Виктор ГРЕБНЕВ: «…Значит, кто-то где-то есть!»

– В ответ выступающему я мягко использую изречение: “Каждый мыслит в меру своей некомпетентности”. Привыкший разглагольствовать с высоких трибун оратор, конечно, никакого моста сам не построит, но навредить делу очень даже сильно может - создать отрицательное мнение у тех, кто принимает ответственные решения или стоит у распределения финансовых потоков.

В России, разумеется, есть и мощности, и профессионалы, которые могут справиться с задачей не хуже иностранцев, но даже заморские мастера ажурных мостов, называемых “чудом света”, не берутся одни за исполнение уникальных произведений. Во всем мире существует практика - ни одна страна такие сложные объекты не строит только собственными силами. И в этом нет ничего зазорного! Потому как мост сам по себе - лишь частица мостового перехода, занимающая, может быть, только 30 % его объема. Не менее важна вся береговая инфраструктура, которую нужно грамотно подвести с обеих сторон. Если рассматривать наш будущий мост как ответственный объект саммита-2012, то он должен начинаться уже из аэропорта. Когда международная делегация прибудет и сойдет с самолета, она ведь, что называется, в разрезе увидит автостраду - все путевые развязки, разметки, сигналы, ограждения. А мост что? Промчатся по нему в 15 секунд, обратив внимание разве что на скалистые берега Владивостока, прекрасное “зеркало” пролива Босфор с кораблями на рейде да бушующую зелень острова Русский.

Это ошибочное мнение – упираться лбом только в мостовые конструкции. Пусть ажурные пролеты плетут “звездные ребята”, а у простой армии строителей всей трассы - от аэропортовских взлетно-посадочных полос до привычных для них объектов острова Русский – огромный объем “черновой” работы, которая идет от земли и владивостокских скальных грунтов.

Самое главное, что многолетняя мечта приморцевнаконец-то осуществится. Мост станет визитной карточкой Владивостока на все времена.

– Вы как-то, Виктор Григорьевич, говорили мне, что “за опытом” ездили как раз за рубеж, были даже в Сингапуре? 

– Из Сингапура я месяц назад вернулся. Там, правда, еще и операцию мне сделали. Удивительно, но на другой же день врач разрешил вставать с постели и гулять на улице. Я не поверил, но, обрадовавшись, поехал “по совместительству” за опытом на самый крупный комплекс, который строится в Сингапуре - казино на острове Сантоза.

Мне уже опытному со стороны стало понятно, какие бешеные деньги тамошние строители отмывают, делая порой бессмысленную работу: с места на место “объекты” перемещают. Техники понагнали (для численности, полагаю), притом – самой древней. Оснащение машинами у них ничуть не лучше нашего. Я ходил по стройке, а они подозрительно смотрели: какой-то иностранец ревизует с переводчиком. Узнав, что россиянин за опытом пожаловал, успокоившись, объяснили свое состояние: бизнес, мол, надо вовремя делать деньги.

– Опыт ищете за океаном, а в чем же свой – отечественный состоит?

 

– Представьте: “Тихоокеанской мостостроительной компании” (ТМК) уже 50 с лишним лет. Ее предшественник – 468-й мостопоезд начинал строить щебеночный завод и путепровод еще в Свердловске. Потом тянул Алтайскую железную дорогу и сооружал мост через реку в Искитиме. А когда его мощности перебросили на Дальний Восток - в Уссурийск, открылся простор деятельности на все четыре стороны: сооружали большие и малые автомобильные и железнодорожные мосты. Все важнейшие промышленные “точки” на карте региона не обходились без мостостроителей - инженерные сооружения для Лучегорского угольного разреза, целый комплекс путепроводных развязок во Владивостоке. Многого стоит одно то, что, что “под крылом”ТГМК при строительстве Некрасовского путепровода находилось 30 подрядных организаций, чтобы губернаторский объект сдать в срок, и такой армадой строителей надо было грамотно и четко управлять.

И что же? Такой дисциплины ни у кого не было: удалось освоить почти полтора миллиарда рублей и стратегически важный объект сдать досрочно. Стратегический! Он стал заводным механизмом, ключом к трем транспортным коридорам, ведущим в Находку и порт Восточный, на хабаровское направление и к границам двух соседних государств - Китая и Северной Кореи.

Думаю, новая идея обустройства Русского острова значительно расширит не только весь конгломерат морских “ворот” Дальнего Востока, в котором по предварительным подсчетам будет один миллион жителей, но и окажет свое влияние на весь Дальний Восток.

– Что сейчас строит ТМК, пока не приступили к исполнению саммитовских объектов?

 

– Компания выиграла последний тендер на реконструкцию участка 87 - 99 км дороги Раздольное – Хасан, вошедшую в подпрограмму “Международные транспортные коридоры” программы “Модернизация транспортной системы России до 2010 года”. Мои специалисты уверены, что им удастся значительно сократить предложенный администрацией края срок строительства на целый год и без ущерба качества. Ведь это тоже, согласитесь, своеобразный саммитовский объект, которым мы и раньше занимались плотно и творчески, обращая внимание на качество в столь сложнейшей местности, похожей по своей структуре на горную страну. Помимо земполотна в данном объекте необходимо построить четыре моста и 28 водопропускных труб, причем железобетонные искусственные сооружения ТМК изготавливает самостоятельно на собственных полигонах.

– Творчески – это как: применяя особые мостостроительные технологии?

 

– Возможно, так. На всех “возложенных” на нас направлениях работает новая техника по современной технологии. Скажем, применяется комплекс машин WR-2500. В конструкции дорожной “одежды” используется метод с устройством нижнего слоя основания способом холодного рисайклинга. Применяются геотекстильные материалы типа “дорнит”. В качестве дренажа дорожной одежды используются габионные конструкции и “матрацы Рено” для укрепления русел свайных железобетонных труб.

