Духовные основы развития страны

Настрой на дискуссионный лад задал взаимный монолог профессора, доктора исторических наук, преподавателя Дальневосточного госуниверситета Светланы Дударенок и руководителя отдела образования Владивостокской епархии отца Ростислава о роли и месте православного христианства в становлении российской цивилизации и ее культуры и влиянии таких многочисленных конфессий, как баптисты, адвентисты, пятидесятники, имеющих на территории Дальнего Востока более чем столетнюю историю.

Светлана Михайловна упрекала государственных чиновников разного ранга в том, что они не только не используют их опыт духовного воспитания народа, но “владеют, мягко говоря, не совсем достаточными знаниями” об этой важной сфере веры. Ученая предложила специальный труд “Религиозные организации Приморского края. Словарь-справочник”, который, мол, поможет раскрыть не только смысл вероучения, определить поле его влияния, но пути проникновения в Россию данных религиозных конфессий, историю бытования их на территории Приморского края.

Отец Ростислав в ответном слове призвал на помощь мудрость Библии: “научиться в этом деле отделять зерна от плевел” и пристальней смотреть в многовековые глубины верования своей страны, ибо современная Россия, ориентируясь на “западную культуру”, очень многое теряет, забывая, что кое-кому хочется принизить историческую роль православия.

– Мы не хотим от “западной культуры” отгораживаться и, безусловно, все положительное, что создано на Западе, будем брать, но ни в коем случае мы не должны поддаваться той, к сожалению, агрессивной политике, я не побоюсь этого слова, которую Запад проводит относительно России. И эта политика совершенно сознательна. Я не думаю, что здесь нужно много об этом говорить, это просто очевидно. Потому что, скажем, те разрушительные влияния, которые происходили и происходят в России, особенно в 90-е годы, весь этот информационный пресс, попытка заброса нам этих так называемых свободных ценностей, которые подталкивают нас и фактически поставили россиян на край пропасти с точки зрения состояния нравственных проблем. Многие исследования говорят просто о войне, которая ведется против нас в этой сфере…

Ростислав Мороз как конкретный пример тактики западных политиков вспомнил глубокую историю - времена Византийской империи: как ее культурное достояние хитро игнорировалось и разрушалось.

– И сегодня по одному сценарию все происходит, - подчеркнул святой отец. - Мы не нужны окружающему миру по большому счету ни чем иным, как громадной культурой, которой обладаем. И если всемирно к ней лицом повернемся и попытаемся соответствующим образом выстроить наши общеобразовательные программы, да еще молодежь к этому приобщить-то, получится достойное поле деятельности, на котором будет произрастать гордость за свою страну, желание жить и развиваться.

– Как-то так в общественном сознании нынче сложилось представление о том, что вроде как ответственность за духовность полностью лежит на церкви, на общественных организациях. Я хочу подчеркнуть другое: ответственность за судьбы страны по Конституции России лежит на органах государственной власти, - включился в духовную дискуссию ректор ДВГУ Владимир Курилов. - Государство должно отвечать за то, что происходит в стране. Но вот это участие государства мы отмечаем далеко не всегда. А нам нужно говорить громким голосом и с ясным пониманием того, что государство должно отвечать за судьбы народа, отвечать за судьбы детей, которые сейчас рождаются, которые растут, и государство несет полную ответственность за то, с какой нравственностью наши дети входят в современный мир.

Что касается основ духовности, то, конечно, для любого народа основой формирования мировоззрения, понятия о добре и зле, является язык. Поэтому русский язык достаточно долго был совсем забытой темой для дискуссий. Преподавание его в школе считалось чем-то таким обязательным, но совершенно непопулярным. К преподавателям русского языка и литературы относились достаточно иронически. Особенно в последние 15 - 20 лет, когда в нашу жизнь пришли открытые границы и разрушились те стены, которые разделяли страны. Усилились процессы глобализации. Пришел язык Интернета, русский стал постепенно исчезать. Об этом говорят многие ведущие учителя, преподаватели, политики, литераторы, религиозные деятели. И говорят правильно. Сейчас на русском языке общается все меньше и меньше людей даже в России. Вот последняя перепись российского государства показала, что два миллиона российских граждан вообще не знают русского языка. И если мы считаем, что 145 миллионов человек в нашей стране говорят по-русски, и примерно 160 миллионов человек за пределами страны общаются на русском как на втором языке, то цифра, в общем, не такая плохая. Если не учитывать при этом то обстоятельство, что число по-настоящему знающих русский язык снижается. Появились дети в стране, которые при поступлении в вузы ставят вопрос на вступительных экзаменах таким образом, чтобы им предлагали сдавать не русский язык, а английский.

