Александр Матвеев: «На законодательном «фронте» еще многое предстоит сделать»

 

– Александр Сафронович, закончился 2007 год. Как бы вы охарактеризовали его в жизни республики? Каких успехов удалось достигнуть, и какова в этом доля сенатора Матвеева?

– Уходящий год был насыщен важными политическими событиями.

Республика отметила 375-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и основания города Якутска. Проведенные в Москве и Санкт-Петербурге мероприятия привлекли огромное внимание к нашей республике. Признанием вклада Якутии в социально-экономическое развитие России явилось награждение большой группы якутян государственными наградами.

Прошли выборы в Государственную думу, которые показали не только высокую активность избирателей, но и выразили доверие президенту России и поддержанной им партии. Сделан заметный шаг в реализации национальных проектов. И, конечно, утверждение правительством России Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года. Это стратегически важный для республики, да и для России в целом документ. В нем впервые за многие годы продемонстрировано реальное подтверждение того, что Восточная Сибирь, и в первую очередь Якутия, становится плацдармом ускоренного развития всего Дальнего Востока. Более того, федеральной правительственной комиссией одобрен проект по формированию в Южной Якутии кластера (территориально-производственного комплекса), он был выбран как самый эффективный из 143 представленных на рассмотрение. Хотелось бы подчеркнуть, что руководство республики в новых экономических условиях сумело обосновать возможность и необходимость реализации планов, которые были намечены еще в 80-е годы прошлого столетия.

Теперь относительно личного вклада. Я постоянно информирую жителей республики через вашу газету и другие республиканские издания о том, над какими законами идет работа, чем занят, какие проблемы решаю в рамках комиссий по информационной политике, по регламенту и организации парламентской деятельности, членом которых я также являюсь.

Основным содержанием моей работы являются законотворческая деятельность по формированию государственной политики экономического и социального развития северных регионов, рационального использования природных ресурсов, регулирования прав коренных малочисленных народов.

Работа законодателя — коллективный труд, поэтому значительная ее часть проходит в комитете по делам Севера и малочисленных народов, в котором я являюсь первым заместителем председателя. Формы этой работы разные, в том числе выездные заседания. Так, в этом году одно из заседаний комитета по реализации национальных проектов прошло в Якутске. Почему был выбран именно Якутск? На мой взгляд, Якутии в отличие от ряда других регионов удалось значительно продвинуться в реализации этих проектов. У нас лучше идет работа по сносу ветхого жилья, принята республиканская целевая программа «Жилище». Быстрее выполняются государственные обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Значительные успехи достигнуты в развитии образования. Достаточно сказать, что ежегодно вводится по 15 новых школ, а подключение к сети Интернет образовательных учреждений выполнено на 100%. Есть заметные подвижки в реализации программы «Здоровье». Наконец, начались перемены в традиционной для коренных народов республики отрасли сельского хозяйства. Во время визита в Якутию в январе 2006 года президента России В.В. Путина, В.А. Штыров поднял вопрос о поддержке оленеводства и табунного коневодства. Затем здесь прошло выездное заседание коллегии Министерства сельского хозяйства РФ, где были намечены меры, и в этом году после долгого перерыва возобновлено финансирование оленеводства и табунного коневодства. Наш комитет обобщил опыт республики, выработал рекомендации и направил их в органы власти других субъектов Федерации. Вот уже четыре года я являюсь членом трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям.

– Что это за комиссия?

– Каждый год перед началом формирования бюджета регионы направляют свои заявки, в которых просят федеральный центр учесть при выделении средств конкретные потребности субъекта. Заявок таких, естественно, много. И далеко не каждому региону удается отстоять требуемую сумму. Могу сказать: все четыре года заявки нашей республики ни разу не были уменьшены. При этом я опирался на помощь и материалы, подготовленные бывшим заместителем постоянного представителя РС (Я) при президенте РФ, а ныне заместителя председателя правительства Якутии Галины Иннокентьевны Данчиковой.

– Заканчиваются пять лет вашей работы в Совете Федерации. Каковы основные итоги?

