Под крылом «Беркута»

Как оказалось: Иван Коваль изначально вовсе не был автомобилистом – он в 1995 году окончил механический факультет Дальрыбвтуза по специализации «технология низких температур», готовящий рефмехаников для работы на рыбацких судах. А поскольку время было перестроечное – все в рыбацкой жизни менялось, как приморская погода, то он и дня не проработал на флоте, который постоянно сокращался, перепродавался. Такие специалисты вовсе на тот момент и не нужны были - в рыбной отрасли процветала коммерция. Иван Петрович ее немного хлебнул, но… потом бесповоротно пошел в Приморскую транспортную компанию автомобилистов, где и проработал 10 лет. А в 2006 году его пригласили под крыло «Беркута» заместителем генерального директора по автотранспорту, поскольку основное направление с основания его были автотранспортные перевозки. На международном рынке «Беркут» трудится 15 лет с китайской провинцией Цзилинь, в частности городом Хуньчунь.

– Месторасположение поселка Краскино довольно выгодное, - стратегически размышляет генеральный директор Иван Коваль. - Здесь неподалеку расположен стык границ трех государств – России, Китая и Северной Кореи, до Хуньчуня – крупного китайского поселения – всего 40 километров, поэтому в деятельности компании преобладают международные перевозки. Поскольку основные федеральные дальневосточные магистрали находятся на достаточном удалении, «Беркут» занял по-хозяйски свою нишу. И стал за этот срок в Приморском крае одной из ведущих компаний транспортного направления. С основания мы интересовались грузами. А пассажирскими перевозками стали заниматься совершенно недавно - года четыре назад. Поэтому они не так активно у нас развиты, как, скажем, в известном АТП «Приморье». С Китаем вообще-то с самого начала параллельно развивали два направления - грузовое и пассажирское. Грузовое и по сей день на стадии энергичного развития – парк постоянно обновляется, увеличивается. В 2008 году стоит задача обновить еще на 10 машин.

Что касается иных направлений деятельности, то тут есть особые перспективы - китайцы проявляют большой интерес к югу Приморья – к морским выходам в Тихий океан - портам и пытаются на территории края организовать какие-то совместные предприятия. На первых порах они с «Беркутом» создали несколько таких предприятий в Краскино и вообще в Хасанском районе. Например, у нас есть гостиничный комплекс в Краскино, здесь успешно работает фабрика по пошиву обуви. В 2007 году создали большое совместное предприятие – комплекс по переработке древесины, который расположен в поселке Гвоздево. А во Владивостоке есть совместное строительное предприятие.

При таком производственном многообразии в особом почете у нас туристический бизнес, направленный на провинцию Цзилинь. По своей специфике эта китайская территория не так известна, как Хэйлунцзян, где особой популярностью у русских пользуются города Дуннин и Суйфэньхэ. Дальневосточники туда очень много ездят, и китайцы успели за короткий срок там создать громадную инфраструктуру для российских туристов. Но эти туристические центры уже немного «приелись». Культура китайская на этой стороне совсем иная, и провинция Цзилинь «раскручивает» свое развитие с новым подтекстом и направлением. Ростки туризма здесь «проросли» всего три года назад, и цзилиньцы настойчиво и усиленно стали создавать альтернативную структуру - строить гостиницы, рестораны, формировать места отдыха. Провинция привлекательна для нас тем, что она даже в Китае имеет особый, своеобразный статус - сюда идут большие преференции от правительства, здесь для развития бизнеса установлены хорошие льготы.

С одной стороны, поскольку здесь «стык» трех границ – Китая, России и Северной Кореи, оказавший некогда очень большое влияние на демографию территории, пограничные города и поселки, с которыми дальневосточники здесь работают, – это так называемый Янбинский автономный округ, то есть Корейский автономный округ. Со своей немного отличающейся культурой, воспитанием даже самих китайцев: уклад жизни другой, кухня другая. Надо сказать, всем русским, кто здесь побывал, это в новинку, нравится. И теперь, присмотревшись, встают в огромную очередь на посещение провинции. Что особенно интересно: людей привлекают не столько шоп-туры, сколько вдохновенный туризм - отдохнуть, увидеть, познать. Здесь сильно развита традиционная китайская медицина, и многие россияне едут полечиться. И, не ошибаясь, получают свое.