Очень правильную позицию по отношению к роли русского языка занял президент страны: 29 декабря 2006 года он объявил 2007-й Годом русского языка, а 21 июня специальным указом беспрецедентно был создан фонд “Русский Мир”.

Второе основание, на котором зиждится духовность, - это опыт морали и нравственности, понятие о добре и зле. В течение тысячи лет в России понятие о добре и зле с молоком матери дети впитывали прежде всего на основе православной культуры. Хотя я сразу хочу оговориться, что, на мой взгляд, Россия, где проживает более 130 национальностей и традиционно существовали такие конфессии, как православие, иудаизм, мусульманская религия и другие, выстояла и выросла на основе благородного понятия веротерпимости. Православие не было той религией, которая бы активно боролась с другими конфессиями. Это не создавало ситуаций борьбы, противоречия, ненужного противоборства. Каждому народу предоставлялось право идти своим путем, использовать исторические и религиозные традиции. И потому религия не только не исчезла, но после многих десятилетий духовного мрака в СССР, осталась жива, дает новые ростки. Обозначается тяга молодых и немолодых людей к религии, традиционной для своего народа. И мы с вами должны относиться к ней соответственно, как к явлению, необходимому условию для нормального развития нашего общества.

Формирование духовности в нашей стране осуществляется разными способами. И далеко не последнюю роль в этом играют средства массовой информации. Но, посмотрите, что творится на наших телевизионных экранах. Большинство присутствующих здесь бывали и в Соединенных Штатах, и в Японии, и в Корее. Вы видели где-нибудь, чтобы свободно, раскованно пропагандировалась порнография, которую любой ребенок может посмотреть в любое время дня и ночи? Да нет этого нигде! Почему же мы так позволяем разрушать духовность наших детей через телевизионные каналы, заинтересованные только в одном: как можно больше заработать денег, сделать канал популярным.. Включите телевизор после двенадцати ночи: показывают то, что, на мой взгляд, прямо запрещено законом. Почему мы позволяем это делать?

Я как-то потратил время: взял семь телевизионных каналов самых популярных и за день подсчитал, сколько сцен насилия демонстрируют. За одни сутки - четыреста случаев. Четыреста! Изнасилования, убийства, потасовки, пьянство, наркомания, проституция. Нет, без вмешательства государства этот вопрос уже решить невозможно. Государственная дума, Федеральное Собрание должны вмешаться в порочный процесс. Я знаю, как трудно у законодателей страны проходит решение вопросов по защите от детской порнографии, по защите от педофилии - очень трудно проходят такие законы. И до сих пор далеко не все, что нужно сделать, сделано.

Отец Ростислав здесь расказывал о той войне, которая ведется против духовности. Вы знаете: такое впечатление, что в самом деле эта война открыто ведется против нашего народа, и непонятно, кто в каком окопе находится, кто на чьей стороне? Ведь российские средства массовой информации делают то, что разрушает духовность наших детей.

Информационный бум и “свобода слова” так развязали руки СМИ, что многие журналисты газет, радио, телевидения превратили свой “инструмент” формирования духовности человека в интенсивный процесс разрушения этой духовности. На таких откровенных дискуссиях, как правило, пресса не высказывает публично своих позиций: мол, у нее есть своя “публичная трибуна”, где можно, не стесняясь, вольно излагать позиции. Но на сей раз “слово” взяла Ольга Сомкина - журналист телекомпании “ОТВ-Прим” о самой главной ячейке общества – семье, воспитании ребенка с детского садика, в школе, на улице, в обществе. Здесь, к великому сожалению, российское государство очень мало что-либо делает в плане развития культуры. Да, в последние годы взбудоражена эта “тихая заводь” замечательными национальными проектами: образования, здравоохранения, доступного жилья. Однако все упирается в решение технических проблем. Но у педагогов не хватает на новом этапе государственности мудрости учить детей “слушать, чувствовать, видеть, любить Россию”. Им, как некогда было в стране, абсолютно не помогают вершить это великое благодеяние богатые спонсоры. “В наше время немодно, невыгодно, непрестижно быть меценатом, а государство как-то не заинтересовано в такой общественной акции, не поддерживает никак даже редких начинателей российского спонсорства”.

