Туристические ресурсы Приморья безграничны

Приморье – главные ворота в АТР

Приморский край, являясь составной частью Дальневосточного региона России, в последние годы приобретает все более стратегически важное значение  как контактная туристская зона в развитии добрососедских и экономических отношений с динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом благодаря морскому выходу к  странам региона и сухопутной границе с Китаем и КНДР.

Протяженность российско-китайской границы в Приморском крае 1162 км, т.е. более четверти всей российско-китайской границы в её восточной части (4192 км).

На территории края функционируют в режиме международного сообщения 25 пунктов пропуска: 16 морских, пять автодорожных, три железнодорожных, один авиационный. 

В настоящее время на территории края работают 17 консульств зарубежных стран (генеральные консульства США, Республики Корея, КНДР, Японии, Социалистической Республики Вьетнам, Индии, представительство генерального консульства КНР в Хабаровске, почетные консульства Австралии, Канады, Филиппин, Новой Зеландии, Королевства Таиланд, Народной Республики Бангладеш, Германии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Украины), представительства многих зарубежных компаний.

Прямое авиасообщение связывает столицу Приморья Владивосток с городами Японии (Нарита, Ниигата, Осака, Тояма), Республики Корея (Сеул, Пусан), КНР (Пекин, Харбин, Далянь), КНДР (Пхеньян), Таиланда (Бангкок) и Вьетнама (Ханой). В Японию и Республику Корея регулярно ходят туристские суда, а для захода иностранных судов в Приморье действуют порты в Находке, Владивостоке, Посьете, Зарубино, Славянке, порты-пункты в бухтах Светлая, Ольга. В режиме международного сообщения функционируют 26 пограничных пунктов пропуска.

К сожалению, с 2005 года наметилась тенденция снижения турпотока в Россию из-за рубежа. Снижение туристического въезда  в 2007 году из «долларовых» стран составило: США - 20,4%, Китая -18%, Японии -26%.

Эта же тенденция заметна и в динамике въездного турпотока в Приморский край. Если в 2004 году у нас побывало 195 тыс. иностранных туристов, то в 2005-м - уже 140 тыс., в 2006 году - 98  тыс., а в  2007 году - всего 68 тыс. иностранных туристов, в основном из Китая, Японии и Южной Кореи.

ТуристИЧЕские ресурсы и возможности края

Главный ресурс Приморского края - теплое море, что определяет специализацию Приморского края - купально-пляжный туризм для жителей северных и внутриконтинентальных районов ДВ и Восточной Сибири. Морские виды туризма для иностранных туристов не привлекательны из-за невозможности конкурировать с прибрежными и островными территориями Восточной и Юго-Восточной Азии и могут рассматриваться только как вариант диверсификации отдыха.

Территория современного Приморья является исторической родиной малочисленных народов – удэгейцев, нанайцев, орочей, которые сформировались в результате многовекового взаимодействия вынужденных переселенцев с коренными обитателями Приморья. В крае имеется более 2 тысяч памятников истории и древней культуры. Среди них – средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском и Шкотовском районах, "парк мегалитов" в окрестностях Уссурийска и др.

Сохранению природного наследия в течение неограниченно длительного периода времени, а также обеспечению условий знакомства с ним служит система особо охраняемых природных территорий, в которую входят шесть государственных природных заповедников (Сихотэ-Алинский биосферный, Лазовский им. Л.Г. Капланова, Уссурийский им. В.Л. Комарова, Ханкайский, единственный в России Дальневосточный морской, «Кедровая падь»), государственные природные заказники, национальные, природные, дендрологические и этно-природные парки, лечебно-оздоровительные местности, ботанические сады и др. В самом крупном заповеднике – Сихотэ-Алинском – обитают краснокнижные виды: около 40 особей тигра, примерно 150 особей горала, 100-120 особей пятнистого оленя. Главное богатство старейшего заповедника – Уссурийского – массив девственных лиановых хвойно-широколиственных лесов, практически больше нигде не сохранившихся на территории российского Дальнего Востока и сопредельных стран. Лазовскому заповеднику принадлежит первенство по разнообразию природных комплексов. Девственная растительность о. Петрова, входящего в состав заповедника, с уникальной тисовой рощей не имеет аналогов в мире.

Появление на территории Приморья национальных  парков (в 2007 году открылисьсь два таких парка: «Зов тигра» и «Удэгейская легенда») должно значительно повысить в глазах иностранных туристов привлекательность края. Туристы высокоразвитых стран, часто не имеющие возможности увидеть уникальные объекты и естественную природу вне национальных парков, ассоциируют природный туризм только с ними.

Приморский край отличается на ДВ наибольшей привлекательностью для круизного туризма. Это обусловлено тем, что здесь расположен самый крупный город-порт на побережье ДВ с наилучшими культурно-историческими ресурсами. География мировых круизных маршрутов непрерывно расширяется, все чаще их начинают совершать в Восточно-Азиатском регионе. Посещение стран с различной культурой (Япония, Корея, Китай, Россия) за один маршрут делает их привлекательными. Увеличение количества круизов в регионе связано еще с тем, что японцы, длительное время игнорировавшие этот вид туризма, начинают тоже много путешествовать. Развитие круизного туризма требует решения ряда погранично-таможенных и технических вопросов. Перспективны круизы и вдоль побережья Приморского края на север Дальнего Востока по примеру маршрутов у берегов Норвегии, Аляски, Канады.

