Республиканская общественно-политическая газета "Якутия"

 

Вместе с Россией

Не ошибусь, если скажу, что с газеты, которая представлена сегодня на этой полосе, ведет свое летоисчисление профессиональная журналистика Республики Саха. В прошлом году «Якутии» исполнилось 90 лет. Солидный возраст! Многое поменялось за девять десятилетий, но осталось главное: сотрудники редакции всегда были на передовой, рассказывали об основных событиях, о людях, которые множили славу республики, о главных вехах исторического пути, которым Якутия прошла вместе со страной.

Работу любого издания можно оценивать по-разному. По времени функционирования, по количеству номеров, по качеству работы. Однако в нашем случае, без ложной скромности, все три фактора играют за «Якутию». Долгие годы считалось, что газету создавали большевики, отбывавшие ссылку в нашем северном крае, – Емельян Ярославский, Григорий Петровский, Серго Орджоникидзе. Но правда истории – великая вещь, и сегодня с полным правом можно сказать, что «у руля» газеты стояли и такие видные представители социал-демократического движения России, как Григорий Охнянский и Виктор Бик.

Менялась власть, и вместе с ней менялась газета. Только по одним названиям можно судить, какие исторические процессы происходили в республике и стране: «Социал-демократ», «Якутская правда», «Красный Север», «Ленский коммунар», «Автономная Якутия», «Социалистическая Якутия», «Республика Саха» и просто «Якутия». Как бы ни называлась газета и в какое бы время ни выходила, ее всегда делали настоящие профессионалы. На ее полосах находят отражение и общественно важные события республики, и заботы простых читателей, о чем во все времена свидетельствует редакционная почта. Есть вклад корреспондентов редакции в развитие промышленности и сельского хозяйства, культуры и здравоохранения, науки и образования северного края. Особой вехой стала история золотого Алдана. В годы Великой Отечественной газета была инициатором многочисленных акций по сбору теплой одежды и продовольствия для бойцов, одним из организаторов сбора средств для формирования танковой колонны «Советская Якутия». После войны собственные корреспонденты редакции «прописались» на самых важных объектах: буровых полигонах, Вилюйской ГЭС, на алмазных карьерах и фабриках, на станциях малого БАМа и стройках Заполярья, Южной Якутии.

И сегодня коллектив редакции газеты, бережно храня и приумножая замечательные профессиональные традиции, стремится быть в авангарде всех дел, которыми живет республика. Примечательно, что в прошлом году, знаменательном для Якутии прежде всего 375-летием вхождения в состав Российского государства, появился абсолютно конкретный государственный документ, одобренный президентом и правительством Российской Федерации, – «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Ознакомление с содержанием Схемы, идеологией, которая в нее заложена, позволяет сказать, что они дают широкое представление о недалеком будущем республики, в которой взят крутой разворот ее экономики на новый курс. В нынешнем понимании якутян и всех россиян он связан со страной не только масштабностью и значимостью происходящих перемен в Российской Федерации,  и той ролью, которую Якутия призвана сыграть в решении стратегически важных для государства задач на его дальневосточном рубеже. Стратегия развития Якутии была разработана по прямому поручению Владимира Путина, которое он дал руководству республики во время своего визита в Якутск в январе 2006 года. Наша схема гармонично вошла и стала частью федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Говоря о консолидированном, объединенном обществе, можно опять же вернуться к 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. Этот исторический акт имел огромное прогрессивное значение как для народов, населяющих республику, так и для России. Основанный Петром Бекетовым Якутский острог стал форпостом, обеспечившим выход к берегам Тихого и Северного Ледовитого океанов, освоение новых территорий на северо-востоке Азии и в Америке. Из Якутска начинали свои походы Ерофей Хабаров, Семен Дежнев, Владимир Атласов и многие другие.

 Ну а подтверждением творческих возможностей редакции только за последние два года стали победа в номинации «Лучшее общественно-политическое издание» на фестивале СМИ «Вся Россия» и вручение почетного Знака отличия «Золотой фонд прессы России-2007».

Георгий СПИРИДОНОВ,

первый заместитель главного редактора газеты «Якутия».

 

Акценты смещаются

Приход четыре года тому назад на территорию республики одного из крупнейших российских недропользователей – ОАО «Сургутнефтегаз» стал отправной точкой превращения нашего региона в один из центров нефтегазовой отрасли востока России. Логическим продолжением этого процесса явилось начало строительства магистрального трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». В этом году запланированы поступление туда первой нефти на Ленском участке и её перекачка в сторону Усть-Кута. Но, как показала ситуация последних лет, для заполнения трубопровода на всём его протяжении и последующей бесперебойной работы в заданном технологическом режиме необходимы  поиск, обустройство и ввод в эксплуатацию новых месторождений углеводородного сырья на прилегающих к нему территориях. Важная роль в этом процессе отводится геофизикам, одним из первых ступающим на необъятные просторы якутской тайги.

Их представители появились в западной части Ленского района Якутии одновременно со специалистами «Сургутнефтегаза» и на первых порах вели доизучение тех площадей, геофизическое исследование которых было произведено ещё в советский период. Результатом этой работы стали нынешние лицензионные участки, где сейчас полным ходом идут буровые работы. За этот период у нас были сформированы и приступили к работе пять Витимских сейсморазведочных партий многопрофильной геофизической экспедиции ОАО «Хантымансийскгеофизика». И если первые три года основной упор в их производственной деятельности был сделан на Талакан и прилегающие к нему площади в западной части Ленского района, то впоследствии внимание руководства было обращено на восток. Здесь в зону предстоящих геофизических исследований  наряду с Ленским  также попали территории Мирнинского, Сунтарского и Олёкминского районов.