– На последнем заседании осенней сессии председатель Совета Федерации Сергей Миронов сделал отчет о проделанной работе за 2007 год. Это огромная многостраничная справка. А умножьте это в пять раз. Поэтому говорить придется о самых главных законах, над которыми работал Совет Федерации. Это 131-й закон (о местном самоуправлении), Водный, Лесной и Земельный кодексы. Заметной была и работа нашего комитета. По нашей инициативе был разработан и принят закон «О малой авиации». Надо ли рассказывать, какое значение имеет этот вид транспорта для Севера и Дальнего Востока вообще и для Якутии в частности? При активном участии комитета были внесены поправки в Земельный кодекс, благодаря которым общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока земля теперь предоставляется в безвозмездное срочное пользование для сохранения и развития традиционного обзора жизни и промыслов. Я лично на пленарном заседании палаты убеждал коллег принять поправки в закон «О некоммерческих организациях», по которому к таким организациям должны быть отнесены и общины коренных малочисленных народов.

Не могу не сказать и еще об одной важной для Якутии проблеме - установлении базовой части пенсии не ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в субъекте РФ. С этой законодательной инициативой выступил Ил Тумэн. Благодаря поддержке нашего комитета данный законопроект сегодня начал прорабатываться в Государственной думе. Вместе с тем на "законодательном фронте" предстоит сделать еще очень много. Я коснусь лишь некоторых весьма характерных проблем. Прежде всего, принятие важнейших для северян законов: «О районировании Севера РФ» и «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Работа над ними идет не первый год, им посвящено не одно заседание профильных комитетов Совета Федерации и Государственной думы, проведены Парламентские слушания, научно-практические конференции. Проблема районирования была предметом специального обсуждения на заседании президиума Госсовета РФ в 2004 году в Салехарде. Генсовет «Единой России»  поручил своей думской фракции поддержать внесение этих законопроектов на рассмотрение на пленарном заседании в приоритетном порядке. Так что задел есть, нужно продолжать работать. Потребует серьезных организационных усилий и работа над отозванным правительством из Госдумы проекте закона «О недрах», других законов о недропользовании. Большинство вопросов было бы снято с принятием Горного кодекса. Я считаю его принятие приоритетной задачей Федерального Собрания. Без такой законодательной базы освоение минеральных богатств Восточной Сибири и Якутии может сопровождаться массой проблем. Ждут своего законодательного закрепления и вопросы взаимоотношения бизнеса и региональной власти в решении социально-экономического развития территорий. Для нас это сегодня особенно важно.

– В последнее время не раз приходилось слышать, что структура Совета Федерации требует изменений. А В. Жириновский в одном из интервью вообще предложил сделать парламент однопалатным. Каково ваше мнение по этому вопросу? Какую роль играет Совет Федерации в государстве и какое значение имеет для регионов?

– Что касается структурных изменений, то они закономерны, поскольку появляются задачи, на решении которых необходимо сконцентрировать особое внимание законодателей. Например, в 2007 году в Совете Федерации были образованы комиссии по проблемам ЖКХ, культуры, морской политике. А предложение Жириновского, во-первых, контрпродуктивное, а во-вторых, антиконституционное. Из уст заслуженного юриста и законодателя слышать такое, на мой взгляд, недопустимо. Совет Федерации, пожалуй, единственный орган, который представляет регионы. По-разному можно относиться к некоторым представителям. К сожалению, еще есть сенаторы, которые плохо представляют ситуацию в конкретном регионе. Но, думаю, в ближайшее время это изменится. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов инициировал закон, уже принятый Госдумой, а затем одобренный нашей палатой, согласно которому представлять регионы может лишь человек, проживший там не менее 10 лет.

Теперь о роли Совета Федерации в жизни страны. Она определена Конституцией, и поэтому наличие палаты, представляющей интересы субъектов в федеративном государстве, - настоятельная необходимость, проверенная не только временем, но и конкретными примерами. При работе над Водным кодексом, когда регионы высказали категорическое непринятие положения о приватизации водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, Совет Федерации добился исключения этой формулировки из Кодекса. Только в 2007 году Советом Федерации были отклонены 10 федеральных законов, внесено в Госдуму 10 законопроектов плюс 94 законопроекта, внесенных сенаторами самостоятельно.

– Оцените итоги прошедших думских выборов. Что даст республике изменение числа депутатов-якутян?

– В начале нашей беседы я уже сказал о том, что выборы показали высокое доверие В. Путину и партии, которую он поддержал. Такая же картина и в Якутии. В. Штыров возглавил список регионального отделения "Единой России", и результат оказался весьма высоким. Возросло представительство нашей республики в Госдуме. Это позволит уже в трех комитетах отстаивать интересы якутян, а значит, добиваться больших результатов.

Марина КОЛБАСИНА.

г. Якутск

 

 



← Назад в раздел