Что касается ООО «Беркут», то компания именно здесь, в этом международном «углу», является своеобразным лидером в развитии деловых взаимоотношений с дальней провинцией. Особенно, как оказалось, в сфере туризма. У нас с момента открытия границы сложились добрые, поистине дружеские взаимоотношения с местной администрацией. Представляете: заключая с нами договоры, они дают определенные льготы, представляемые китайским правительством. И в этом есть свой резон: китайцы Цзилиня, может быть, на 200 % заинтересованы в увеличении потока русских; это по примеру того же Суйфэньхэ дает возможность интенсивно развиваться городам. С другой стороны, именно согласно интенсивности взаимоотношений с русскими они от правительства в дальнейшем будут иметь особые преференции, большие дотации. Уже заметно, как город энергично развивается, он стал чище, культурнее, интеллигентнее. Поток туристов настолько увеличивается, что мы своими автобусами не успеваем справляться с перевозками, и нам приходится нанимать сторонний транспорт, чтобы хоть как-то удовлетворить запросы желающих.

К сожалению, как всегда (об этом годами говорим), очень мешает нашему развитию структура автоперехода в Краскино. Пропускная способность его настолько маленькая, а переход до такой степени морально устарел, что его нельзя сравнить ни с одним дальневосточным автопереходом. Это узкое «горлышко» сдавливает возможности как грузового, так и пассажирского транспорта. Страдаем от этого прежде всего мы - велики простои, затраты, дорожают услуги. И, конечно, китайская провинция не может так активно развиваться, как ей хотелось бы. Но… россияне всегда надеются на лучшие времена. Говорят: есть перспектива – обещают вышестоящие инстанции в конце следующего года начать строительство нового перехода, а самое главное, перевод его в круглосуточный режим. На дорогу грех жаловаться, в нашем тигрином углу, куда было трудно на вездеходе добраться, строится высокими темпами прекрасная федеральная трасса. Надеемся, скоро активно потекут сюда и обратно грузопотоки, разовьется туризм заграничный и местного плана - отдых на лоне первозданной природы. И, чтобы остаться дееспособным на рынке, не уступать своего первенства предстоящим конкурентам, мы усиленно формируем свой транспорт - грузовой и пассажирский, чтобы он и по количеству, и своей комфортности удовлетворял любого заказчика и участника международного процесса.

– Компания «Беркут» - одна из немногих, занимающихся с Китаем транзитом. Каков тут опыт?

– Трехсторонний транзит Сокчо – Зарубино - Хуньчунь, осуществляемый «Беркутом» с 2002 года, основан на уровне решений корейских, китайских и российских представительств и существовал 8 лет. Мы были единственным агентом, находили язык дружбы и взаимопонимания как с той, так и с другой стороны. Жаль, что с 1 апреля 2008 года идеально отработанная линия приостановлена из-за интенсивной инфляции в нашей стране: произошел резкий скачок цен на определенные виды транспортных услуг, оказываемых подразделениям «Беркута» администрацией Зарубинского порта, пограничного перехода. Корейскую сторону цены на услуги, выросшие в два раза, не удовлетворили, и они приняли решение подождать до лучших времен. Хотя очень обидно: созданная с таким трудом надлежащая инфраструктура (в Зарубино построен специальный терминал - серьезный объект, соответствующий всем международным стандартам и требованиям обслуживания иностранных пассажиров) осталась незадействованной. Это подтвердила не одна комиссия, которая приезжала и делала выводы. В порту построен контейнерный терминал, ориентированный специально на тот груз, который сюда поступал. Приостановлен проект открытия второй транзитной линии – Сокчо - Ниигата- Зарубино - Хуньчунь, который тщательно и многосторонне отрабатывался в течение трех лет. Вот что сделало разногласие новых цен.

– Кто вас может защитить?

