Инвестиции в человека становятся национальной целью

Заканчивается очередной этап новейшей истории нашей страны, нам с вами, уважаемые коллеги и сограждане, в соответствии с Конституцией дается право определить наше будущее. Впервые к границе этапов мы подошли с определенной уверенностью – принят трехгодовой бюджет, сформирована концепция развития страны на перспективу, определены приоритеты внешней и внутренней политики, государство осознало необходимость решения демографических и иных социальных проблем, инвестиции в человека становятся национальной целью.

Необходимо взвешенно подойти к решению и продолжать эффективно работать. Есть цель, нужно ее достигать, в первую очередь для своих детей и будущих поколений.

Каждый новый этап начинается с ожидания перемен, и, конечно же, в лучшую сторону. Для большинства наших соотечественников это связано с реализацией приоритетных национальных проектов, в том числе и “Доступное и комфортное жилье - гражданам России”. Ведь отсутствие реальных возможностей у граждан обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания препятствует полноценному и гармоничному развитию личности, снижает демографическую активность, обостряет социальную напряженность в обществе, что в итоге приводит к замедлению экономического развития страны.

Серьезной проблемой является отсутствие достаточного количества земельных площадок под жилищную застройку. В первую очередь речь идет о земельных участках, оснащенных инженерной инфраструктурой. Если мы хотим существенно уменьшить или, во всяком случае, стабилизировать цены на жилье, необходимо динамично наращивать объемы жилищного строительства. Как следствие - мы должны переходить от точечной застройки к комплексному развитию территорий. Экстенсивный путь в строительстве жилья должен быть завершен, будущее – за интенсивным развитием.

К примеру, есть предложение строить быстровозводящиеся дома, которые имеют низкую себестоимость, собираются за очень короткий промежуток времени. Естественно, дома нуждаются в электроэнергии и отоплении. В нашей стране есть уникальные разработки автономных мини-энергосистем. Кроме того, есть принятая программа газификации страны и уже построенные газопроводы. Вопрос в механизме и стоимости подключения. По электроэнергии - не секрет, что изолированность энергосистем Дальнего Востока привела к тому, что тарифы на электроэнергию в нашем регионе значительно выше среднероссийских, а темпы роста потребления электроэнергии приближаются к ним. Необходимый импульс для запуска роста – выравнивание базовых условий функционирования экономики. Повышенные тарифы на электро- и теплоэнергию ухудшают инвестиционный климат и не только сдерживают создание в регионе новых предприятий, но сокращают возможности рентабельного производства на функционирующих и имеющих спрос как на внутреннем, так и зарубежных рынках. Один из путей снижения тарифов - формирование единого оптового рынка электроэнергии плюс обоснованная и разумная компенсация разницы стоимости тарифов государством. Реализация крупнейших инвестиционных проектов во многих случаях не может произойти “автоматически”, а требует определенных усилий со стороны государства. Федеральные органы власти могут и должны оказать влияние на реализацию крупнейших инвестиционных проектов по двум ключевым направлениям: за счет инвестиций в развитие инфраструктуры и путем принятия ряда правовых и административных решений. Создание инфраструктуры (транспортной, энергетической) возможно не только за счет средств федерального бюджета, но и в рамках инвестиционных стратегий инфраструктурных монополий.

К слову, правительство РФ на ближайшем заседании планирует утвердить генеральную схему размещения объектов электроэнергетики в стране до 2020 года, в том числе и по Дальнему Востоку, где основными электропотребителями на протяжении этих лет, как и сейчас, будут Приморский и Хабаровский края, Якутия и Амурская область.

Другое направление увеличения количества земельных площадок под жилищную застройку находится в возможности вытеснения промышленных производств за пределы городов в целях использования высвобождающихся земель под строительство. На территории большинства поселений РФ расположены производственные предприятия – это 10-20 процентов площади поселений. В то же время мировая практика отмечает вытеснение производств за пределы городов. Здесь необходимо разработать механизмы, стимулирующие в этой связи промышленников. Причем размещение промышленных объектов за чертой города – это еще и вопрос экологии, жить рядом с коптящей трубой не является фактором комфорта.

