Прежде чем обучить школьника, нужно обучить учителя

– Якутский республиканский институт усовершенствования учителей, так раньше называлось наше учебное заведение, был создан в 1939 году постановлением Совета народных комиссаров Якутской АССР. Помимо основной цели - повышение квалификации педагогов – приходилось решать множество вопросов: оказание методической помощи, составление учебных программ и пособий, организация конференций, где можно было обменяться опытом. Всеобщее восьмилетнее образование, затем среднее, школы-интернаты, школы для детей-инвалидов. На каждое нововведение сотрудники института откликались новыми программами и методиками, курсами усовершенствования учителей.

Сегодня наш институт – современное образовательное учреждение, которое осуществляет многоуровневую многопрофильную подготовку педагогов. Его работа наполняется новым содержанием в связи с поставленными задачами. Методическая служба Якутии выходит на российский и международный уровень. Институт входит в российскую единую информационно-образовательную среду. Свидетельство международного сотрудничества – совместные образовательные проекты с партнерами Циркумполярного Севера и ЮНЕСКО.

Нами разработан проект “Формирование инновационной среды дополнительного профессионального образования как ресурс развития педагогов в Республике Саха (Якутия) в условиях интеграции в открытое образовательное пространство”. Инициатива Института повышения квалификации работников образования РС (Я) им. С. Н. Донского-II по совершенствованию качества дополнительного профессионального образования поддержана Министерством образования РС (Я) и включена в Государственную программу развития образования РС (Я) на 2007 - 2011 годы.

На российском уровне участие Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ в рамках программы “Лучшие учителя - образованию Якутии”, участие руководителей учреждений дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации, вузов, науки расценивается как существенный вклад в развитие единого образовательного пространства. Совместные усилия в таких ключевых зонах, как непрерывное образование, повышение качества профессионального образования, нацелены на успешный результат. Такой подход к поиску современных путей развития образования позволяет выделить основной принцип проекта - принцип открытости.

– В чем он выражается?

 

– Прежде всего во взаимодействии разных структур: органов государственной власти различного уровня, общественности и представителей бизнес-сектора. Что касается педагогов, то система согласованной работы по распространению передового опыта предусматривает обобщение и трансляцию инновационной деятельности лучших школ и учителей, поддержку школ и учителей, осваивающих инновационный опыт победителей нацпроекта “Образование”, предоставление грантов. Также необходимо решить вопросы в области правовой поддержки деятельности по распространению инновационного опыта и защиты авторских прав.

– Как определить, насколько та или иная методика преподавания актуальна и стоит ли этот опыт распространять?

 

– Для этого существуют основные характеристики и критерии ценности передового опыта. Это новизна, актуальность решения собственных проблем, эффективность, потенциальная полезность, перспективность.

– Как определить актуальность? То, что важно для одного, может быть неинтересным для другого…  

– Понятие актуальности связывают с актуальностью решаемых с помощью распространяемого опыта проблем: чем больший круг проблем он позволяет устранить, тем более актуальным является. Об этом показателе можно судить по его важности для определенного числа учителей школы, района и региона.

То же самое можно сказать и о новизне. То, что для одних новое, для других может оказаться традиционным. Объективно новым опыт является только для его создателей. Все остальные будут иметь дело с уже использованным ранее опытом. Если передаваемый опыт не обладает для школы или учителя определенной степенью новизны, он не может быть для них полезным в принципе. Отсюда вытекает следующее понятие – полезность. Она определяется эффектом, который может быть получен в случае использования школой или учителем распространяемого опыта. Он зависит от инновационного потенциала, то есть идей, заложенных в него.

Надежность опыта зависит от степени его готовности к распространению и переносу в другие условия и обусловлена тем, какие теоретические положения легли в основу.

– Насколько быстро и легко педагоги усваивают и перенимают опыт своих коллег?

 

– Усвоение опыта другими школами и учителями — требования, предъявляемые к материально-техническому, программно-методическому, финансовому, правовому, организационному, и, разумеется, к тому, насколько они соответствуют возможностям учителей и школ.

При наличии всех составляющих можно перенять опыт, с помощью которого надо преобразовать работу на каком-то определенном узком участке или целой системе. Это может потребовать более длительного внедрения и применения новых технологий.

Создателем опыта могут быть учителя, руководители школ и целый педагогический коллектив. Также различными могут быть формы: монографии, мастер-классы, стажировки.

Сегодня в обиход учителей вошел термин “портфолио”, своеобразный творческий альбом, где собраны открытые уроки, выступления, участие в семинарах-практикумах, аукционе педагогических идей, конференциях, самостоятельная работа. Портфолио может быть и у школы. В него входят проспекты, информирующие об опыте школы, брошюры и сборники из опыта работы, открытые уроки, семинары, различные виды обучающих и деловых игр, консультации, выставки, форумы, ярмарки, реализация собственных проектов, конференции, социально-общественная презентация.

И в том и в другом случае важно наладить сеть распространения опыта - особый тип взаимодействия образовательных учреждений. Благодаря ей происходит передача информации о передовой педагогической и управленческой деятельности. Каждая школа или учитель получают доступ ко всем объединенным ресурсам сети и могут пользоваться ее потенциалом.

– Если говорить о проекте в целом, назовите основные направления его реализации.

 

– Практическая реализация комплекса преобразований может осуществляться эффективно лишь на основе программно-целевого подхода.

Реализация приоритетного национального проекта “Образование” позволяет определить инновационный ресурс дополнительного профессионального образования. В данном контексте логичны и востребованы меры по созданию инновационных ресурсных центров, необходимых для повышения квалификации и создаваемых на базе образовательных учреждений. Сегодня важно обобщить лучший опыт уклада школьной жизни, обновленного содержания образования, современных технологий, эффективного управления в ходе инновационной и опытно-экспериментальной работы.

Нормативно-правовая база ресурсных центров утверждена на уровне министерства образования. Планируется создание системы сетевого взаимодействия ресурсных центров на базе инновационных школ-победителей приоритетного национального проекта “Образование”.

Предприняты первые шаги по созданию электронных учебников повышения квалификации по различным образовательным областям.

Введение индивидуального образовательного маршрута учителей в области повышения квалификации и, как следствие – индивидуальных образовательных программ повышения квалификации способствует продвижению педагога по индивидуальной траектории развития. Подготовлены контрольно-измерительные материалы, создаются спецкурсы, позволяющие учителю осуществить выбор, решается вопрос сетевых завучей с поддержкой методических улусных служб, определены образовательные координаторы по областям в современных условиях и территориальной разбросанности республики.

– Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

 

– Это накопительная система повышения квалификации. Она предусматривает электронные зачетные книжки. Введение накопительной системы приведет к сетевому взаимодействию с вузами и ссузами не только на региональном, но и на федеральном и международном уровнях.

– Как можно оценить, насколько повышается квалификация педагога, насколько успешно он занимается инновационной деятельностью в повседневной работе?

 

– С помощью мониторинга. Это действительно эффективный механизм реализации поставленных целей.

Если говорить об инновационной деятельности, то она является эффективным фактором развития образования и позволяет наиболее адекватно реализовать стратегические задачи развития образования и оптимально сочетать интересы личности, общества и государства.

Национальный проект “Образование” определил направления развития системы, пути модернизации образования. Все это невозможно решить без системных преобразований, которые и предусмотрены в нашем проекте.

Марина АКИЕВА.г. Якутск



← Назад в раздел