Часть этой зоны уже изучена в 70-80-х годах прошлого века, другую предстоит исследовать практически с нуля. С этой целью летом начинается вырубка леса и пробивка профилей на отведённых участках. Сюда по мере промерзания грунта в конце октября заходит специальная техника, вибраторы которой посредством ударов вызывают колебания земной коры. Далее эти колебания улавливаются датчиками развёрнутого на исследуемой территории оборудования, именуемого специалистами косами. После первичной обработки геофизиками данных сейсмических исследований, её результаты отправляются в головное предприятие, базирующееся в Ханты-Мансийске. Там после получения окончательных данных принимается решение о дальнейшей участи исследованной территории. Если она потенциально нефтегазоносна, то далее к работе на ней приступают вышкомонтажники, а затем и буровые бригады.

В полевой сезон 2007/2008 года к своей работе к западу от Талакана и Чаянды приступили три сейсмопартии, исследовавшие площади от Средней Ботуобии до Турукты. Одна из них – ВСП-1 – в течение зимы прошла 700 погонных километров и полностью справилась с поставленной работой к началу апреля. Маршрут профиля проходил вдоль Батамайской трассы, далее поворачивая в направлении Беченчи. Там, перейдя Нюю в районе летника Улахан-Хоте, сотрудники партии миновали границу Ленского района, углубились на территорию соседей-сунтарцев и продолжили сейсморазведку запланированной к изучению территории. К концу мая с аналогичной задачей справились другие партии, исследовав в течение зимы 2330 погонных километров территории Западной Якутии.

В настоящее время весь подвижный состав партий передислоцирован на базы, их сотрудники ожидают результатов тендера, проводимого Управлением по недропользованию по РС(Я) Федерального агентства по недропользованию, по результатам которого станут известны как площади, так и объёмы работ следующего полевого сезона. Как отметил заместитель начальника ВСП-1 Иван Артюшевский, в связи с активизацией усилий по геологической разведке огромных пространств не только Якутии, но и прилегающих территорий Иркутской области и Красноярского края, особенно с состоявшимся недавно приходом на территорию республики РАО «Газпром», геофизики могут рассчитывать как на большие объёмы, так и на стабильную работу на исследуемых площадях.

Сергей БОРИСОВ.

 

На «Дети Азии» с «Якутией»

Официальным авиаперевозчиком на IV международных спортивных играх «Дети Азии», которые пройдут в Якутии с 3 по 14 июля, определена республиканская авиакомпания «Якутия». 14 воздушных судов с символикой Игр на борту будут обслуживать спортсменов, судей, гостей соревнований.

– Это самолеты ТУ-154, «Боинг»-757, Ан-140, Ан-24, – рассказывает первый заместитель генерального директора авиакомпании «Якутия» Павел Удод. – Заезды в Якутск начнутся с 30 июня по 8 июля, выезд участников соревнований запланирован до 15 июля.

Как проинформировал далее Павел Викторович, авиакомпанией дополнительно организовано 14 рейсов на маршрутах Москва – Якутск, Чита – Якутск, Хабаровск – Якутск, Иркутск – Якутск, Владивосток – Якутск, Нерюнгри – Якутск, Улан-Удэ – Якутск, Благовещенск – Якутск. Для перевозки участников Игр введено несколько чартерных рейсов Улан-Батор – Якутск, Тяньцзинь – Якутск, Сеул – Якутск.

На спортивных рейсах делегациям авиакомпанией предоставлена скидка от 30 до 40 процентов. Каждому пассажиру во время полета будет вручен сувенир с символикой Игр. Кстати, авиакомпания «Якутия» отказалась реализовывать сувениры (а их четыре тысячи) за деньги. Взяв финансовую нагрузку на себя, она преподнесет их в качестве презента на память о пребывании в нашей северной республике.

Во время спортивных полетов авиакомпания несколько изменит правила сервиса на борту. А именно: на период проведения Игр на рейсах авиакомпании будет приостановлена реализация вина в эконом-классе. В бизнес-классе все остается по-прежнему. Для пассажиров на этот же период разработано специальное меню, оно несколько отличается от традиционного. Всего на рейсах «Якутии» во время Игр планируется перевезти 2,5 тысячи участников.

Как известно, «Дети Азии» будут проходить в трех городах республики. На линии Якутск – Мирный юных спортсменов будет обслуживать Мирнинское авиапредприятие АК «АЛРОСА», на направлении Якутск – Нерюнгри – авиакомпания «Якутия».

Как сообщил Павел Удод, летнее расписание формировалось с учетом IV Международных игр «Дети Азии», подготовка шла заблаговременно, поэтому все должно быть отработано как положено, без срывов и замечаний.

Что касается самой напряженной линии Якутск – Москва – Якутск, то с 26 июня авиакомпания начинает выполнять на этом направлении 11 рейсов в неделю, то есть дополнительно вводятся еще четыре рейса.

Ирина ЛИХАУ.

 



← Назад в раздел