Маршруты «Полярных авиалиний»

  

– Уже одно название «Полярные авиалинии» говорит об исключительной задаче, возложенной на «крылья» вашей компании. Расскажите о ней подробнее.

– «Полярные авиалинии» родились по указу первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева 16 июня 1997 года, объединив Батагайское, Чокурдахское, Тиксинское и Колымо-Индигирское авиапредприятия, а также национальную авиакомпанию «Саха Авиа» в единое мощное предприятие. Именно ему было суждено стать правопреемником прославленной полярной авиации всей Якутии.

Обратите внимание на карту республики: география полетов авиакомпании распространяется на 80 процентов ее территории – это 11 арктических улусов, включающих около ста населенных пунктов, в том числе и самые отдаленные, куда добраться можно только воздушным транспортом.

Парк воздушных судов «Полярных авиалиний» состоит из самолетов Ан-24, Ан-26-100, Ан-2 и Ан-3Т, вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ.

Основные направления работы авиакомпании – выполнение социально-значимых пассажирских перевозок, доставка продуктов и почты в северные улусы, срочная медицинская помощь, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обслуживание полярных станций и научных экспедиций. Показательным в этом плане стал международный проект «Тара-Арктик 2007-2008», приуроченный к Международному полярному году. Участники экспедиции провели в Северном Ледовитом океане два года, занимаясь изучением климата высоких широт и его изменений.

Обслуживали экспедицию, разрабатывая планы полетов к яхте «Тара» и обеспечения ее необходимой продукцией, вертолеты авиакомпании «Полярные авиалинии». Это дело оказалось исключительно сложным. Пилотам приходилось совершать посадки на дрейфующую льдину, а максимальная дальность полета с одной промежуточной посадкой составила более тысячи километров. Отмечу, что нашим вертолетчикам работать в суровых полярных условиях не впервой, для них – профессиональных асов – командиров воздушных судов В.В. Хачатурова и А.А. Мелентьева, бортмеханика-инструктора Н.И. Еремина и штурмана-инструктора Л.И. Гутковского обслуживание этого проекта было почетным заданием.

– Во Владивостоке в июне состоялось заседание Постоянного комитета парламентариев Арктического региона, на котором говорилось о трудной и опасной роли российских полярных летчиков в освоении Арктики.

– В любой авиакомпании безопасность полетов считается главным условием успешной работы. Сотрудники инспекции безопасности полетов лично осуществляют неустанный контроль и подготовку летного состава. Проводятся регулярные проверки экипажей перед вылетами и после них, разборы полетов. Качество выполнения полетов авиакомпании отслеживается по средствам объективного контроля. Сотрудники ИБП особое внимание уделяют постоянной готовности экипажей, выполняющих дежурство по поисковому и аварийно-спасательному обслуживанию полетов. Все без исключения экипажи проходят обязательные тренировки в рейсовых и аэродромных условиях. В целом инспекцией БП осуществляется комплексный контроль соблюдения экипажами всех необходимых норм и правил безопасности.

– Без ваших крыльев людям на Севере просто невозможно обходиться. Но ведь далеко не все жители Заполярья могут позволить себе столь дорогое нынче удовольствие?

– Руководство «Полярных авиалиний» поставило перед собой задачу по обеспечению доступности воздушного транспорта для населения республики. В рамках государственного контракта в Якутии действует система дотаций на выполнение социально-значимых пассажирских перевозок. В списке дотируемых направлений в основном арктические улусы: Абыйский, Нижнеколымский, Аллаиховский, Момский, Булунский, Усть-Янский, Верхоянский. Добраться туда можно только воздушным транспортом. Если учесть, что уровень доходов населения этого региона низкий, то далеко не все его жители могут позволить себе лишний раз выехать за пределы родного улуса. Чтобы не оставлять жителей далеких северных окраин без связи с Большой землей, правительство республики еще в 2002 году разработало и приняло программу дотирования внутриулусных социально-значимых пассажирских авиаперевозок. Стоимость билетов на эти рейсы ежегодно определяется государственным комитетом по ценовой политике РЭК по РС (Я). Разница между себестоимостью тарифа и реальной ценой авиабилета дотируется правительством. Таким образом, стоимость проезда остается приемлемой для пассажиров.

