7-8 (363-364) 2014


Великая стройка от Байкала до Тихого океана

Идея строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) восходит к концу ХIХ - началу ХХ века и обусловлена в первую очередь военно-политическими причинами. Академические и околонаучные споры по освоению Сибири и Дальнего Востока подстегнули неутешительные итоги Русско-японской войны 1904 - 1905 годов, которые со всей очевидностью показали острую необходимость строительства второй рокадной железной дороги на востоке страны, дублирующей Транссибирскую железнодорожную магистраль.

Ефим БАСИН: «Строить - мое призвание и жизненное предназначение»

Ефим Владимирович БАСИН - Герой социалистического труда, легенда строительного комплекса России, за которым стоит целая эпоха и поколение строителей. Достаточно вспомнить БАМ, и становится понятно, что мы имеем дело с человеком, умеющим вершить великие дела на самых больших стройках. С 1980 по 1990 год руководил строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в должности начальника Главного управления, заместителя Министра транспортного строительства СССР.

Соколы Феликса

В золотых звездах героев труда пятерых известных строителей БАМа навсегда останется отблеск звезды легендарного Ходаковского

Испытание БАМом

Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий ФРОЛОВ

БАМ - трижды юбиляр

Глава - Председатель Правительства Республики Бурятия Вячеслав НАГОВИЦЫН

Рожденный магистралью

Белый город мечты, северная столица Бурятии, младший брат Питера - это все о нем, молодом городе железнодорожников - Северобайкальске. О том, как сегодня, в канун большого юбилея магистрали, чувствует себя «брат - 2» и каковы контуры его дальнейшего развития, мы поинтересовались у главы муниципального образования «город Северобайкальск» Сергея РЫБАЛЬЧЕНКО.

Тоннель имени Владимира Аслам-Бековича Бессолова

Бурятский участок Байкало-Амурской магистрали - один из четырех ее участков, который проходит по территории Северо-Байкальского и Муйского районов республики. Здесь через труднопроходимую тайгу и необжитые места почти 40 лет назад были проложены 524 км стального пути. Ударная комсомольско-молодежная стройка собрала на севере Бурятии сотни посланцев из разных регионов страны, которые построили не только железную дорогу, мосты через горные реки и тоннели, но и бамовские поселки, в том числе Таксимо, город Северобайкальск, который называют столицей Бурятского участка Байкало-Амурской магистрали. Почти четверть века ушло на строительство самого протяженного в мире Северомуйского тоннеля. Все эти годы БАМ работает на Россию, испытывая огромные трудности с дальнейшим развитием инфраструктуры, с рабочими местами, переселением бамовцев из ветхого и аварийного жилья.

БАМ, который мы не потеряли

27 апреля 1974 года с Комсомольской площади на БАМ отправился первый ударный отряд. Тот поезд отправился в Сибирь без командира отряда Виктора Лакомова. Об этом мне 40 лет спустя за столом в его доме Виктор Иванович напомнил между делом.

Неопубликованное интервью

Главный редактор газеты «Восточно - Сибирский путь» Евгений БОГАЧЕВ

Строитель БАМа - Таловский завод ЖБК

Директор ООО «Таловский завод ЖБК» Виктор ПЛЮСНИН

Дорога - начало всех перспектив

Михаил ЗАИЧЕНКО, начальник Дальневосточной железной дороги, депутат Законодательной думы Хабаровского края, Почетный железнодорожник РФ, Почетный гражданин города Хабаровска:

«БАМ-2 даст развитие многим инвестпроектам»

Губернатор Амурской области Олег КОЖЕМЯКО

Северная столица устремлена в будущее

Когда-то про Тынду говорили часто, и казалось, что по-другому и быть не может. Даже придумали: «Тында - крайняя точка Москвы…» Мы думали, что это именно так. Да и как не думать, если ничем не примечательный таежный поселок, в котором проживали около четырех тысяч человек, вдруг в 1975 году стал столицей. Столицей БАМа.

Пути-дороги Ивана Варшавского

Иван Николаевич ВАРШАВСКИЙ кроме Звезды Героя Социалистического Труда имеет орден Ленина, орден «Знак Почета», медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», медаль «Ветеран труда», медаль «100-летие Транссиба», медаль Святого Сергия Радонежского. Последнюю награду он получил за участие в сооружении в Тынде храма Святой Троицы. Ему присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации».

Мое открытие БАМа

Пресс-секретарь ООО «БСК-Взрывпром» Иван ШЕСТАК

«Для меня БАМ - вся жизнь, которая состоялась на этой стройке»

Директор ООО «ЗабайкалТехноСтрой» Ирина АРЗУМАНОВА:

«Мы выросли, как вырастает идущий к пристани корабль…»

Наш собеседник - Почетный транспортный строитель, Заслуженный строитель РФ, председатель совета директоров ОАО «Бамстроймеханизация» Василий Иванович ТАРАСЕНКО.

О БАМе, мостах и своей команде

Заслуженный мостостроитель Петр МАЙСТРЕНКО:

 «На БАМ я приехал на три года, а получилось так, что остался на всю жизнь».

Мал золотник, да дорог

Директор «Районных электрических сетей» Виктор ПАРФЕНОВ

Мой БАМ

Анатолий СНЕГУР

Очарованные Чарой

Молчанье тайги вековое,

Распадка задумчива хмарь.

Дорога, как что-то живое,

Прорезала хвойную даль.

Романтика -  это только мечта!

- Какие они были, бамовцы? - с таким вопросом обратились кадеты одной из читинских школ к участникам круглого стола по БАМу, прошедшего в библиотеке имени Пушкина.

Стальное  кружево  мостов

Из истории БАМа - 1984г. Мостоотряд - 74

БАМ - дорога в будущее Якутии

Президент Республики Саха (Якутия) Егор БОРИСОВ:

«Все последние десятилетия Якутия через строительство железных дорог Беркакит - Томмот - Якутск и Улак - Эльга методично расширяла зоны влияния БАМа, усиливая его экономическое и социальное значение для всей России.

Сегодня, когда развитие Дальнего Востока объявлено приоритетом для всего нашего государства, БАМ становится важной инфраструктурной составляющей нашего общего движения вперед».

«И без пересадки отправляются в Москву»

Александр БОНДАРЬ - Почетный житель Республики Саха (Якутия)

На БАМе творили чудеса

Василий Никитович МАЗУР - генеральный директор ЗАО «Транссахамост», действительный член Академии транспорта России, почетный транспортный строитель России, заслуженный строитель Якутии, кавалер ордена Дружбы народов, награжден медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали», «За восстановление Ленска», автор 24 изобретений и 207 рационализаторских предложений.

Жили по неписаным законам с песнями на разных языках

Генеральный директор ООО «Дирекция по строительству ж/д линии «Беркакит - Томмот - Якутск» Евгений ВЕШНЯКОВ

Из когорты первопроходцев

Бйкало-Амурская магистраль отмечает свое 40-летие. Для многих строителей уникальной трассы эта цифра оказалась неожиданной. Кажется, совсем недавно ветераны праздновали в Тынде 30-летие железной дороги, которую сами же и сооружали, и как-то вдруг она «повзрослела» еще на десяток лет…