асов долго приземленными к регионам не держат. Обеспечив для аграрной области беспосадочную пассажирскую авиасвязь между Благовещенском и Москвой, Буслова, действуя как депутат трех созывов Амурского областного совета депутатов, вольно или невольно (по законному избранию) становится председателем Совета народных депутатов Амурской области.

Трудно перечислить все большие и малые дела, что она совершила на этом посту, отмечая которые, ее в декабре 2001 года избирают членом Совета Федерального Собрания РФ от законодательного органа власти Амурской области.

Избирают, состояла, направили… Эти административные определения не к характеру Галины Семеновны: на каждом этапе своей производственной и законотворческой деятельности она выступает в качестве созидательного лица для блага региона. С огромным деловым багажом она ступила на стезю служения региону, которому отдала столько сил. Шесть с лишним лет являлась первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению. Вела направление по бюджету РФ, аудиту, лизингу, финансовому мониторингу. Состояла в пяти комиссиях Совета Федерации, входила в состав различных межрегиональных рабочих групп, комиссий и советов. В своей законотворческой деятельности особое внимание уделяла приоритетным национальным проектам на Дальнем Востоке и работе на окраинных территориях социально значимых законов.

Опыт, скопленный годами, позволил Галине Семеновне занять должность советника председателя Совета Федерации, обеспечивать тесное сотрудничество палат СФ, взаимодействие с правительством и разрабатывать глубокие информационно-аналитические анализы, направленные на перспективную работу с регионами.

Корр.:«Парламентской газете на Дальнем Востоке» хотелось бы высветить глобальную сферу работы Совета Федерации именно в регионах. Конечно же, нас интересует Дальний Восток.

Г.С. Буслова: – У Совета Федерации, его Комитета верхней палаты по делам Федерации и региональной политике есть своеобразная форма взаимодействия с местной властью – проведение «круглых столов», посвященных совместной выработке стратегии региональной политики, социально-экономическому развитию субъектов РФ и их бюджетной обеспеченности. Поскольку продолжается процесс разграничения между уровнями публичной власти, хотелось бы отрегулировать проблемы полного финансового обеспечения переданных полномочий. И не только их. Исполнительная власть снизу доверху еще слабо занимается конкретными человеческими проблемами непосредственно в регионах. Можете сказать: для этого есть Министерство регионального развития. Но оно еще недостаточно сильно и вездесуще, чтобы решить тысячи проблем. Тут, безусловно, необходим закон «О региональной политике», который за многие рыночные годы так и не отработан. Он, конечно же, помог бы отрегулировать взаимодействие Совета Федерации с субъектами, получить четкую информацию с мест и быстро реагировать на всевозможные сбои.

– Вы затронули довольно больной вопрос: бюджетной обеспеченности в современных условиях – не все способны, особенно на Дальнем Востоке, стать самодостаточными регионами.

– Самодостаточность – главная задача региональной политики нашего государства, ибо, если сейчас более половины субъектов – дотационные, то о какой сильной стране можно вести речь? Вырваться из финансового плена в условиях, когда доходные обязательства растут, а доходная база сокращается, маловероятно. Собственных средств в регионах едва хватает на решение текущих задач. И опять я возвращаюсь к тому, что тут как воздух нужен закон «О региональной политике», без которого невозможно строить цивилизованные отношения центра и регионов.

Именно об этом говорилось в январе 2008 года в верхней палате парламента на заседании «круглого стола» по теме «Об укреплении доходной базы бюджетов субъектов РФ по реализации полномочий». Выступающие критиковали нынешнюю налоговую практику, когда деньги сначала идут в центр, а уже затем центр распределяет их между субъектами. Совет Федерации вновь предлагает правительству передать регионам часть сборов от НДС, а также увеличить их долю в поступлениях от налогов на прибыль и на добычу полезных ископаемых. Как оно отреагирует – жизнь покажет. Но Минфин отреагировал однозначно: подобная «механическая» передача доходов от одних бюджетов к другим для ведомства неприемлема!

Но ведь на «круглый стол» собрались не сторонние руководители – свои соображения на этот счет прислали более 60 регионов страны. Выступающие законодатели, представители федеральных и региональных органов государственной власти и управления, научные организации указывали и на принятие рациональных мер по укреплению собственной доходной базы субъектов РФ.

– Очевидно, одной из «рациональных» мер финансовой стабилизации в последнее время является политика объединения нескольких мелких регионов в один крупный?

– Помните, ельцинская эпоха устроила «парад суверенитетов», наплодив 89 регионов. Только не ведают, как с таким «суверенитетом» справляться. В том, что слияние идет на пользу экономике, показал год совместной жизни Камчатской области и Корякского национального округа под флагом Камчатского края. Теперь, после ухода с губернаторского поста Романа Абрамовича, поговаривают: а не объединить ли Чукотку с Магаданом?

Братание и административные объятия хороши, если продуманы, обсуждены на референдумах. И, как точно подчеркивает председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политики Р.З. Алтынбаев: «Перед укрупнением необходимо проводить тщательные экономические расчеты краев и областей, подпадающих под объединение… Нельзя сливать богатого с бедным или бедного с бедным. В обоих случаях результат не оправдает ожиданий».