В связи с планами проведения форума АТЭС в  2012 году во Владивостоке, на Русском острове, в ближайшие годы планируется построить очень важные объекты туристической инфраструктуры, которые могут в будущем сыграть значительную роль в развитии  различных видов туризма, в том числе и  делового, в Приморском крае.

Всю эту инфраструктуру при правильном планировании и хорошей организации можно использовать круглогодично. После соответствующей реконструкции владивостокского аэропорта, который в будущем сможет принимать самолеты зарубежных авиакомпаний всех типов, туристический поток в Приморский край в целом может вырасти до 3 млн. чел. в год, в том числе из-за рубежа – до 1 млн. чел. в год.

У Приморского и Хабаровского краев есть общий интерес в привлечении иностранных туристов

Привлечение иностранных туристов в дальневосточные регионы России – это, несомненно, общий интерес и Хабаровского, и Приморского краёв, а также других дальневосточных субъектов Федерации. И здесь есть немало возможностей для сотрудничества. Например, организация кольцевых туров по столицам дальневосточных субъектов РФ, что уже делается некоторыми дальневосточными туроператорами; приём круизных судов в портах российского Дальнего Востока. Наконец, давно назрела необходимость организации единой туристской выставки «Дальний Восток России», как это уже давно сделали, например, в Китае – крупнейшая туристская выставка «Север Китая», объединяющая 10 провинций и городов центрального подчинения северного и северо-восточного Китая, будет проводиться в этом году уже 12-й раз.  Локальные туристские выставки типа «Дальтур» во Владивостоке или  выставка с похожим названием в Хабаровске, проводимые ежегодно без видимого прогресса уже изживают себя. Объединение и средств, и туристских возможностей может и должно вывести региональный туризм на новый международный уровень.

На территории Дальнего Востока РФ расположено немало культурно-исторических и природных памятников. Такое разнообразие туристско-рекреационных ресурсов открывает большие возможности для развития практически всех видов туризма. Существенные территориальные различия в уровне развития туристско-экскурсионной инфраструктуры объясняются спецификой природно-климатических условий, географического положения, плотности населения и хозяйственного освоения дальневосточных районов. По перечисленным факторам территорию региона подразделяют на две зоны: южную, состоящую из Еврейской автономной и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев, и северную, состоящую из Чукотского автономного округа, Камчаткой, Магаданской, Сахалинской областей и Республики Саха (Якутия). Южная экономико-географическая зона охватывает наиболее благоприятные для хозяйственной деятельности, проживания населения, туризма и рекреации площади, поэтому здесь сформировалась довольно обширная сеть населенных пунктов, а относительно высокий туристско-рекреационный спрос способствовал формированию наиболее развитой на Дальнем Востоке индустрии и инфраструктуры туризма. В большей мере это относится к Приморскому краю.

 Россия  после 2001 года потеряла крупнейшие транспортные узлы и порты, произошло сокращение рекреационно-оздоровительных ресурсов за счет утраты большей части морских побережий с пляжами. Отошли в состав ближнего зарубежья прибалтийская, черноморская и закавказская курортные зоны. В этих условиях существенно возросло и туристическо-рекреационное значение Сибири и Дальнего Востока, особенно их южной части, что делает развитие туризма в этих регионах весьма  перспективным и многообещающим.

Приморье и тур-проект «Восточное кольцо»

В целях еще большего увеличения потока иностранных туристов в Приморье и на Дальний Восток России в целом во взаимодействии с органами управления туризмом дальневосточных регионов России был разработан новый туристический продукт «Восточное кольцо», предусматривающий 3-недельное трансграничное путешествие иностранных туристических групп из стран Дальнего Востока и АТР по маршруту Токио - Владивосток – Хабаровск – Якутск – Иркутск - Улан-Удэ - Улан-Батор.

Основания для разработки трансграничного маршрута «Восточное кольцо»:

* Указ президента Российской Федерации «О государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей»;

* Резолюция III Международного туристического форума стран Северо-Восточной Азии г. Ниигата, Япония.

Заинтересованность в проекте подтвердили Агентство по туризму Иркутской области, департамент международного сотрудничества и туризма Приморского края, министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края. В ходе рабочей встречи представителей Министерства дорог, транспорта и туризма Монголии и Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия 9 февраля 2007 года в г. Улан-Батор (Монголия) подписан Протокол о сотрудничестве, в том числе о совместном проведении ознакомительного тура.

Первый ознакомительный тур по согласованию  с регионами — участниками проекта «Восточное кольцо» планировалось провести в августе 2007 года . В ходе путешествия иностранные туристы могли бы ознакомиться с туристскими достопримечательностями, этносом малых народов пяти российских  регионов Дальнего Востока, завершив маршрут в Монголии. К сожалению, денег  на осуществление этого рекламного тура найти не удалось.

Маршрут «Восточное кольцо» в случае успешного продвижения этого туристического продукта на зарубежные туристические рынки, мог бы дать новый толчок  развитию въездного туризма из-за рубежа на Дальний Восток России.

Учитывая масштабность данного проекта и его важное значение для развития туризма на российском Дальнем Востоке администрация Приморского края, как и остальные участники проекта, очень рассчитывает на финансовую поддержку федерального центра для организации рекламных туров по данному маршруту представителей зарубежных туристических агентств и средств массовой информации из Японии, Китая, Республики Корея и  стран ЮВА.

Департамент  международного  сотрудничества и туризма Приморского края.



← Назад в раздел