По пути инновационного развития

Терский Михаил Васильевич:

 

– Инновационный прорыв в нашем понимании возможен только там, где мы четко понимаем свои конкурентные преимущества, желательно абсолютные преимущества перед всеми другими территориями. Краю в этом отношении от бога повезло - у него они есть. И первое из преимуществ - это Тихий океан. Понятно, что в рамках инновационного прорыва в зонах океанического стыка с материком это - решение ключевой, национальной задачи, связанной с изменением параметров рыбной отрасли. Все понимают, что только выход в Мировой океан дает нам такой национальный прорыв, когда мы выходим на уровень мировой рыбной державы. Без инноватики тут невозможно обойтись.

Морское машиностроение – вот вторая зона, где были в советское время созданы уникальные инженерные центры по морскому строению. Мы их превратили за рыночные годы в торговые центры. Сюда приезжают японцы, и они все время удивляются, почему мы там не сделаем региональные технопарки. Ничего не надо делать, инженерная инфраструктура готова, но нужно на уровне региональных властей принять решение о создании региональных технопарков с некой специализацией, скажем, в области машиностроения. Причем, никаких федеральных законов писать не надо.

И третий прорыв в море, который абсолютно четко видится, это, конечно, транспорт. Понятно, что мы по транспорту сегодня даже в наших лучших портах отстаем в пять раз. Производительность труда на причалах в пять раз ниже. Если сравниваешь их с мировыми, понимаешь, что отстали надолго. Преодолеть этот разрыв при той инвестиционной и стратегической политике, которую реализуют сегодня транспортные предприятия невозможно, потому что те, кто работает в этой же конкурентной зоне, скажем, в других странах, делают больше и быстрее. Главная наша проблема, что скорость технологических изменений возросла настолько быстро, что мы просто не успеваем ее отследить.

Я упустил здесь, конечно, биологию океана, которая тоже является нашим конкурентным преимуществом, и очень важно ей воспользоваться. Несравненно конкурентное преимущество - это внешнеэкономическая деятельность со странами ВЭТ. Здесь есть люди, которые на рынках АТР могут работать, для которых работа в Китае не является патологической зоной страха. Что бы не происходило, мы всегда будем оставаться конкурентными в этой сфере, если сохраним прежде всего кадровый потенциал. И это преимущество для города Владивостока является ключевым, потому что оно позволяет притянуть сюда управленческие центры. Без привлечения во Владивосток крупных управленческих центров, скажем, нефтяной и газовой бирж, рассматривать его как инновационную площадку невозможно.

И последнее, что для меня абсолютно ясно: я бы поставил эту зону, может быть, даже на первое место, это - отрасли жизнеобеспечения. В экономике существует понятие, до тех пор, пока не создан спрос на инновационную продукцию, бизнес инновациями не занимается. Так вот, 70 % инновационных спросов создается в бытовой сфере.

Фаткулин Анвир Амрулович:

 

– Движение к инновационной деятельности на Дальнем Востоке началось достаточно давно. Где-то с 2000 года появилось понимание необходимости такого движения, и мы предприняли первые шаги: подали заявку о формировании нового, (я буду говорить о практике своего вуза конечно), вида учебного заведения, научно-учебного инновационного комплекса. И был выпущен приказ министерства образования о том, чтобы создать такие модели университетских комплексов на территории России. И одна из таких моделей была сформирована на базе Дальневосточного государственного технического университета. Комплекс получил свой юридический статус, у него достаточно много партнеров, более 250, и мы начали эту деятельность. Мы отработали всю модель научно инновационного комплекса, представили эту модель документально в министерства, где хорошо был прописан именно инновационный блок. И этот опыт был одобрен. Но вот понимание ценности этого явления на территории Приморского края не пришло. Вместе с тем мы продолжали эту работу и с 2005 года стали активно создавать инфраструктурную среду для инновационной деятельности. Созданы другие подразделения, направленные на развитие инновационной деятельности. Хочу сказать, что, идя по этому пути, мы сформировали свою инновационную заявку в рамках приоритета национального проекта образования и в 2007 году. Благодаря инновационной направленности этой заявки выиграли конкурс среди вузов, которые внедряют инновационные образовательные программы. Хочу отметить особенность нашей заявки, и почему она выиграла. Она направлена полностью на инновационное развитие экономики региона. Мы сделали так: взяли план развития Приморского края, приоритетный кластер развития и полностью прописали их в своей заявке, сделав своей задачей. И наша заявка полностью соответствует интересам Приморского края. Таким образом, мы сформировали такую заявку, где приоритетными кластерами инновационного развития являются: горнопромышленный комплекс, нефтегазовый комплекс, строительный комплекс, новые материалы, освоения гидротехнические шельфа, национальное природопользование и охрана окружающей среды, морские инновационные технологии и, конечно же, энергетика.