– Для развития отдаленного района эти морские и сухопутные линии особенно важны: в них закладывался опыт работы - раз, есть большой объем грузов с двух сторон – два, происходит развитие многочисленных предприятий бизнеса - три. Наверное, администрации края есть резон вмешаться и в разрезе рыночных цен, и в разрезе государственных преференций. Линия-то открывалась в свое время на уровне государственных политиков и совместных соглашений, и никак нельзя оставлять эту проблему без решения! Необходимо собраться и обсудить возникшие проблемы. Основной вопрос – двукратный рост цен на услуги по судозаходам, а это стопроцентная федеральная структура, – может решиться только на уровне правительства. Что касается коммерческих подразделений, то они ценовую политику держат минимальную, понимая, что здесь, на стыке трех границ, нет большого выбора в работе, а жить и действовать надо. К сожалению, в регуляции таких процессов российская административная сторона как-то вяло заинтересована, а порой не принимает участия.

– Ценовые и качественные параметры стимулируют процесс развития международного пограничного бизнеса для всех его участников. Как с такой обязанностью справляется «Беркут»?

– Если вы имеете в виду качество обслуживания пассажиропотока, то тут нареканий не было. Я уже рассказывал, как активно мы обновляли свой автомобильный парк, стремясь к тому, чтобы он стал современным на все 100%. Мы этого достигли – купли не просто новые, а специальные международные туристические автобусы - с мягкими сиденьями, с кондиционерами, телевизорами, вместительными багажниками. Путь для людей ведь, понимаем, неблизкий - только из Владивостока поездка занимает 5 часов. А дорога к Хасану не вездегладкая - шоссейная. Хотя федеральная трасса активно строится по Программе развития Дальнего Востока, не за горами то время, когда путь будет до границы занимать максимум 3,5 часа - работы на всех участках ведутся днем и ночью, чтобы скорее запустить трассу в эксплуатацию.

И в этом мы видим залог успеха развития международного бизнеса не только для Приморья, но и всего Дальнего Востока. Именно об этом говорили недавно во Владивостоке в рамках деловой программы «Дальтур-2008» на международной конференции «Туристический бизнес на Дальнем Востоке России: практика, проблемы, перспективы». И это требует закон о туризме, который, правда, не со всех сторон нас устраивает, хотя отдельные его положения дисциплинируют туроператоров, заставляют более внимательно относиться к своей деятельности.

– В любом варианте: пассажирском или грузовом - труд автомобилистов нелегкий?

– Труд тяжелый, но благодарный. Особенно для нашего отдаленного Хасанского района, где населению (а проживает здесь чуть больше 50 000 человек) очень трудно найти работу по душе и где не очень развитая инфраструктура. Наша компания стремится сделать все, чтобы в меру сил и возможностей поправить положение. Свои кадры мы ценим и бережем. Помогаем по социальным проблемам, стараясь удержать у себя на предприятии хорошей зарплатой. Выбор классных специалистов здесь не широк, как, скажем, во Владивостоке. Хороший работник, что называется, на вес золота. Если у человека не хватает квалификации, приходится обучать, настраивать на творческое отношение к делу. Одним словом: людьми мы не разбрасываемся. Да, на грузовой машине в международных рейсах работать трудно – поездки, как правило, бывают круглосуточные: если утром машина пересекла границу, вечером нужно быть на растаможке, а ночью ехать, чтобы утром груз был на месте. Не легче и пассажирскому транспорту: граница открывается в 10 утра - автобус должен стоять «начеку», ночью он едет во Владивосток – берет пассажиров, возвращается обратно в Краскино и стоит в очереди на пограничный заход. Мотается по кругу. Все международные перевозчики – замечательные труженики. Но есть и такие уникальные кадры, как семейство Свитавских, в котором пять водителей, и все они работают у нас на предприятии: отец, братья двоюродные, племянники. Такие автомобилисты - наша надежда и гордость.

– А «Беркут» - надежда и гордость Хасанского района?

– Стараемся быть на почетном посту. В районе два предприятия – Славянский СРЗ и «Беркут» - основные налогоплательщики, градообразующие, помогающие решать социальные проблемы, дающие людям рабочие места. Только в одном «Беркуте» числится около 400 человек.

А у него ведь много направлений в бизнесе и сфер, вышедших из его лона, например лесоперерабатывающий комплекс в Посьете, который на современном оборудовании делает высококачественную продукцию широкого ассортимента.

И я, честно говоря, рад и горжусь, что работаю в такой высокоорганизованной и творческой компании.

Валентина БРАТЧИКОВА.

п. Краскино, Приморский край



← Назад в раздел