Куликов Геннадий Петрович - декан факультета философии, теологии и религиоведения Дальневосточного госуниверситета: – Нам бы очень помог опыт, который мы имели при советской власти: ни один народ, ни одна страна за столь короткий промежуток времени столько много не сделала для своей культуры, как советская власть. Посмотрите внимательно вокруг себя - большинство зданий и сооружений созданы при советской власти. Она во Владивостоке открывала цирк, драмтеатр, школы, библиотеки, которые в наше время помаленьку почему-то закрываются и продаются коммерческим структурам. Я не согласен с мнением некоторых выступающих, что только духовный мрак тогда все покрывал. Извините, мы все воспитанники Союза, и то, что мы сохраняем Россию на плаву, это во многом заслуга старшего поколения. Я понимаю, что сейчас мы находимся в некоторой сумятице духа, социальная структура у нас создается какая-то иная, да и делать ставку на социальный интерес, который не консолидировался, сейчас еще преждевременно. Но в центре внимания сейчас должен быть вопрос о нации.

Много размышляем о гуманизме. Он у нас стал расхожим словом, за которым ничего не скрывается. Нет соответствующих дел. За гуманизмом или под ним скрываются очень объективные тенденции - возрастание роли человеческого фактора. Хотим мы это признать или нет, но если мы желаем выжить, то забота о конкретном человеке должна возрастать. Это та личность, которую мы имеем сейчас с вами и должны будем иметь в будущем. Так вот что она из себя представляет? Разве это гуманно, если, скажем, 75 миллионов работающего населения, из которых 55 получают доход в 5 тысяч рублей в месяц? По европейским стандартам уровень бедности, нижний порог – 6,5 тысячи рублей. А у нас миллионы получают по 5 тысяч – это уже нищета!

Гуманно ли состояние, в котором мы находимся? Ну, наверное, нет! И когда мы этот разрыв будем преодолевать, в какие сроки? В ближайшие 10 или 20 лет?

Я очень рад, что у нас в университете будет развиваться каноническое право. Наверное, это очень смелый шаг и, может быть, полезный. Но те социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, вряд ли можем разрешить с помощью этой формы права, которая имеет достаточно узкую область применения. У нас в Приморье получили материнский сертификат в прошлом году 5 тысяч жителей. В позапрошлом году очередь на детские сады была 16 тысяч детей во Владивостоке, в этом уже 18 тысяч. И куда мы денем этих детишек, которые через год - два встанут в очередь на детский садик? Я понимаю, надо возрождать церковь, храмы, службы - все правильно. Но почему за счет социальной сферы? Давайте здесь все-таки найдем какой-то разумный компромисс.

Предметно о развитии культуры говорила доцент кафедры культурологи ДВГУ Мария Борисовна Сердюк: она становится “академичной”, народа чурается, а в такие глубинки российские, как Дальний Восток, вообще не доходит. Приморье готовится к форуму АТЭС во Владивостоке. Край подчас довольствуется тихоокеанскими кинофестивалями. А где новые библиотеки, картинные галереи, выставки? Почему Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей работают активно на заграницу, а Дальний Восток ведь мог бы быть их филиалом.

Лазарев Геннадий Иннокентьевич, ректор ВГУЭС: – Тема сегодняшнего обсуждения исключительно актуальна. Последние 15 - 20 лет в нашей стране были, прямо скажем, очень непростыми. Они не способствовали развитию духовности в стране, и мы многое потеряли. Но все прекрасно понимают, что русский народ, все те, кто живет в России и имеет существенно отличительную черту, она все-таки в генах наших заложена, это - высокая духовность. И я думаю, что если государство вернется к своим прямым обязанностям, связанным с развитием духовности, то все это достаточно быстро восстановится. Мне кажется, что вот такие дискуссии, что мы проводим, нужны и важны. И мы знаем, что такие обсуждения в Центрах социально-консервативной политики проходят по всей стране, они, в конце концов, как-то используются для того, чтобы вырабатывать стратегию власти, для того, чтобы находить конкретные пути реализации важнейших проблем, которые в том числе обсуждаются в таких центрах.