Действительно, мы внимательно изучаем зарубежный опыт, а с другой стороны, прислушиваемся к рекомендациям наших отечественных научных подразделений Хабаровского государственного технического университета и Дальневосточного государственного университета путей сообщения. У нас для этого есть все технические условия - работает лаборатория по бетону, новейшее оборудование и техника. А главное – очень творческие, грамотные специалисты.

В 2008 году перед мостостроительной компанией стоит новая задача - отказаться от услуг субподрядчиков и начать самостоятельную укладку асфальтобетонного покрытия на подготовленных дорогах. Для этого предприятие планирует приобрести мобильный асфальтобетонный завод, асфальтоукладчики, катки. Автопарк и комплекс дорожной техники компания обновляет постоянно - бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, миксеры, автомобили.

– Именно об этом говорил заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев, посетив Республику Саха (Якутия) и собрав в Хабаровске весь руководящий состав региона у Тихого океана...

 

– Я чрезвычайно одобрительно отношусь к развернутым идеям обустройства Дальнего Востока – к прокладке новых дорог через непролазную таежную глухомань для освоения несметных ресурсов недр, отечественному, а не иностранному освоению биологических объектов морей Тихого океана, повторному демографическому заселению необъятных просторов региона, занимающего треть России. Пока же все это проекты - желание что-то сделать очень доброе для шести миллионов патриотов-дальневосточников, проживающих в столь экстремальных условиях. К великому сожалению, все, что сделано на краю страны, то же самое, а может быть, больше делается в центральной полосе России. А на окраине, которая становится стратегической площадкой для внедрения в рынок АТР, надо делать значительно больше, основательнее и настойчивее. Ресурс у страны для этого огромный.

Скажу так: вот строители готовы не двукратно, а троекратно увеличить производительность труда - лишь бы им обеспечивался “финансовый фронт работ”. Мы же первый квартал с “помощью” московской канцелярщины делаем провальным. А потом разом - за несколько месяцев осваиваем годовой объем, а остальное время в унынии ищем, где бы найти работу? Не понять - то ли столичное чиновничество продолжает устраивать препоны между желаемым, необходимым для жизни и реальным исполнением великих планов. В президента Владимира Путина мы по его делам и отношению к Дальнему Востоку поверили, верим и его преемнику Дмитрию Медведеву, которого обязательно выберем. Но он не должен ориентироваться для разгона и освоения президентского поста на четыре года обещаний, а осуществлять обещанное сразу. Нам, дальневосточникам, не завтра нужно, а сегодня, сейчас, сиюминутно!

Да, начинает “просыпаться” приморское село, на крыло поднимается арсеньевский “Прогресс”, настраивается на морские горизонты большекаменская “Звезда”, проклевывается жилищное строительство в селах и городах, внедряются в таежные распадки дороги и трассы. Однако этого мало еще: надо для дальневосточников создать необходимые для нормальной жизни условия и особые преференции, и послабления в налогах, тарифах и особенно коммунальных услугах, которые, посмотрите, растут, как тесто на дрожжах. Тогда и люди сюда потянутся, чтобы осесть на всю жизнь. Обещанные Владимиром Путиным преференции должны быть давно реализованы!

– Говорят справедливо, что надо использовать имеющиеся ресурсы. Вот ведь вы, мостостроители, помимо мостов, дорог еще строите жилье и для своего трудового коллектива создаете социальную базу?

 

– Просто мы своевременно взяли курс, связанный с президентскими национальными проектами – строительством жилья. Во Владивостоке сооружен 17-этажный жилой комплекс “Аркада-хаус”. И дома попроще – три “свечки” красуются в районе Первой Речки. В настоящее время строим несколько домов во Владивостоке и Уссурийске. Но… это жилье недешевое, не всем оно доступно и по карману. Мы стараемся “урезать” рост цен, но сегодняшний рынок требует особых государственных подходов, реализации особых программ.

Что касается жилья для своего коллектива, то в Уссурийске в свое время нами был построен профессиональный городок мостостроителей из многоэтажных домов и целой улицы коттеджей, чтобы закрепить лучшие кадры. И хотя у нас нет “крепостных грамот” - люди не разбегаются, их жизнь и труд вполне устраивает собственная гавань, где о каждом человеке заботятся надлежащим образом. А если что не так – то на защиту “среднего звена” стеной станет профсоюз, который разросся до 80 % коллектива – 700 человек имеют профбилеты.

Мне радостно как руководителю что эта общественная организация не воинственно настроена против “белых воротничков”, а широкомасштабно помогает решать все людские проблемы - от рождения ребенка до последнего пу599999999999ти из этой бренной жизни. Радует меня и то, что у моих людей горит в сердцах огонь поиска и творчества. В мостостроительном подразделении более тысячи человек, и большинство из них – высокообразованные, профессионально “подкованные” кадры. Они готовы не только на любые испытания, но и любой поиск. И, конечно, они, как манны, ждут профессиональной работы. Если нам предложат объемы любых работ, относящихся к сфере саммита 2012 года, коллектив готов, засучив рукава, зимой, весной, летом, осенью выводить свою готовую технику на старт.

Знаете: есть такая детская загадочная, но страшно мудрая скороговорка: “Если где-то нет кого-то, значит, кто-то где-то есть!”. Почему-то мне думается, что это – принцип рыночного строительного хозяйства. Работа есть, присутствует везде – надо только почувствовать ее, узнать, найти, не прогадать и не пропустить, где она выйдет в следующий момент. И тогда все: успех будет обеспечен!

Валентина БРАТЧИКОВА.Приморский край  

 

 



← Назад в раздел