Александр Басанский: «С преференциями для Северов нельзя затягивать…»

Жилищные субсидии - капля в море

– Александр Александрович, в областной думе вы работаете уже третий созыв подряд, с мая 1997 года, на сегодня ваш депутатский стаж – более 10 лет. Это был очень непростой для страны период, а для нашей оторванной от материка северной территории с ее суровыми условиями – тем более. С какими проблемами сейчас идут к вам на прием люди и отличаются ли они от тех, которыми вам приходилось заниматься прежде?

– К сожалению, далеко не все задачи, остро стоящие перед нами, можно решить на уровне области. Это касается как формирования правового поля, внутри которого мы живем, так и реализации действующих законов и утвержденных ими программ. В частности, одна из самых болезненных наших проблем – расселение неперспективных и закрывающихся поселков. Средства, которые выделяются на эти цели из федерального бюджета, составляют только часть от нашей фактической потребности, причем мизерную. Вдумайтесь – на регион в год выделяется 50-100 субсидий, а в очереди - несколько десятков тысяч человек! Конечно, эти деньги - капля в море. В итоге люди годами в неизвестности сидят на чемоданах вместе с детьми… А причина в том, что первоначально, когда принимался федеральный закон, не был прописан источник финансирования, не просчитаны его объемы. Теперь вот расхлебываем, и процесс это очень тяжелый. Люди, которых государство некогда привлекло для работы на Крайнем Севере, добросовестно выполнили свои обязательства, а теперь, получается, остались ни с чем, без каких-либо перспектив на нормальную жизнь в своем поселке и весьма призрачными надеждами на достойное будущее. И вроде бы всем понятно, что собственными силами дотационный регион проблему решить просто не в состоянии, но денег как не было, так и нет. А ведь это и для местных остродефицитных бюджетов значительные и совершенно излишние траты – то же содержание поселков влетает в немалые деньги. Средствам, которых так не хватает на решение самых  насущных проблем, я уверен, нашлось бы лучшее применение.

Расселение неперспективных и закрывающихся поселков – очень серьезная, болезненная проблема, ее нужно решать срочно, привлекая для этого все возможные ресурсы и механизмы, объединяя усилия всех ветвей власти и политических партий.

– В областной думе, как известно, парламентское большинство составляют единороссы, но есть и представители других партий: «Справедливой России», Коммунистической партии, ЛДПР. Как они взаимодействуют между собой и с теми депутатами, которые участвовали в выборах не по политическим спискам?

– Разногласия, трения, естественно, существуют, в том числе и внутри одной фракции. Это закономерно, нормально, потому что объединяются люди самые разные, с различным жизненным опытом, мировоззрением, видением  той или иной ситуации. Важно, что они именно объединяются для решения общих для всех проблем, ищут и находят взаимопонимание, потому что всем абсолютно ясно – чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, надо действовать сообща. Причем это касается как законотворческого процесса внутри думы, так и за ее пределами. Депутаты довольно часто обращаются в парламенты других субъектов с просьбой поддержать их обращение на федеральный уровень, ту или иную инициативу. Особенно тесно мы, конечно, сотрудничаем с законодательными собраниями северных территорий и Дальневосточного федерального округа, потому что у нас много схожих задач, а решать их эффективнее сообща.

Надо отстаивать свои интересы

– Какие из инициированных вами проектов, получивших статус закона,  вы считаете наиболее значимыми?

– Очень благодарен коллегам за поддержку законопроекта о льготах по оплате жилья и коммунальных услуг для учителей. На депутатских приемах люди не раз жаловались мне на такую несправедливость: пока они работают, обучают детей, часть расходов им возмещается. И это существенная для них помощь, потому что, всем известно, оплата труда учителей у нас до последнего времени была крайне низкой, да и сейчас ее достойной не назовешь. Но с уходом на пенсию материальное положение учителя еще ухудшается: и пенсия намного меньше заработной платы, и льгот нет. Получается, выработал человек свой ресурс, а не надо объяснять, насколько это тяжелый труд, и все, своди концы с концами, как знаешь…

Для того чтобы исправить эту ситуацию, областная дума приняла определенные поправки в закон, вступившие в силу с 1 января 2007 года, – льготы у пенсионеров остаются. Хотя опять же – это пока касается только учителей, а в том же образовании трудится масса других специалистов: воспитатели детских садов, няни, другие работники. С тем же вопросом недавно обратились врачи… Значит, сказал председатель думы, опять будем выходить с законодательной инициативой в Государственную думу, отстаивать свои интересы. А это, к сожалению, не всегда получается в полном объеме и так скоро, как хотелось бы.

Поэтому и депутатская деятельность, несмотря на все усилия, далеко не всегда приносит удовлетворение. Все хотят быстрых перемен к лучшему, и это понятно, каждый из нас живет сегодня, сейчас и хочет достойных условий для себя и своих детей. Но последствия системного кризиса экономики начала 90-х будут сказываться еще долго, особенно у нас на Севере. Да, мы стали жить лучше, но для того, чтобы люди не уезжали с Колымы массовым порядком, предстоит сделать очень многое. И в первую очередь – повысить уровень оплаты труда. Раньше люди зарабатывали достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно, жить достойно. А теперь стыдно признаться, что ты – северянин. В прежние годы это звучало гордо, сейчас – оскорбительно. За свой равноценный труд, и это общеизвестный факт, северяне получают плату в разы меньше, чем в центральных районах страны, а жизнь у нас намного дороже, выше цены на товары и услуги, в том числе самые необходимые, на лекарства. Запредельно высокие тарифы на свет и тепло, другие коммунальные услуги. Снабжение продуктами питания нельзя даже сравнить с прежними временами. Сейчас на прилавках либо китайские товары, либо, особенно в районах области, консервация. Да еще зачастую просроченная, да по таким ценам, что не подступиться. Отсюда и настроение у людей, и состояние здоровья, и продолжительность жизни.

