Сияние Севера

 

Игорь Сергеевич ПУШКАРЕВ - мэр города Владивостока:

– Мне очень приятно, что именно во Владивостоке вы решили провести это заседание. Наша морская столица Дальнего Востока становится международной площадкой для проведения таких важных международных форумов и симпозиумов. Темы сегодняшней дискуссии многогранны, но вместе с тем они затрагивают вопросы, понятные каждому. Их актуальность одинаково высока для всех регионов, и участвовать в их решении должны все без исключения. Думаю, что сегодняшняя конференция будет весьма продуктивной. Ведь участие в обсуждении примут представители разных стран, деятели науки, общественности, российские и иностранные представители. У каждого из вас - собственное мнение и свои варианты решения проблем. Обмен опытом и информацией, который состоится в рамках встречи, позволит сделать рассмотрение вопросов более детальным и в конечном счете – прийти к объективному, общему знаменателю. Уверен, что наше заседание приведет к конкретным результатам и положительным решениям.

Михаил Ефимович НИКОЛАЕВ - заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

– В течение тысячелетия Арктика была родиной многих народов, создавших уникальную цивилизацию. Мы же, современные представители законодательных органов северных стран, должны не допустить конфронтации на просторах Арктики. Убежден, что конференция парламентариев стран Арктического региона, его Постоянный комитет могут внести свою лепту в дело сохранения Арктики как региона устойчивого развития. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые участники, на 34-й пункт нашего заявления, принятого на конференции в Кируне в 2006 году, где речь идет о проведении под эгидой ООН по окончании Полярного года, международной конференции «Арктика - регион глобального сотрудничества». Это очень актуальная тема. Арктика – достояние человечества. И она должна быть обиталищем мира и сотрудничества. Проведение международного полярного года 2007/2008 позволило всем заинтересованным сторонам накопить необходимый опыт в различных областях, в том числе в сфере международного, научного и культурного сотрудничества, поддержки населения Арктики, интересов обеспечения здоровья, культуры и экономического благосостояния. Считаю необходимым этот опыт обобщить и использовать в нашей дальнейшей парламентской работе. Уверен, что проведение международной конференции под эгидой ООН не только позволит, но и придаст необходимый дополнительный импульс для дальнейшего развития опыта, накопленного в ходе международного полярного года.

 

Руслан Викторович КОНДРАТОВ - депутат Государственной думы:

– Арктика переживает исторический этап своего развития. Она является центром интересов многих государств. А международные арктические программы – это уже давно не романтика, а достаточно серьезная научная работа. Все мы помним, что в 1991 году российская арктическая программа была практически свернута. И, действительно, последствия, которые мы обсуждали буквально несколько лет тому назад, для нашей страны имели громадное значение. Это привело к тому, что международные акценты относительно Арктики были смещены и те международные границы, которые давно были приняты, были пересмотрены. Безусловно, большую работу начало проводить наше правительство, и те первые шаги, которые мы сделали относительно Арктики, повлияли на пересмотр этой ситуации. И я рад, что Россия вернула себе полноправные полномочия главной страны в этом регионе. Присутствие России в регионе позволяет нам занять лидирующие позиции в Арктике. Уже сейчас ясно, что в арктических шельфах содержится даже больше полезных ископаемых, чем в северных регионах Сибири. Только разведанные запасы газа в Арктике составляют 80 процентов. По оценкам экспертов, в Арктике сосредоточено около 90 процентов углеводорода всего континентального шельфа РФ. А еще есть ценные минералы, цветные металлы, которые в будущем, я думаю, будут сильно востребованы. Вот почему присутствие русских полярников в регионе жизненно необходимо для будущего нашей страны. Я убежден, что четко прописанная государственная программа освоения Арктики даст мощный толчок для развития различных отраслей науки, судостроения, нефтегазового комплекса. Это мощный стимул для развития всех отраслей промышленности с переходом на инновационный путь экономики.

Россия была и остается одним из ведущих арктических государств. Позиции нашей страны в этом регионе год от года укрепляются. И в этом заслуга в том числе и тех делегатов, которые сегодня присутствуют на заседании. Однако стратегия России в Арктике должна быть четко согласована с другими странами, с неправительственными и общественными организациями, которые имеют свои интересы в регионе. Сегодняшнее заседание дает возможность выработать четкую позицию России в вопросах освоения Арктики. Убежден, что итоги заседания будут услышаны на самом высоком государственном уровне. Постоянный комитет парламентариев Арктического региона - это одна из самых авторитарных структур, занимающихся проблемами Арктики. Работа комитета помогает налаживать новые и укреплять существующие экономические, международные взаимоотношения. Уверен, то, что Владивосток выбран площадкой для проведения такого мероприятия, очень важно в плане укрепления международного статуса нашего города и в целом Дальнего Востока.

Василий Иванович УСОЛЬЦЕВ - депутат Государственной думы:

– Почему проблемам Арктики уделяется столько внимания? Арктику часто называют последним уголком нетронутой природы. Тем не менее результаты современных научных исследований показывают, что даже этот «последний уголок» тесно связан с тем, что происходит во всем остальном мире. И даже более того, весь остальной мир может многому научиться, исследуя развитие Арктики и то, какое влияние оказывают происходящие в ней процессы. Проблемы Арктики – это проблемы не только северных регионов, северных стран, это проблема всей планеты. Тема Арктики волнует всех. Доказательство тому – присутствие на нашем мероприятии помимо постоянных участников представителей исполнительной и законодательной власти различного уровня. Я работаю в комитете Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока. И, естественно, вопросы, обсуждаемые на конференции, так или иначе касаются работы нашего комитета. Основой деятельности комитета является прежде всего совершенствование законодательной базы.

