«Мегапроекты России»: тендем государства и бизнеса

  

Вячеслав ШТЫРОВ: – Если на географической карте Республики Саха (Якутия) расставим геологические значки одних только разведанных месторождений различных видов минерального сырья, то их понадобится свыше полутора тысяч. Плюс еще 5 000 проявлений. На карте просто-напросто не останется «белых пятен». Еще скажу, что по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации. Минерально-сырьевой потенциал республики оценивается в 78,4 трлн рублей.        Впечатляет? Самое главное, что в «запасах» преобладает энергетический потенциал: на долю Якутии приходится 47% разведанных запасов угля, 35 % природного газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока.

На уникальном сырьевом, промышленном и транспортном потенциале Якутии, являющемся ключевым на востоке страны, и выстраивался весь фундамент стратегической «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года». Она в отличие от многих предыдущих нереализованных программ отличается своей творческой жизнеспособностью. Представьте себе, уже в 2007 году инвестиции в основной капитал в два раза! превысили год предыдущий. Вот на этом  фоне вполне реально смотрится заявленная сумма государственных и частных инвестиций в экономику нашей республики до 2020 года в размере 2,5 трлн рублей.

– Назовите, Вячеслав Анатольевич, в этой стратегической Схеме основные крупнейшие проекты, имеющие государственный масштаб. И каким образом распределяются финансовые «потоки» государства и частного капитала для их исполнения?

– Они не только в Якутии - в стране и даже за рубежом хорошо известны: к примеру, освоение самых больших в России Талаканского и Чаяндинского нефтегазовых месторождений, строительство железной дороги до Якутска и далее до Магадана. Взять также проект «Комплексное развитие Южной Якутии», получивший софинансирование из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, или строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», большая часть которого проходит по территории республики. Практически все инфраструктурные проекты выходят за пределы административных границ республики. Построить, а тем более обеспечить их эффективную эксплуатацию организациям-исполнителям в одиночку просто не под силу. Такие проекты одолимы в партнерстве. К примеру, взять ОАО «Транснефть». Эта компания строит нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Другие нефтедобывающие компании должны обеспечить наполнение трубы нефтью. Государство занимается строительством автомобильных и железных дорог. Что же касается формирования грузопотоков, то эта ответственность ложится на плечи бизнеса. Подчеркиваю: реализация столь крупных инвестиционных проектов, получивших вполне обоснованное наименование «мегапроекты», формирование магистральной инфраструктуры, создание отраслей первичной переработки минерально-сырьевых ресурсов, транспортировка продукции в южные регионы Дальнего Востока и России для реализации потребителям, в том числе и на экспорт, невозможны без четких взаимных обязательств бизнеса и государства. Более того, мы должны ясно сказать, что сегодня такие проекты можно реализовывать только на принципах государственно-частного партнерства.

– На очередном XII Петербургском международном экономическом форуме Президент Дмитрий Медведев подчеркнул важность именно государственно-частного партнерства.

– В рамках «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» на принципах государственно-частного партнерства планируется формирование трех крупнейших промышленных узлов. Таким образом, вновь после советского периода начинается реализация кластерной политики. В Западной Якутии формируется комплекс по добыче алмазов, создаются нефтегазовые, газоперерабатывающие и газо-химические производства с общей энергетической инфраструктурой. В Северо-Восточной Якутии намечено освоение золоторудного и полиметаллического месторождений с созданием необходимой транспортной и энергетической составляющей.

Особое место среди трех промышленных узлов занимает Южная Якутия. Это наиболее богатая полезными ископаемыми часть республики. К тому же она лучше всего подготовлена к мощному комплексному освоению богатств недр. В рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» планируется сформировать пять кластеров: энергетический, химический, атомный, угольный и металлургический. Речь в этой связи идет о строительстве следующих крупнейших промышленных объектов: Канкунской ГЭС, Эльконского горно-металлургического комбината по добыче и обогащению урановой руды, Южно-Якутского горно-металлургического объединения, Инаглинского угольного комплекса, Селигдарского горно-химического комбината - добыча и производство фосфатных удобрений, Якутского газоперерабатывающего и газохимического комплекса, Алданского завода синтетических моторных топлив. Этот грандиозный мегапроект планируется реализовать в два этапа: первый дается на разработку проектной документации до 2009 года и 10 лет на строительство промышленных и инфраструктурных объектов.