Промышленность. Намеченный интенсивный рост жилищного строительства предъявляет повышенные требования и к промышленности строительных материалов, предприятия которой практически полностью находятся в частной собственности и не во всех случаях финансово и технологически готовы в короткие сроки обеспечить резкое увеличение производства строительных материалов. В этой связи на первый план выходят вопросы о мониторинге текущего состояния промышленности с принятием программ реконструкции и последующей диверсификации производства, необходимости и целесообразности государственной поддержки отрасли, т. к. развитие стройки зависит не только от наличия площадок под застройку и резкое повышение темпов строительства возможно только при обеспечении его адекватным наращиванием темпов производства строительных материалов. Основная часть предприятий по производству стройматериалов сосредоточена в европейской части России, поэтому их поставки в регионы Дальнего Востока ведут к значительному удорожанию себестоимости строительства. Необходимо заметить, что Дальний Восток граничит с бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона, готовыми восполнить дефицит строительных материалов, но разницу стоимости доставки с Запада (соответствующих по характеристикам и качеству товаров) нивелируют высокие ставки таможенных пошлин. Выход из положения – комплексный подход к снижению таможенных пошлин и тарифов на железнодорожные перевозки. Как говорилось выше, необходимо заинтересовать монополию-перевозчика в развитии отдаленных регионов страны, а федеральный бюджет как единоличный получатель таможенных платежей путем снижения ввозных пошлин смог бы напрямую инвестировать регионы, минуя распределение денежных средств по бюджетам всех уровней.

Кадровый вопрос. Сегодня, как никогда, строительная отрасль нуждается в профессионалах. Спрос на рабочих общестроительных специальностей сегодня составляет от 70 до 80% от общего числа вакансий в строительстве. Ежегодно каждому региону не хватает в среднем более 600 каменщиков, столько же газосварщиков и электросварщиков; более 400 монтажников, более 200 арматурщиков и бетонщиков. Сезонные колебания спроса на некоторые виды строительных работ и постоянный дефицит рабочих общестроительных специальностей породили практику привлечения иногородних и иностранных рабочих со сдельной оплатой. Текучесть кадров в производственно-строительных компаниях остается довольно высокой (более чем на 30% выше, чем, например, среди торговых и торгово-производственных работников), что объясняется распространившейся в последнее время практикой привлечения работников “под проект”. Кроме того, в настоящее время на строительном рынке наблюдается острый дефицит высококвалифицированных специалистов. Например, спрос на инженеров-строителей, конструкторов, сметчиков значительно опережает предложение по данным категориям специалистов. Повышенный спрос на инженеров-проектировщиков, инженеров-строителей и сметчиков связан в том числе с увеличением объема строительства зданий и сооружений, возводимых по новым зарубежным или нестандартным технологиям. Необходим структурный подход, в том числе и в виде социальной рекламы, к популяризации профессии и восстановлению системы профессионально-технического и среднеспециального и высшего профессионального образования.

Совместная работа. Жилищное строительство - одна из самых “проблемных” сфер взаимодействия государства и бизнеса. Разговор власти и бизнеса о жилье зачастую ведется на повышенных тонах и далек от продуктивного диалога. Между тем, необходимость эффективной реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России” требует, чтобы предприниматели и представители властных органов пришли к согласию. Никто не требует полной отмены государственного регулирования отрасли, и это, в принципе, невозможно. Если государство выступает в роли инвестора, то оно имеет право видеть, куда и как пошли эти деньги. Другой вопрос – совмещение государственного регулирования с саморегулированием. Для этих целей принят Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 “О саморегулируемых организациях”.

Данный проект направлен на создание модели эффективного сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности с целью поддержания баланса интересов предпринимателей и государства, позволяющего существенно уменьшить бюрократизацию и коррумпированность государственных органов и способствующего дальнейшему развитию предпринимательства. Основная задача - создать реальные условия для осуществления заявленной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения, а также поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в своей отрасли, создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования, потребителей и субъектов саморегулирования и государства. Стратегическая задача - появление нового механизма допуска компаний на рынок, позволяющего обеспечивать гарантии предоставления безопасных и качественных продуктов и услуг в сфере строительства и смежных областях деятельности для граждан России.

Цели и задачи национальных проектов во многом совпадают с целями и задачами целевых программ различного уровня. Поэтому необходим эффективный механизм их экономической и организационной интеграции. В этом плане отмечу, что основная идея национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” - в переходе на экономические методы управления, четком определении роли государства и местного самоуправления в новых условиях, опережающем развитии рыночной инфраструктуры. Соответственно, необходимо создать полноценные и эффективные управленческие системы, использующие современные управленческие технологии: сетевое планирование, управление проектами, целевое управление и др.

Реализация национального проекта “Доступное, комфортное жилье - гражданам России” - многогранная задача, объединяющая большое количество предприятий и организаций различных отраслей. И только комплексный подход к ее решению объединенными усилиями государства и бизнес-сообщества даст реальный результат.

В заключение хотелось бы еще раз выразить уверенность в том, что наша страна вступит в свой новый этап развития плавно, без каких- либо потрясений, что позволит обеспечить дальнейший рост благосостояния наших граждан, выполнение принятых программ, в том числе и реализации приоритетного национального проекта “Доступное, комфортное жилье - гражданам России”.

г. Хабаровск



← Назад в раздел