«Аэропорты Севера» - шаг в будущее гражданской авиации

 

Если говорить коротко, то казенное предприятие – это государственное предприятие, в продукции которого нуждается государство, но в силу разных причин доходы от реализации этой продукции превышают расходы на её производство. Поэтому государство компенсирует разницу между расходами и доходами данного предприятия из государственного бюджета.

Эта достаточно простая формулировка имеет ряд ограничений, направленных на сохранение необходимого государству производства:

″       В первую очередь это утверждение собственником программы деятельности предприятия на год и среднесрочный период и только после этого – утверждение сметы доходов и расходов предприятия;

″       Это передача имущества предприятию в оперативное управление, а не в хозяйственное ведение, что не исключает возможность распоряжения имуществом по согласованию с собственником и в то же время позволяет это имущество изъять в случае нецелевого или неэффективного использования;

″       Это субсидиарная ответственность государства по обязательствам казенного предприятия, исключающая возможность  банкротства.

Разумеется, есть и другие ограничения, как и отличия от государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Не буду так же расшифровывать условия, которые определяют государственную необходимость производства продукции, – они достаточно подробно изложены в Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Казенные предприятия в России были всегда:

В дореволюционной России существовали казенные предприятия, по умолчанию предполагавшие «государственные, монопольные, финансируемые из бюджета», было и понятие «казенный человек», причем не чиновник – государственный служащий, а именно «работный человек», получающий заработную плату из казны.

Понятно, что в первую очередь это относилось к армии и военному производству.

В советское время понятие «казенное предприятие» отсутствовало, однако, по сути, все государственные предприятия (а других не было) были государственными казенными предприятиями. Достаточно вспомнить планово убыточные предприятия.

Понятие «казенный завод» возродилось с момента провозглашения суверенитета Российской Федерации постановлением правительства России.                                                                                                                                          

Сегодня нормотворческими документами, определяющими создание и деятельность казенных предприятий, являются Гражданский кодекс РФ, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях,  постановление правительства РФ от 15 декабря 2007 года № 872.

Что касается нашего федерального казенного предприятия, то хочу подчеркнуть, что оно создано путем изменения вида и наименования ранее действовавшего государственного унитарного предприятия «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)», при этом в соответствии с гражданским законодательством данная процедура реорганизацией не является.

Причины создания ФКП достаточно глубоки и требуют пояснений:

В той или иной мере транспортная дискриминация населения северных районов России, особенно её арктических районов, в силу геоклиматических, экономических, технологических и социальных причин была всегда. Однако поступательное развитие транспортной системы постоянно наращивало возможности населения в обеспечении права на передвижение.

К началу 90-х годов прошлого века был достигнут определенный (и неплохой) уровень транспортного обеспечения арктических территорий страны и Республики Саха (Якутия) в частности.

Достаточно сказать, что в 1991 году в Республике при населении около 1 млн человек, воздушным транспортом было перевезено 2,5 млн пассажиров. В период максимального спада авиационные перевозки составляли около 460 тыс. пассажиров, внутрирайонные полеты практически были прекращены.

Сегодня общие авиаперевозки составляют около 700 тыс. пассажиров, на долю внутрирайонных  перевозок приходится порядка 50 тысяч.

Однако необходимость обеспечения населения транспортными услугами сохранилась, в результате чего из-за отсутствия альтернативных транспортных возможностей полеты воздушных судов в малые северные аэропорты стали выполняться с интенсивностью от одного раза в день до одного раза в две недели, некоторые аэропорты прекращали свою производственную деятельность в зимний период, когда открывались автозимники.

Системный экономический кризис 90-х годов прошлого века настолько усугубил ситуацию, что речь шла о ликвидации части аэропортов. В Республике Саха (Якутия) за период 1995-2005 годов из реестра гражданских аэропортов были исключены 10 аэропортов. В России это количество измеряется сотнями.

Параллельно федеральные авиационные власти России в течение ряда лет начала ХХI века ужесточали требования к содержанию аэропортов, особенно в части авиационной безопасности и аварийно-спасательного обеспечения.

В результате аэропорты, не имеющие собственных средств даже на поддержание эксплуатационной годности, стали не соответствовать федеральным авиационным правилам, не могли сертифицироваться и получить лицензии на отдельные виды деятельности. Возникла вероятность прекращения деятельности аэропортов не только по экономическим показателям, но и по несоответствию требованиям безопасности полетов.

Вопрос участия государства в поддержании деятельности северных аэропортов с малой интенсивностью полетов стал настолько очевиден, что начиная с 2002 года из бюджета Республики Саха (Якутия), в собственности которой находились региональные аэропорты, ежегодно стало выделяться порядка 80 млн рублей на текущее содержание аэропортового комплекса.

Это сдержало ситуацию, но остановить её развитие уже не могло.

Поэтому в 2004 году по указу президента Республики Саха (Якутия) было создано региональное государственное унитарное предприятие «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия), призванное объединить большую часть аэропортов РС (Я), сохранить действующие малые аэропорты, обеспечить инфраструктуру для выполнения внутрирегиональных и внутрирайонных  авиаперевозок.

В настоящее время предприятие объединяет 23 аэропорта из 32, расположенных на территории республики. Территория, на которой размещены наши аэропорты составляет 2/3 территории Республики, или два миллиона квадратных километров.

Предприятие представляет вертикально интегрированную структуру управления аэропортами, позволяющую оптимизировать численность персонала за счет централизации обеспечивающих подразделений, применять единую финансовую и техническую политику.

