Виталий Басыгысов: «От законодателей зависит очень многое»

Свою республику и то, как сегодня живется на Севере, Виталий Николаевич Басыгысов знает не понаслышке. Посмотрев на него, каждый скажет: спокойный, уверенный, сильный человек. И не ошибется. Он действительно такой. На первой организационной сессии нового состава якутского парламента он был избран Председателем Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), до этого восемь лет представлял республику в Государственной думе РФ.

– Виталий Николаевич, какие задачи стоят перед парламентом республики?

– Это скорее приоритетные направления развития нашей республики в целом, а значит, совместной работы Ил Тумэна с правительством Якутии. Прежде всего приведение нашего законодательства в соответствие с федеральным. Это нормальная работа и относиться к ней надо спокойно. Нередко субъекты опережают федеральное законодательство, принимая свои региональные законы. Когда Госдума принимает российский закон, приходится корректировать.

Актуальное направление – развитие инновационной экономики. Для нашей республики это не только развитие новых отраслей, но и приход в республику стратегических инвесторов, крупных предприятий, которые будут добывать полезные ископаемые на территории Якутии. Это значит, что мы должны принять в пределах наших полномочий законы, по которым они должны жить и работать. Стройную законодательную систему, способную максимально эффективно решить возникающие проблемы в части развития перерабатывающих отраслей. Очень важной остается работа по разграничению полномочий. Федеральный центр уже вернул субъектам 70 полномочий, но по-прежнему остается нерешенным вопрос двух ключей. Здесь мы ведем разговор в различных направлениях. Некоторые наиболее значительные месторождения Россия объявила стратегическими, по ним решение будет принимать только РФ, но есть небольшие месторождения, которые не имеют никакого федерального значения. Почему бы не разрешить субъектам принимать решения по их разработке самостоятельно, а не ехать в Москву обивать пороги министерства за лицензией на месторождение в одну, десять тонн золота или небольшого угольного разреза, имеющего районное значение. Пришла пора разграничить эти полномочия. Нашли же приемлемое решение с лесным и водным комплексами. Да, это федеральная собственность, но находится в управлении субъектов. Такой вариант устроил бы регионы и в отношении недр.

Следующее направление – законотворческая работа с Госдумой. В российском парламенте находятся на рассмотрении семь законопроектов от нашей республики, в том числе четыре моих. Это законы «О районировании РФ», «О гарантиях и компенсациях лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», изменения в Кодекс законов о труде, перечень арктических районов России. Будем продолжать работать по защите интересов пенсионеров. Это не только наша проблема, но и всех северных регионов РФ. Учитывая, что вектор экономического развития страны перемещается на север и Дальний Восток, социальные гарантии проживающих здесь людей становятся особенно актуальными. Если мы социально не защитим территории, то люди сюда не поедут. Еще в начале 90-х мы ставили этот вопрос перед федеральным центром, доказывали, что надо бережнее относиться к кадровому потенциалу северных территорий, но к нам не прислушались. В результате Север и Дальний Восток потеряли значительную часть квалифицированных работников. Если бы мы сохранили своих людей, которые адаптированы, умеют работать в сложных северных условиях, многих сегодняшних проблем удалось бы избежать. Это проблема не только наша, и решать ее тоже нам, законодателям.

Требует совершенствования налоговая система. Она  должна иметь не только фискальный характер, но и поддерживающий, подталкивающий к эффективности. Необходима дифференциация налога на добычу полезных ископаемых. На Севере он должен быть ниже, чем в других регионах, так как у нас гораздо больше затраты. Например, сегодня, даже несмотря на рекордные цены на золото, многие золотодобывающие предприятия убыточны. Имея дифференциацию налоговой системы, можно было бы сохранить некоторые производства, тот же Депутатский горно-обогатительный комбинат по добыче олова или комбинат по добыче сурьмы в Оймяконском районе. Это только в нашей республике, а если взять Россию в целом? В результате предприятия бы работали, добывали редкоземельные полезные ископаемые, у людей была бы работа. Выиграли бы все.

– Как работа парламента будет способствовать реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года?

– Нам предстоит законодательное сопровождение Схемы. О законах, регулирующих взаимодействие республики и крупных добывающих компаний, я уже говорил. Кроме того, это вопросы экологической безопасности, развития инфраструктуры, закрепления местных рабочих кадров, социальные проблемы, совместная работа с местными товаропроизводителями. Примеры сотрудничества муницпальных образований с крупными компаниями у нас уже есть. Это «АЛРОСА» в Мирнинском, «Алмазы Анабара» в Олекминском районах. Будут ли приезжие компании так же заинтересованы в сотрудничестве, много ли наших людей будет работать на этих предприятиях, зависит и от нас, законодателей. Но и перегружать их своими социальными проблемами нельзя. Выгодно должно быть обеим сторонам.

– Виталий Николаевич, в республике и в России в целом впервые законодательная власть избиралась по новой системе. В РФ весь депутатский корпус был избран по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. В Якутии – по смешанной системе: 35 – по пропорциональной системе, 35 – по мажоритарной, то есть по одномандатным округам. Как, на ваш взгляд, это отразится на работе парламента и какие преимущества у партийной системы выборов?

