Свободная страна свободных людей

– Каждый механизм предусматривает детали. Каковы они, Василий Иванович?

– В политическом контексте, хотя и пытаются эксперты четко разделить составляющие, механизм как таковой заключен в логике событий. Еще года два тому назад в череде региональных парламентских выборов Государственная дума вела активные дискуссии: какое решение примет президент Владимир Путин, чтобы двигать дальше вперед страну, - станет менять содержание Конституции или каким-то образом трансформировать формат власти? Выдвигались прогнозистами неожиданные для того времени версии: Путин возглавит правительство, пойдет руководить партией власти… В одном известном СМИ прозвучала даже жесткая критика: мол, все это отвлекающие политические маневры. По всему видать, «проект» такого решения судьбы фактического лидера нации воспринимался очень даже непросто: одни ситуацию воспринимали философски утверждающе, другие – с некоторым недоверием и сомнением.

И вот событие, что называется, свершилось! Признаться, по моему личному эмоциональному восприятию, выступление президента на 9-м съезде было впечатляющим. Владимир Владимирович вышел и стал говорить перед партийной аудиторией слова благодарности и что он окончательно принял решение возглавить правительство и политическую партию, потому что:

В свое время «Единая Россия» была задумана как политическая организация, призванная консолидировать ответственные, конструктивные силы российского общества, собрать вместе, вовлечь в работу всех, кто не мог мириться с развалом и деградацией экономики, социальной сферы, государственной системы и демократических институтов. Кто искренне хотел, чтобы тысячелетняя история нашей с вами страны, нашей с вами Родины не была закончена, чтобы она продолжалась. Чтобы наша Родина стала конкурентоспособной, комфортной для жизни, уважаемой мировым сообществом. Стала свободной страной свободных людей.

Этот вывод поразил присутствующих на съезде простотой логики: может быть, за тысячелетнюю историю нашего государства мы впервые подошли к новому – современному - этапу передачи власти. Председатель правительства и его лидерство как главы исполнительной власти в партии, которая, по выражению Владимира Владимировича, призвана консолидировать ответственные, конструктивные силы российского общества, – цивилизованная, естественная, традиционная для демократических государств практика: – «Слаженная работа правительства и парламентского большинства дает возможность успешно решать вопросы развития экономики, улучшения качества здравоохранения и образования, повышения доходов населения, укрепления обороноспособности нашего государства».

На современном этапе руководителю правительства не обойтись без постоянных и всесторонних контактов с регионами, общественными объединениями, профессиональными союзами, экспертными группами, непосредственно с гражданами страны. И здесь организационная структура партии может стать как раз важным инструментом влияния, а также инструментом обратной связи. Вот о каких механизмах шла речь.

– Некоторые политические обозреватели СМИ и политологи теперь правление в России склонны считать президентско-парламентским?

– Приклеивать какие-то ярлыки к сегодняшней ситуации считаю занятием преждевременным. Мы действуем по тезису: Россия - самобытное, самостоятельное, суверенное государство, которое нащупывает свои пути управления, то есть не все стандартные схемы абсолютно применимы для нас, и в данном случае, я считаю, мы находим свой путь, свою дорогу, чисто российский вариант. Назвать его президентско-парламентским еще рано, наверное, пока мы только вступили на первый этап, когда часть функций и частичка власти вынесена на вторую «площадку». Как ее называть, ну, наверное, когда-то красивое название возникнет официально, может быть, и президентско-парламентской. Мне, кажется, еще рано давать какие-то определения этой новой конструкции.

– Хотелось, чтобы вы шире прокомментировали влияние партийного инструмента на экономику страны.…

– «Единая Россия» при всей своей молодости уже реально, как видите, влияет на важные политические и экономические процессы в стране. Возьмем хотя бы кадровую политику в регионах. Или влияние через парламентское большинство на формирование бюджета страны, на ход федеральных программ, а через них в конечном счете – на всю экономику. Сейчас, надеемся, будет влияние на партийность министров и, в конце концов, партийность всего правительства. Но это дело поэтапное – постепенному влиянию могут подвергаться все организационные структуры государства.

Что касается обратной связи, то она может строиться довольно жестко: министры о своей работе могут отчитываться на президиуме Генерального совета партии.

– Гарант развития экономики – слаженная работа правительства и парламентского большинства?

– Об этом уже много сказано: теперь парламенту очень сложно будет говорить своему народу-избирателю, что, мол, не получается, не срастается тот или иной процесс из-за промахов, нераспорядительности исполнительной власти. В своем политическом докладе Б.В. Грызлов «О роли партии в формировании и реализации стратегии социально-экономического развития России до 2020 года» обращал внимание делегатов съезда: «Объяснений граждане нашей страны требуют уже от партии, а не от Минфина». А поскольку и дальше вся экономическая политика будет закладываться на партийных съездах, на дискуссионных партийных площадках, в парламенте через законы, то, естественно, заложена будет и персональная, конкретная ответственность, и срабатывать схема спроса, основанная на каналах обратной связи, когда парламент постоянно будет знать об исполнении решений. Опять же ссылаюсь на политический доклад 9-го съезда: будут полезны более частые отчеты министров перед парламентом, и, таким образом, сами министры лучше узнают ситуацию в своих отраслях». Насущные же вопросы – очень острые перед страной, - полагаю, пойдут быстрее, без проволочек, традиционной бюрократии.