 С момента создания предприятия началась процедура сертификации аэропортов, было закуплено и установлено светосигнальное оборудование во всех аэропортах, приобретено досмотровое оборудование для обеспечения авиационной безопасности.

Стабилизировалась производственная деятельность, даже с учетом того, что процедура ликвидации ранее действовавших самостоятельных аэропортов значительно  растянула по времени процедуру становления предприятия, а конкурсное производство в ряде аэропортов потребовало значительных финансовых ресурсов.

Двухлетний опыт работы предприятия показал новые  проблемы:

″       Социальная необходимость сохранения северных аэропортов и посадочных площадок, особенно в арктической зоне региона, вышла на уровень федеральной проблемы;

″       Выяснилось, что поддержание эксплуатационной годности аэропортов, а тем более приведения инфраструктуры аэропортов к нормам федеральных авиационных правил не под силу не только бюджету предприятия, но и региональному бюджету;

″       Остро встал вопрос полной неопределенности содержания и управления посадочными площадками, которых на территории региона более двухсот.

Поэтому по инициативе и при личном участии президента РС (Я) В.А. Штырова по итогам визита в 2006 году в Республику Саха (Якутия)  президента России  В.В. Путина было принято решение о передаче имущества Дирекции аэропортов Республики Саха (Якутия)  в федеральную собственность с условием финансирования деятельности из федерального бюджета.

Кроме личного участия президента и правительства Республики вопросами создания предприятия занимались министр транспорта РФ, министр финансов РФ, первый заместитель председателя правительства России. Финансовые средства на реорганизационные мероприятия аэропортового комплекса Республики Саха (Якутия) и его содержание в бюджете РФ были предусмотрены еще в августе 2006 года.

Тем не менее с момента поручения президента РФ до выхода распоряжения правительства России о изменении вида и наименования государственного унитарного предприятия «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» на федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» прошло почти два года.

Специально оговорюсь, что финансирование деятельности предприятия в 2007 году производилось за счет бюджетных кредитов Республики Саха (Якутия) с последующей гарантированной компенсацией за счет субсидии федерального бюджета.

В течение 2007 года выполнялась работа по приведению аэропортов предприятия к требованиям федеральных авиационных правил, в том числе реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Черский; ремонт в Алдане, Батагае, Усть-Мае; строительство и ремонт гаражей в Нюрбе, Магане, Хандыге, Среднеколымске; служебно-пассажирских зданий в Зырянке, Чокурдахе; начато строительство вокзала в Усть-Нере и так далее. Выполнены строительно-монтажные работы на общую сумму 130 млн рублей.

Закуплено порядка 30 единиц специальной автотехники на общую сумму 60 млн рублей.

Данная работа проводится не спонтанно, а на основании среднесрочной программы развития аэропортов Республики Саха (Якутия), разработанной по заявке предприятия хабаровским институтом «Дальаэропроект». Программа получила одобрение правительства Республики Саха (Якутия) и положительное заключение Главгосэкспертизы Российской Федерации.

Уже в 2008 году закуплено около десятка специализированных пожарных автомобилей, проведены курсы повышения квалификации около 15% персонала предприятия, объявлен конкурс на приобретение 40 спецавтомобилей. Принято решение о присоединению к нашему предприятию аэропорта Жиганск.

Таким образом можно сказать, что две из трех вышеперечисленных проблем в стадии решения.

Абсолютно противоположная картина складывается с авиационными площадками.

Ранее посадочные площадки были структурными подразделениями базовых аэропортов местных воздушных линий и в большинстве своем назывались неклассифицированными аэродромами.

Сегодня в нормативно-правовой базе РФ упоминание о посадочных площадках есть только в Воздушном Кодексе, и то – это определение. Поскольку площадки остались вне правового поля страны, их существование зависит только от доброй воли глав районных и местных муниципальных образований. Во многих районах региона это привело к закрытию площадок, в некоторых содержатся вертолетные площадки для обеспечения санитарных заданий, а заодно и для вывоза пассажиров. Понятно, что о регулярных пассажирских перевозках здесь не может быть и речи, поскольку стоимость билета на вертолет в два раза выше.

Необходимо принятие решения о включении в перечень гражданских аэродромов России так называемых неклассифицированных аэродромов с целью обеспечения их юридического статуса и решения вопроса о финансировании содержания этих площадок.

Конечно, проблемы есть всегда. Это и специфическая проблема ФКП о существующем порядке финансирования, определяющем значительные кассовые разрывы и как результат – невыполнение производственной программы предприятия из-за отсутствия финансовых средств. Это и общая для всех малых аэропортов проблема необходимости дифференцирования требований федеральных авиационных правил для аэропортов с разной интенсивностью полетов…

Однако мы видим, что результаты деятельности предприятия в 2007 - 2008 годах позволяют уверенно сказать о правильности принятого правительством Российской Федерации решения. Видим мы это и потому, что к нам обращаются представители авиационных властей Амурской, Иркутской областей, Красноярского края, Чукотки с просьбой оказать методическую помощь по созданию подобных предприятий в регионах, а в ряде случаев – о присоединении к нашему предприятию.

Министерством транспорта России  опыт нашей работы признан положительным, и уже озвучено решение об увеличении количества северных аэропортов, которые будут работать в рамках федеральных казенных предприятий, до 92.

В каком виде это будет выполнено – путем расширения нашего предприятия или путем создания новых – покажет время.

г. Якутск

 



← Назад в раздел