– Все, что происходит в большом масштабе в Российской Федерации и Государственной думе, приходит и в парламенты субъектов. Это закономерно. Россия постепенно переходит на партийную систему. Именно партии будут играть все большую роль, и их влияние на самые разные сферы жизни и политику государства будет все очевиднее. Выборы в парламент по партийным спискам имеют ряд преимуществ. Партийные фракции - это прежде всего дисциплина. Обсуждения и споры приветствуются на стадии обсуждения, а после того, как будет принято решение, депутаты подчиняются партийной дисциплине. Политические партии работают над более глобальными вопросами, связанными с развитием страны. Кроме того, победившая партия тесно связана с руководством страны. Как вы помните, на выборах в Госдуму РФ «Единую Россию» поддержал глава государства В.Путин, возглавивший партийный список. В нашей республике единороссами являются и президент РС(Я) Вячеслав Штыров, и председатель правительства Егор Борисов, а партийный список на выборах в Ил Тумэн возглавил руководитель администрации президента и правительства Айсен Николаев. Так что победившая на выборах партия является действительно партией власти и берет на себя огромную ответственность.

Еще одно преимущество партийного парламента – большая организованность. Так что время одномандатников проходит, они имеют все меньше рычагов влияния. На мой взгляд, сегодня регионам более эффективно работать через политические фракции в парламенте, особенно с партией власти, имеющей конституционное большинство.

– Пригодится ли вам в работе опыт, приобретенный в Государственной думе, и что из организации российского парламента вы бы использовали в Ил Тумэн?

– Безусловно. Я знаю, какими недостатками страдают законопроекты из регионов. Пригодится мне и знакомство с нынешними депутатами, большая часть которых работала в прошлых созывах. За эти восемь лет мне приходилось много работать с правительством РФ, особенно с министерством природных ресурсов, так как я был членом комитета по природным ресурсам в парламенте, с блоком министерств, занимающихся социальными вопросами, Пенсионным фондом РФ. Сотрудничал с комитетом по экономике, возглавлял подкомитет по драгоценным металлам и камням, помогая многим отраслям: золотодобыче, ювелирной и гранильной промышленности.

По примеру Госдумы мы приняли постоянный регламент Государственного собрания. Напомню, что раньше он принимался на время созыва. Мы изменили структуру парламента. За основу взято построение Госдумы РФ, так удобнее сотрудничать с профильными комитетами. Использован был и опыт Законодательных собраний других субъектов Федерации. Упразднены же были только те комитеты, работа которых в прошлых созывах признана неэффективной.

– Какие основные законопроекты будут рассматриваться в ближайшее время, в том числе законодательные инициативы «Единой России»?

– Это закон «О развитии сельского хозяйства в РС(Я)», инициированный правительством республики, законы «О малом предпринимательстве», об охоте и рыболовстве, табунном коневодстве. Большой блок законов о наделении муниципалитетов государственными полномочиями, в том числе по оплате проезда к месту лечения, поддержке ветеранов тыла и труда, жилищных субсидиях уезжающим. Правительство подготовило законопроект о коррупции. К слову сказать, в Российской Федерации этот закон так и не принят, несмотря на то, что в Госдуме находится несколько его вариантов. Сложность в том, что понятие «коррупция» очень широкое. Это взяточничество, превышение служебных полномочий, нарушения, связанные с организацией тендеров и торгов, назначениями на государственные должности и т.д. Думаю, что совсем скоро мы будет рассматривать этот законопроект на пленарном заседании Ил Тумэна.

Один из законопроектов, которые инициирует региональное отделение «Единой России», касается повышения качества жизни якутян. Подобные законы уже есть в нескольких субъектах РФ, будет он и в Якутии. В портфеле фракции «Единой России» есть еще несколько законопроектов, обогатит работу парламента и законотворческая деятельность других партий.

– Какие социальные законы в планах парламента?

– Проекты Законов РС(Я) о социальной поддержке инвалидов, ветеранов тыла и труда. Внесение изменений в закон о жертвах политических репрессий. Если вдуматься, то практически все принимаемые законы носят социальный характер, потому что направлены на улучшение жизни людей.

– Вы были участником IX съезда ВПП «Единая Россия». Дайте оценку прошедшему съезду «Единой России», какие темы и задачи возьмете на вооружение?

– Исторические решения этого съезда всем известны, они призваны способствовать дальнейшему развитию нашей страны, общества. На мой взгляд, очень интересным был форум «Стратегия 2020», где в восьми секциях рассматривались различные аспекты нашей жизни. Они касались демократического развития, глобализации и того, должна ли Россия принимать в ней участие или надо защищаться, инновационного развития России. Это не просто увеличение ВВП, а качественные изменения экономики, которые должны привести к другому состоянию производительных сил. Главное, что мы увидели реальные перспективы нашей страны, путь ее социально-экономического развития. Это очень важно, знать, какой будет страна через несколько лет, и участвовать в этом.

Марина КОЛБАСИНА.

г. Якутск



← Назад в раздел