Я думаю, что результаты нашего с вами обсуждения, наверное, лягут на стол в верхах и будут изучаться, обсуждаться и в какой то степени учитываться. Дискуссии – дело хорошее, но нам надо вырабатывать конкретные механизмы, которые позволяли бы результаты этих обсуждений реализовать. Причем реализовать в масштабе страны. Мне хотелось бы высказать такое пожелание избранному президенту и председателю правительства, чтобы в рамках государственных приоритетных задач была включена стратегия действий государства в области развития духовности в нашей стране. И, как я считаю, чтобы такую стратегию разработать в виде конкретного документа, необходимо привлечение широкой общественности, всех слоев населения. Такой документ просто-напросто необходим, потому как без него какие-то планомерные целенаправленные действия государства невозможны. При разработке этой стратегии должны быть выделены приоритеты, зоны ответственности, компетентности и полномочий на уровне страны, на уровне регионов, на уровне муниципальных образований и, может быть, даже с более глубокой детализацией.

Я бы хотел тоже высказать свою точку зрения относительно одной проблемы, связанной с духовностью, с национальной терпимостью, толерантностью, применительно к нашему Дальневосточному региону. С большой вероятностью у нас во Владивостоке пройдет форум АТЭС. Мы сейчас себя позиционируем как Европа, Россия в центре Азии, и будущее Владивостока, Дальнего Востока России немыслимо без притока сюда иностранцев. И, кстати, как я представляю, отличительная черта нашего региона состоит в том, что здесь живет очень много национальностей. И вот у меня вызывают опасения и настороженность националистические настроения, которые проявляются с каждым годом все острее. Это очень тревожная тенденция, и здесь должна быть тоже сформулирована стратегия всех ветвей власти, потому как многие из этих событий произойдут в городе Владивостоке. И я думаю, что без разработки этой проблемы развитие Приморья, развитие города как международного центра будет весьма и весьма затруднено.

Усольцев Василий Иванович: – Понравилась мне мысль о том, что во многом нам мешает двойственность. Действительно, она присутствует. Двойственность во всех сферах нашей жизни: бизнесмен сегодня поставлен в такие условия, что он, с одной стороны, должен помнить о каких-то моральных, духовных принципах, а с другой - толкать соседа, забирать рынки и проявлять определенную жесткость. Его жизнь заставляет это делать, иначе он будет сам сметен с арены. Двойственны средства массовой информации: смотрите - правомерно насчитано по телевидению 400 сцен насилия в один час, а профессионалы СМИ уверяют, что им нужен рейтинг, нужны деньги. И Куликов Геннадий Петрович правильно говорит про власть как составляющую частичку общества, находящуюся под этим прессом двойственности, потому что существует переходное состояние экономики и, наверное, системы построения власти, когда жесткие принципы экономической самодостаточности в государстве превалируют над духовными основами.

Критика за “круглым столом”, - заключает депутат Госдумы, - идет на власть, на государство. Я, конечно, согласен с тем, что 80 % ответственности за все, что делается в стране, лежит на власти. Но, наверное, не надо забывать про общество, про самих себя. Мы ведь тоже являемся ответственными лицами за самых близких и свою работу в обществе. И как на местах воплощаются в жизнь национальные программы, как осуществляется постановка учебного и воспитательного процесса в каждой школе? Почему в отдельных районах плохо работают культурные центры? Не нужно уповать только на расторопность высокой власти в подготовке и исполнении законов. Как они работают на местах – должна быть забота всей административной цепи - с самых верхов и до низов. Вот за этим “круглым столом” сидят представители и краевого Законодательного собрания и городской думы, и члены исполнительной власти, которые вершат дело воспитания в своих городах и селах.

Василий Иванович выразил надежду, что многие предложения дискуссии найдут свое воплощение сразу же – по следам сказанного, что-то войдет в проекты будущей работы. Неслучайно Центр социально-консервативной политики – Дальний Восток озаботился проблемами нынешнего развития.

– Мы сейчас работаем над созданием Института развития Дальнего Востока, где как раз идеи, озвученные на этой площадке, будут воплощаться в жизнь в виде особого “продукта”- закона, постановления правительства, программы и, в конце концов, конкретного финансирования. Все это поможет сдвинуть с мертвой точки многие проблемы духовного воспитания людей.

Николай РУСС. г. Владивосток



← Назад в раздел