– Не знаю, насколько возможен и необходим союз Магадана и Чукотки, но то, что в конце июня Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов на примере Магаданской области провел свое выездной заседание по вопросу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы и ее роль в развитии экономики субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ: проблемы и перспективы», чрезвычайно полезное, экономически целесообразное мероприятие!

– Более того, на выездном заседании присутствовало представительство Министерства природных ресурсов, агентства по недропользованию, Министерства регионального развития, научных и производственных организаций, других регионов Дальневосточного федерального округа.

Комитет СФ в Магадане отметил: в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы накопился целый ряд длительное время не решаемых проблем, многие из которых носят системный характер. За прошедшие полтора десятка лет в результате многократного сокращения работ по геологическому изучению недр, особенно ранних стадий, мы получили ситуацию, когда прирост запасов не компенсирует их добычу…

Очень удобно увеличивать запасы путем перерасчетов в тиши кабинетов, но, например, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» надо наполнять реальной нефтью, а ситуация с этим, как всем известно, очень не простая.

Но как ее решить, если по Дальнему Востоку из 339 геологоразведочных организаций, объединявших 73000 профессионалов, осталось всего лишь 5000 человек! Их средний возраст 50 лет. 25 % работающих – пенсионеры.

Итак: кадры – проблема! Техническое обеспечение – проблема! Необходимо также в значительной степени реформировать закон Российской Федерации «О недрах».

– Разведка запасов чрезвычайно важна, но не менее важно освоение этих запасов… Тут без автомобильных,  железных дорог, обустройства выходов к морю не обойтись.

– Дороги для Дальнего Востока – это все: и нынешняя экономическая и социальная жизнь, и инвестиции – российские и иностранные, и стратегия развития регионов, и выполнение долгосрочных программ. Вот пример: нынче у Республики Саха (Якутия) на «балансе» 30 000 километров автомобильных дорог, из которых добрая половина – временные автозимники. Для сохранения действующей сети автомобильных дорог республики, ее развития и модернизации в экстремальных климатических условиях требуется ежегодно не менее 3,2 млрд рублей. Вместе с тем, в последние годы объемы субсидий, выделяемых из федерального бюджета на строительство и реконструкцию региональных автодорог, сокращаются.

В Магадане сеть дорог в 12 раз короче якутской. К 1 декабря 2008 года предполагается ликвидировать грунтовые разрывы на участке автодороги «Колыма», что позволит иметь круглогодичное автотранспортное сообщение между Магаданом и Якутском. На Чукотке нужны хорошие дороги – там плотность дорог с твердым покрытием – один километр на тысячу кв. км, что в 13,8 раз меньше этого показателя по России. Из 37 национальных сельских пунктов округа 30 не имеют сообщения по автомобильным дорогам с твердым покрытием.

И вообще, Россия очень обязана Северу и Дальнему Востоку. Здесь поистине живут героические люди: что ни возьми – от социального положения до промышленного и транспортного обеспечения – все в несколько раз ниже общероссийского уровня. Неслучайно до сих пор не стихает демографический отток, устроенный в 90-х годах нашими «великими» стратегами-экономистами.

Мы теперь призываем туда переселенцев и тратим огромные средства на их переезд, а надо бы, прежде всего, удержать лучших специалистов в северных регионах, создав людям надлежащие условия жизни.

- Наша газета именно об этом говорила в своем предыдущем специальном выпуске «Сияние Севера»…

- Российский Север и Дальний Восток действительно придают России своеобразное экономическое сияние для нынешней политики взаимодействия со странами АТР, особенно с Японией и Китаем. Недаром Китай предлагает создать единый экономический блок на российском Дальнем Востоке. Именно здесь – в приграничье – Китай и Россия обладают очевидными преимуществами в плане географии, политики, человеческих и природных ресурсов для развития двустороннего сотрудничества.

Мне кажется, неоценимое значение для развития Дальнего Востока и в том числе Арктического Севера страны будут иметь пуск в строй нефтегазопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», автотрасса века «Амур», проходящая через мою Амурскую область, строительство якутской железной дороги, мощных перегрузочных комплексов в тихоокеанских портах. Все это, в конечном счете, приведет к новой экономической политике на российских берегах Тихого океана, к развитию перерабатывающей промышленности, в том числе профилирующей – рыбной.

Во Владивостоке в июле 2008 года второй раз состоится Тихоокеанский экономический конгресс с участием представителей секретариата АТЭС. Думается, что этот конгресс впоследствии вырастет, окрепнет и по мощности и значимости сравняется с Санкт-Петербургским и Байкальским международными экономическими форумами, так как запуск в экономическом потоке российской политики такой площадки на Тихом океане перед саммитом АТЭС во Владивостоке назрел.

Новый формат экономического диалога по самым актуальным темам будет соответствовать ожиданиям мирового инвестиционного сообщества в связи со смещением приоритетов и переосмыслением места и роли Дальнего Востока России в экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Валентина Братчикова.

Владивосток - Москва - Владивосток

 



← Назад в раздел