–Кто же, позвольте спросить, инвесторы этого мегапроекта?

– Федеральная гидрогенерирующая компания «ГидроОГК», урановый холдинг «Атомредметзолото», инвестиционная группа «АЛРОСА», угледобывающий холдинг «Колмар» и Газпром. Они планируют вложить в течение 10 лет в проектирование и строительство объектов промышленности порядка 308 млрд рублей. Уже на стадии проектирования будет потрачено 2,6 млрд рублей.

– Но ведь в зоне промышленного строительства надо создавать необходимую инфраструктуру: проводить железные и автомобильные дороги, тянуть линии электропередачи и строить подстанции?

– Это дело государственное - в рамках ГЧП из средств Инвестиционного фонда страна намерена профинансировать строительство около 270 км железных и 150 км автомобильных дорог, протянуть около 1200 км высоковольтных линий электропередачи. Государство также будет участвовать в софинансировании строительства стратегически важных предприятий - Канкунской ГЭС и Эльконского ГМК.

На мой взгляд, именно в этом деле государство должно показать бизнесу серьезность своих намерений. Прежние программы, как правило, не выполнялись, и у руководителей выработалась боязнь вложения солидных капиталов в строительство объектов. Наша Схема комплексного развития до 2020 года не просто одобрена, в ней четко прописано: как и в какой последовательности будут развиваться энергетика и транспорт, какие проекты будут реализованы прежде всего. Главное дело уже начало двигаться высокими темпами. Якутия первой на Дальнем Востоке приступила к реализации стратегических планов развития. Уже в 2007 году инвестиции в основной капитал, как я сказал, в два раза превысили показатели года предыдущего. На 2-й международной выставке «Транспорт России - 2008», в Сочи, проекты Республики Саха (Якутия) получили поддержку Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина и вошли в федеральную целевую программу развития транспортной системы на 2010 -2015 годы.

Бизнес увидел, что новые планы региона серьезно поддерживаются федеральным центром: активно строится железная дорога до Якутска, автомобильная трасса «Вилюй» получила федеральный статус, а на бюджетные деньги реконструируются и строятся дороги «Колыма» и «Лена». И отношение изменилось: крупные компании на аукционах стали буквально сражаться за лицензии. К примеру, компания «Мечел» приобрела акции «Якутугля» и в этом году возобновила приостановленное когда-то строительство железной дороги от станции Улак на БАМе до Эльгинского каменноугольного месторождения.

– У вас мощно и в ритме «заработал» капитал государства и бизнеса в мегапроектах. В других же регионах Дальнего Востока предприниматели продолжают осторожничать - ждут некие законопроекты, которые бы убедительно гарантировали их творческую финансовую инициативу?

– В России, действительно, пока нет достаточного опыта реализации  мегапроектов на основе государственно-частного партнерства. В плане лишь около 150 проектов с объемом инвестиций в каждый из них свыше 250 млрд рублей. Это комплексные инвестиционные программы освоения регионов и территорий, которые подразумевают взаимосвязанные мероприятия по развитию промышленности, транспортной и энергетической инфраструктур и осуществляются с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Но их реализация сдерживается рядом ограничений инфраструктурного, административного, правового, демографического характера и некоторыми другими факторами. В этой связи назрела необходимость обсудить таковые проблемы с руководителями федеральных органов государственной власти и лидерами крупных российских компаний, заинтересованных в принятии практических решений по реализации мегапроектов и в преодолении системных ограничений, возникающих на пути нового большого дела. Якутский экономический форум как раз и ставит своей задачей рассмотрение «Мегапроектов России» в разрезе изучения механизмов взаимодействия всех их участников и сторон; влияние мегапроектов на экологию, поиск новых секторов и направлений инвестирования, а также принятия конкретных решений по разработке законопроектов и организационной базы для их развития. Учитывая инновационную направленность экономики, мы планируем привлечь к работе лучших ученых, представителей министерств и ведомств, ведущих мировых экспертов, лидеров промышленных отраслей.

Хочется создать пространство для диалога и эффективного обмена мнениями относительно перспектив реализации масштабных инвестиционных проектов.

Валентина БРАТЧИКОВА.

г.Якутск

 



← Назад в раздел