Чтобы не занимать много вашего времени, хочу отметить особенность базового образовательного процесса, потому что инновационное пространство не будет сформировано, если не будут подготовлены кадры, так называемые инновационные менеджеры, о которых мы много говорим. Но мало кто их готовит, значит, инновационными инженерами не будет создана структура для защиты интеллектуальной собственности, для оценки этой интеллектуальной собственности, не будут созданы структуры для коммерциализации интеллектуальной собственности. Так вот: для того, чтобы все это существовало, мы кардинально меняем идеологию образовательного процесса. Сегодня образовательный процесс должен строиться не в обычном классическом ключе - лекции, занятия, лабораторные практики и все прочее… Должна браться какая-то идея, проект, ноу-хау, создаваться проектная команда из студентов. И развитие самого проекта, и обучение студентов должны идти параллельно. Тогда они приобретают навыки командной работы, коммуникативности, приобретают компетенции соответствующие. И если есть здесь финансы, если есть здесь возможность сформировать, допустим, компанию, то прямо в процессе обучения формируется такая малая инновационная компания, и на рынок выходят не просто выпускники, а рабочая команда с малой инновационной компанией.

Коршенко Игорь Феликсович:

– Приморскому краю есть что предложить в этой содержательной части. Некоторое время тому назад в Приморском крае была закончена работа, которая называлась “знанием концепции стратегии инновационной деятельности Приморского края”. В настоящее время документ сформирован, он закончен. И во главу угла этого документа поставлено следующее: Приморский край должен стать центром цивилизационного прорыва на ближайшие 30 – 40 лет, на базе Приморского края должны быть созданы крупные инновационные центры, прежде всего связанные с технологией ресурсосбережения в самом широком смысле этого слова. И что Приморский край осуществляет стратегию, которую мы назвали инновационный терминал. Связано это было с тем, что Приморье в значительной степени давно трактуется как крупный транспортно-логистический центр, и, вообще, совершенно естественным было бы дополнить хозяйственную составляющую, аналогично стратегии в инновационной сфере. Такая стратегия была предложена. И под нее разработан инфраструктурный комплекс, который точно так же называется “Тихоокеанский инновационный терминал России”, который, вообще говоря, мог бы стать новым видом особой экономической зоны в будущем. Малую составляющую проекта создания инновационного терминала в Приморском крае мы, что называется, забросили в рабочую группу АТС по промышленной науке и технологии, прошли все согласующие элементы, и вот этот проект, он уже сейчас имеет статус проекта АТС. Осталось эти идеи реализовывать. Элементы этой стратегии инновационного терминала начинают прорастать в различных проектах.

Саначев Игорь Дмитриевич:

– Я понял, что все у нас в крае прекрасно, хорошо, замечательные планы, стратегии, у нас все здорово и все весело, у нас один за другим рождаются все новые и новые программы и проекты. На моей памяти больше 20 программ и стратегий развития Приморского края, которые были созданы с 1992 года, больше 20, ни одна из них не была реализована. Почему?