В последнее время определенные подвижки на уровне федерального центра уже пошли, но затягивать с ними нельзя.

Об авиаперевозках, отпускной кампании и железной дороге

– Сейчас на развитие северных территорий, в том числе нашей области, предполагается выделение огромных средств. Как, с вашей точки зрения, распорядиться  ими наиболее эффективно?

– Да, разрабатываются проекты целесообразные и с экономической, и с социальной точек зрения. Но, выскажу свое субъективное мнение, не все предложения, которые активно обсуждаются на разных уровнях, кажутся мне в достаточной степени реальными и действенными, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

– Например?

– Например, строительство железной дороги. Возможно, через сотни лет ее сдадут в эксплуатацию, и она начнет работать на развитие экономики региона, но это очень отдаленное будущее, а пока, это мое мнение, - просто утопия. Или нефтедобыча на Примагаданском шельфе.  Безусловно, этим проектом надо заниматься, но четко представляя себе, что отдача от него при самом благоприятном раскладе будет только лет через 10-15. А потому наряду с этими масштабными и сверхмасштабными задачами нужны проекты, которые принесли бы конкретный результат уже в ближайшее время.

Одним из них, на мой взгляд, могла бы стать разработка Колымско-Янской золоторудной провинции. Это действительно перспективные площади, которые дадут доходы в бюджет уже в обозримом будущем. Причем я сторонник того, чтобы проект работал именно на нашу область, а когда разговоры идут о совместных с другим субъектом работах, то это похоже на подведение базы под их объединение, слияние.

– Вы против объединения? С Чукоткой, например? Почему?

– Не могу сказать, что против и вообще не готов немедленно дать оценку такому повороту разговора, но считаю, все должно быть сто раз взвешено и просчитано. Кто сегодня может сказать, насколько это целесообразно или, напротив, нецелесообразно и, главное, подтвердить свою позицию цифрами и фактами? С того времени, когда мы были одним целым с той же Чукоткой, многое изменилось, и нужно принимать во внимание сложившуюся ситуацию. Тогда было под 300 тысяч населения, сейчас – около 150, то есть у нас огромные по площади и практически безлюдные территории. Проблема номер один для нас – огромный дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих специальностей. Специалистов не хватает как в базовых отраслях, на тех же горных предприятиях, ведущих добычу драгметаллов и полезных ископаемых, так и во все остальных - некому учить детей, лечить людей…

Поэтому преференции, обещанные Крайнему Северу, Дальнему Востоку, должны быть предоставлены как можно быстрее, иначе ситуация будет постоянно усугубляться, и тогда уже и усилий, и денег, чтобы заново вдохнуть сюда жизнь, потребуется намного больше. Пока люди бегут…

И, конечно, обязательно нужен конкретный человек, который нес бы персональную ответственность за освоение выделенных средств, других ресурсов, за все принятые решения и их эффективность. Без личной ответственности, я уверен, ничего не получится.

Пока летаемна  «Запорожцах»

– Вернемся к дорогам. Как ни крути, а без транспортной доступности ни о каком развитии территории говорить не приходится.

– Да, конечно. Нужно максимально эффективно распорядиться теми средствами, которые выделяются и будут выделяться на ремонт и содержание трасс в рамках государственной программы. Если же говорить о наших перспективах более широко, то нам надо больше внимания уделять развитию малой авиации. И более серьезно подойти к техническому состоянию аэропорта Сокол. У нас ведь уникальное, крайне выгодное геополитическое положение! Через нас проходят воздушные коридоры, соединяющие разные точки земного шара, и нам, чтобы извлекать из этого прибыль, необходимо построить самые современные топливно-заправочные комплексы, обеспечить условия для взлета-посадки современных воздушных лайнеров и их обслуживания в соответствии с действующими мировыми стандартами.

– В прошлом году в период массовых отпусков цены на авиабилеты взлетели просто до небес – доходило до 60 тысяч рублей за перелет до Москвы.

– И поэтому тоже совершенно необходимо вплотную заняться модернизацией аэропорта. Сравните – «Боинг» берет на борт в разы больше пассажиров, чем «Илы» и ТУ. Конкуренция между авиакомпаниями была бы выше, если бы техническое состояния нашего аэропорта позволяло принимать современные суда. И перелеты стали бы намного комфортнее, это все равно что сравнивать горбатый «Запорожец» с иномаркой. А мы летаем на этих «Запорожцах»… Тут уж не о комфорте, об элементарной безопасности говорить надо.

И нам теснее, считаю, надо работать с авиакомпаниями, осуществляющими перевозки жителей территории. Жестче спрашивать с них и качество услуг, и цену. В прошлом году в пик отпусков депутаты заслушивали перевозчиков на своем заседании, и сейчас мы эту проблему без внимания не оставим.

Елена Водолажская-Колесникова.

г. Магадан



← Назад в раздел