Я вкратце коснусь того, что за последние годы было сделано в комитете по проблемам Севера и Дальнего Востока. Рассмотрено около 50 законопроектов. Они направлены на повышение уровня жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и улучшение социально-экономического положения в высокоширотных регионах России. Я считаю: достижением является то, что мы смогли сохранить суть существующих гарантий и компенсаций жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и их северный статус. Мы впервые в отечественной практике провели обширную комплексную работу по разработке и научному обоснованию методики районирования Севера России. В этой методике представлены научные основы оценки степени дискомфортности жизнедеятельности населения по природно-климатическому, социально-экономическому и медико-биологическому факторам в их единстве, порядок отнесения субъектов Российской Федерации, административных районов к северным территориям и определена южная граница Севера. В результате активной работы комитета в 2007 году правительство РФ внесло изменения в правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Серьезные изменения произошли в финансировании северных статей из федерального бюджета. Так, утвержденная в бюджете на 2008 год сумма существенно превышает объем финансирования, предусмотренный паспортом ФЦП «Жилище» на 2008-2010 годы. В результате предусматриваемое федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» выделение средств на переселение северян позволит обеспечить государственными жилищными сертификатами около 22 тысяч семей, состоящих на учете.

Увеличиваются средства на завершение мероприятий, связанных с реструктуризацией угольной промышленности. За период с 2004 по 2007 год было увеличено финансирование целого ряда федеральных целевых программ и северных позиций в федеральном бюджете. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» предусмотрены средства на реализацию мероприятий ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» в 2008 году в объеме 35000 млн. рублей, что превышает объемы финансирования Программы, предусмотренные в 2007 году, более чем в 7 раз. Как видите, очень серьезная и положительная тенденция. В федеральном бюджете на 2008-2010 годы предусмотрены средства на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в размере 1000 млн. рублей ежегодно. В федеральном бюджете также предусмотрены средства по обеспечению судоходства на внутренних водных путях России и безопасности мореплавания на трассах Северного морского пути. Наметились позитивные тенденции в решении ряда правовых аспектов проблематики коренных и малочисленных народов, в т. ч. по закреплению норм о приоритетном праве на пользование объектами животного мира, водными биологическими ресурсами, закреплению земельных участков для ведения традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности. Но в целом в этом законе еще есть над чем работать. Хочу отметить, что работает межфракционная депутатская группа «Север России», в которую входит более 50 депутатов от северных, сибирских и дальневосточных регионов Российской Федерации. Основной задачей группы являются согласование позиций депутатов и координация их усилий при рассмотрении в Государственной думе законопроектов, касающихся регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В целях более полного учета позиций регионов, научных и общественных организаций проводятся парламентские слушания, конференции, «круглые столы» и совещанияпо северной проблематике.

Павел Васильевич СУЛЯНДЗИГА - вице-президент Российской ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока:

– Вообще, у нас не так давно были парламентские слушания в стенах парламента России, в стенах Общественной палаты Российской Федерации о ситуации, сложившейся в стране с коренными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Я хотел бы сделать несколько заметок о том, что здесь происходит на самом деле. Проблема, которая существует, по нашему мнению, по коренным малочисленным народам Российской Федерации, - это отсутствие внятной государственной политики. В течение того времени, как существует наше новое российское государство, его политика менялась очень часто и очень много. За последние 10 лет было 6 министерств и ведомств, которые отвечали за государственную политику в отношении коренных народов. Естественно, ни о какой преемственности речь вести невозможно. Не так давно у нас были дискуссии с министерством регионального развития. Вообще, оно, по моему мнению, имеет не совсем четкое представление о том, что такое коренные малочисленные народы и что такое Север. Когда мы начали чиновников спрашивать о том, что же государство планирует сделать для коренных малочисленных народов, мы не получили внятного ответа. Я, со своей стороны, хотел бы напомнить всем присутствующим парламентариям о том, что у нас в мире существует достаточно много моделей взаимодействия коренных малочисленных народов и государств: североамериканская модель, особняком стоит Канада, модель Северной Европы, скандинавская модель (Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании), в последнее время достаточно четко видна модель Новой Зеландии, Австралии. Я хотел бы также сказать, что в нашей стране была отработанная модель, которую мы очень много ругали, но которую сейчас достаточно успешно применяет Китай. Это - советская модель. Если убрать все те негативные моменты, которые были связаны с патернализмом, с отсутствием определенных свобод в советской стране, можно было бы говорить о том, что эту модель так же успешно можно применять и в Российской Федерации.

 Что касается моей родины - Приморского края, то я бы хотел сказать, что в этом регионе Дальнего Востока есть немало проблем. Но Приморский край может войти в современную историю развития коренных народов Российской Федерации, если согласится признать создание модельной территории «Бикин». Эта работа по созданию модельной территории традиционного природопользования федерального значения «Бикин» ведется уже в течение 4 лет. Мы прошли все согласования на федеральном уровне. Сейчас документы Минюст наконец-то согласовал, и все другие министерства сделали это. Теперь они находятся в администрации Приморского края. Я надеюсь, что Приморье воспользуется таким замечательным шансом, чтобы наконец создать в нашей стране первую модельную территорию ФТП по новому закону.

 



← Назад в раздел