Я вам объясню, очень просто: потому что есть определенная вещь, которая называется структура управления государством, обществом, а структура управления начинается, извините, с муниципалитета. С муниципалитета она идет дальше, ниже, и самая главная инновация России будет заключаться в том, если мы наладим нормальное управление, простите, элементарным домом, где живут люди. Только тогда, когда рождается управление домом, возможно выстроить управление городом. Потому что структура договоров, когда существуют нормальные договоры, рождается управление домом, тогда возможно муниципалитету договориться с жителями собственного города о том, какие условия, что они хотят решить и по какой цене. Тогда будет понятно, каков должен быть бюджет, где искать средства того муниципалитета, как его достигать, как его находить – это будет прозрачно и открыто.

Давным-давно мы бьемся над проблемами создания реального управления в доме, давным-давно, это на моей памяти лет пять как мы начали борьбу, а она все еще не решается, никаким образом. Пока не будет наведен порядок в бытовой сфере, о каких великих проектах можно говорить?

Авдеев Юрий Алексеевич:

– Игорь Дмитриевич здесь задал полемический импульс. И все совершенно верно. Верно и то, что, вне всяких сомнений, нужно видеть цель далеко вперед. Если мы ее не видим, то все, что делаем, носом в борозде далеко не напашем. И в то же время совершенно очевидно, что-то, под ногами, мы должны видеть и должны обязательно это делать ежедневно и ежечасно. Но вот, когда, наконец, мы заговорили о реальных цифрах в тех инвестициях, которые должны будут прийти сюда на освоение при подготовке к форуму АТС, честно сказать, меня взяли в некотором роде сомнения. Здесь возникает один очень большой вопрос. Да, конечно, деньги будут, деньги есть. Но кто их будет осваивать? Прежде,чем ответить на него, я хотел бы дать несколькими штрихами такую вот картинку.

Действительно: что такое Владивосток и что такое Приморский край? Это территория, которая находится в окружении трехсотмиллионного населения. Северо-Восток Китая, две Кореи и Япония. Триста миллионов – это две России. И все вокруг каких-то там двух миллионов человек приморского населения. Ну, и даже если мы возьмем весь Дальний Восток, шесть с половиной миллионов, то существенно ничего не меняется. Если мы на это дело посмотрим, скажем так, с точки зрения инфраструктуры, то мы здесь тоже увидим такое довольно неприятное соотношение не в нашу пользу. Я попытался оценить уровень инфраструктурного обустройства, прибрежной территории Японского моря. И если мы примем за единичку уровень инфраструктурного обустройства российской территории, то получается, что корейское побережье где-то в сто раз больше, японское побережье – в тысячу раз. Ну, для того, чтобы их показать на цифрах, я скажу так, что на 11 городов Дальнего Востока, с населением свыше 100 000 человек, приходится 341 город Северо-Восточной Азии. И вот с этой точки зрения, я уж не говорю о соотношении, о плотности железных и автомобильных дорог, тем более уж не говоря о качестве их.

И совершенно очевидно, что если мы хотим быть конкурентоспособными, то в первую очередь, должны прорыв осуществлять в этой сфере. А теперь возникает вопрос. Кто будет осваивать те самые 148 миллиардов рублей, которые обозначены для подготовки к форуму АТС? Смотрите, у нас в Приморском крае общее число строителей 30 000 человек. Эти 30 000 в лучшем случае, по показателям года осваивают где-то порядка 16 миллиардов рублей в год. Хотя эта цифра, на мой взгляд, достаточна завышена. Но даже если согласиться с этой цифрой, то получается, что 148 миллиардов мы будем осваивать очень долго. И возникает вопрос: либо нам нужно хотя бы в 2-3 раза повысить производительность труда, со всеми технологиями, либо дополнительно привлечь как минимум от 170 до 210 тысяч человек. Где их взять, где их разместить, как их здесь обустроить? И я должен сказать, что сегодня, к большому сожалению, Приморский край в своей миграционной политике ориентирован, прямо скажем, не по инновационному пути.

Фрагменты выступлений участников “круглого стола”.



← Назад в раздел