Собственным решением удается сдерживать рост тарифов на рейсы, а по некоторым направлениям билеты продаются ниже себестоимости. Также разработана гибкая система скидок и льгот для пассажиров и грузоотправителей. Кроме того, по просьбе населения там, где возможно, организована предварительная продажа билетов через автоматизированную систему «Сирена».

– Какова структура вашей компании, обслуживающей территорию размером в несколько европейских государств?

– Авиакомпания имеет четыре филиала: Нюрбинский, Тиксинский, Батагайский и Зырянский, а также Маганский производственный комплекс. У «Полярных авиалиний» есть свое агентство воздушных сообщений. Оно имеет разветвленную сеть авиакасс по всему Якутску, где продаются билеты не только местных направлений, но и российских линий. Жителям и гостям республики здесь предлагаются и туристические маршруты. Особой популярностью в последнее время пользуются просторы республики: этнографические и экологические туры, пешие и конные переходы, путешествие в Долину мамонтов, наблюдение за северным сиянием, посещение «птичьих базаров», охота и рыбалка.

– Что за люди работают у вас?

– Коллектив авиакомпании – это в первую очередь классные летные кадры, специалисты инженерно-авиационной и других служб, обеспечивающие высокое качество обслуживания техники и безопасность полетов в тяжелейших северных условиях. Многие из них - ветераны отрасли, отдавшие авиации не один десяток лет. Среди них В.Т. Пинаев, Ф.С. Сергеев, Р.Г. Кычкин, А.В. Мехеда, И.Я. Ильнов, Ф.Г. Марков и другие. Своим опытом они с готовностью делятся с молодыми пилотами и техниками, которые решили связать свою судьбу с такой нелегкой, но романтичной профессией. Руководство «Полярных авиалиний» никогда не забывает своих ветеранов – это живой университет профессионалов неба.

На борту воздушных судов людей обслуживают заботливые и доброжелательные бортпроводницы, которые стремятся создать на несколько часов перелета домашний уют и комфорт для пассажиров. Особенно радует, что на работу в авиакомпанию приходит много молодежи, решившей связать свою жизнь с суровым, но прекрасным северным небом. Им предстоит принимать на вооружение компании и осваивать новую технику – самолеты Ан-140 и Су-80, вертолеты «Ансат» и Ми-38, расширять географию полетов, разрабатывать новые виды услуг, повышать качество предоставляемого сервиса.

– В Арктику поступает новая, современная техника, там уже иная организация труда. Какая связь у авиаторов с мощными компаниями, работающими на Дальнем Востоке?

– «Полярные авиалинии» – достаточно мощное предприятие, способное выполнять регулярные пассажирские перевозки и основные виды авиационных работ не только внутри республики, но и за ее пределами. Авиакомпания сотрудничает с такими крупнейшими российскими предприятиями, как ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Полюс золото» и «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания». Вертолеты «Полярных авиалиний» обслуживают Талаканское нефтегазовое, Кючусское и Нежданинское золотоносные месторождения, также компания намерена работать на строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», который имеет жизненно важное экономическое и политическое значение для развития нашей республики.

За одиннадцать лет своей славной истории «Полярные авиалинии» прочно заняли свою нишу в авиации Якутии и доказали, что такая авиакомпания, работающая как основной региональный перевозчик и выполняющая все социально-значимые, санитарные и аварийно-спасательные рейсы, необходима для энергичного экономического развития Республики Саха (Якутия).

Елена  ПЕТРОВА.

Республика Саха (Якутия).

 



← Назад в раздел