В первую очередь это проблемы развития собственной экономики. Сейчас мы видим, что реально не успеваем разобраться с галопирующей инфляцией, не можем уследить за процессами, которые происходят в мире, да и в собственном государстве. Нас сегодня всех волнует социальная сфера, хотя, казалось бы, проблеме уделяется так много времени и сил и даже средств, но в этой области появляется все больше и больше проблем. Так, пенсионные дела особенно остры на Дальнем Востоке. Партия не удовлетворена, какими темпами улучшается жизнь малообеспеченных граждан.

– Как вы, Василий Иванович, прокомментируете по сути дела экономический лозунг съезда: «Нам нужно пробиться в пятерку крупнейших экономик мира»?

– План Путина «20 х 20» – в большей степени стратегический план действия или вопрос будущего российской нации и одновременно политическая задача «Единой России», требующая очень серьезной работы в обществе, а не просто обсуждений в формуле «поддержки» или «неподдержки». Неслучайно до съезда повсеместно в регионах проводились «круглые столы» по самым разным направлениям и темам – «Россия в глобальном мире» и заканчивая вопросами культуры, в частности: слишком широкими были проблемы, чтобы запустить процесс обсуждения живых идей, которых не хватает нам при разработке таких стратегий.

Экспертное общество сегодня активно работает, и я считаю, что подключаются в том числе и специалисты, связанные с партией и ее политикой, максимальное число экспертов к тому, чтобы получить практические и реальные проекты. Например, брали глобальный проект «Чистая вода»- серьезнейшая тема, которая в ближайшей перспективе выйдет на первый план, не сравнимая даже с проектом «Нефти и газа». «Развитие территорий» - Дальний Восток и Сибирь, Север. В таких проектах, как «Социальные проблемы», - отражается дух нашего общества. А проблемы «Обороноспособности государства»?

Стратегия развития страны до 2020 года «становится еще более очевидной, что размах и амбициозность наших планов не является следствием частого каприза или фантазии», а это есть детальные и практические пункты разработки и подробного плана – не кабинетных стратегов, а научных экспертов и практиков.

– Что значит: проводить внутреннее реформирование партии «Единая Россия»?

– Из трех путинских условий на согласие возглавить партию «Единая Россия» - «стать более открытой для дискуссий и мнений избирателей» основана на общей партийной угрозе «забюрократизироваться», «забронзоветь». Именно это состояние может получить лечебную «прививку» от открытости и возможности дискутировать и слушать различные мнения. К удовольствию, учитывая исторический опыт, этим мы стали очень активно заниматься с первых шагов партийной деятельности – в «Единой России» повсеместно стали возникли своеобразные клубы по интересам: «4 ноября», «Государственно-патриотический клуб».

Сформированы были также Центры интересов партийных и непартийных групп. На одной площадке сложно поднимать самые разнообразные темы и дискуссионно их обсуждать. Важно, чтобы везде шел хороший, здравый процесс с четкими элементами дискуссий и чтобы полезные зерна истины отсеивались. Формат их таков, что разные территории Запада, Урала, Сибири, Дальнего Востока брали для обсуждения вроде бы одинаковые темы. Но в структуре их дискуссионного среза делался разный подход. У дальневосточников, скажем, внимание акцентировалось на самых жгучих проблемах социального блока и особняком проходили дискуссии о демографии – глубине и широте столь жизненно важной проблемы именно для этой территории. На дискуссию приглашались аналитики, специалисты, которым было что сказать волнительного и нетрадиционного. Потому тема Дальнего Востока продолжала неоднократно обсуждаться на Центральной «площадке» - в Москве, как раз с теми комментариями и выводами, что делались непосредственно у Тихого океана. В таком контексте, скажу, единороссы Дальнего Востока основательно стали оказывать влияние на работу Госдумы – мы были в состоянии «транслировать» региональные идеи на государственной трибуне, которые не надо было выдумывать, а защищать. И делать выводы о мерах: как закреплять граждан, живущих в суровых и дальних условиях, как поддерживать их материально?

– Не могу в связи с этим , Василий Иванович, не задать вопроса о работе комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востоке, тем более что вы там стали первым заместителем председателя?

– Комитет подготовил для нового правительства свод законопроектов, которые тщательно разрабатывались в последние четыре года. Многие «региональные» проблемы, исходящие от нас и от Законодательных собраний региона, не находили должного отклика в Госдуме под разными предлогами и даже их качественной юридической проработки. Сверхъестественных проблем в этих документах не заложено - все они, как и прежде, связаны с жизнью населения в особых экстремальных, удаленных территориях, которые государство должно компенсировать. И эту удручающую население разницу наш Комитет, анализируя, старается донести до сознания депутатов. Жизнь окраинных территорий идет в громадном разрыве с реальными доходами местных жителей.

Остаются нерешенными проблемы пенсионеров, программы переселения граждан и новая разумная политика правительства в этом плане, транспортное обеспечение, программы строительства объектов для форума АТЭС-2012, на который жители Дальнего Востока возлагают большие надежды в плане развития Дальнего Востока и его месте, как экономической площадки России для ее вхождения в экономику стран АТР!

Валентина БРАТЧИКОВА.

 



← Назад в раздел